2 ноября 1792 г. вышел первый номер еженедельных «Санкт-Петербургских врачебных ведомостей». Вначале у журнала (термин «газета» еще не привился) было 208 подписчиков – тогда они назывались «пренумерантами». В обращении к читателям издатель И.Д.Герстенберг и профессор Императорского хирургического института Ф.И.Уден заявили, что начинает выходить еженедельник, «в котором всё до здравия и болезней касающееся описано будет, сколько возможно, ясно и подробно».
Хлопотно и не прибыльно
Что содержал первый номер? Разбирался вопрос «о происхождении различия между врачами и лекарями» (лекарями тогда называли хирургов). Подчеркивалось, что в России никогда не существовало присущего Западной Европе антагонизма между врачами и хирургами, сохранявшегося там еще и в XVIII веке. Мысль формулировалась, по нынешним меркам, очень образно: «не полагается ни малейшего различия между внутренним и наружным врачебным искусством». Издание отстаивало прогрессивные идеи, рассматривало различные проблемы медицинской науки и практики, давало советы и методики, вплоть до правильного питания, кормления и воспитания новорожденных, много писало о наследственных болезнях… В общем всё, как по спирали, хотя и на другом витке.
В июле 1794 г. вышел последний, 52-й номер «Врачебных ведомостей». Можно лишь догадываться, что произошло… Дело в том, что тогда и потом издание медицинской печати было делом хлопотным и отнюдь не прибыльным. Но это издание заложило в России фундамент научной медицинской периодической печати. «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» навсегда вошли в историю русской медицинской прессы – так значится во всех трудах. Наиболее полна в этом отношении книга М.М.Левита «Медицинская периодическая печать в России и СССР (1792-1962)», вышедшая в Москве в 1963 г.
Далее после упомянутого журнала в России стали появляться различные медицинские периодические издания. «Медико-физический журнал» (Москва, 1808, 1821), «Всеобщий журнал врачебной науки» (С.-Петербург, 1811-1813, 1816), «Военно-медицинский журнал» (С.-Петербург, 1823-1917; Москва – с 1944 г.), «Вестник естественных наук и медицины» (Москва, 1828-1829, 1831-1832), «Московский врачебный журнал» (1847-1858) – издатель А.И.Полунин. «Медицинский вестник» (С.-Петербург, 1861-1885) – редактор Я.А.Чистович, на его страницах публиковался материалистический труд И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», начали появляться работы женщин-врачей. Журнал «Современная медицина» (Киев, Варшава, 1860-1880), основанный профессором Киевского университета А.П.Вальтером, пропагандировал физиологическое направление в медицине, часто критиковал состояние медико-санитарного дела в России. А сколько выходило специализированных журналов по многим направлениям практической медицины и науки! Назовем лишь некоторые: «Больничная газета» Боткина, «Хирургический архив» Вельяминова, «Психиатрическая газета», «Рентгеновский вестник», «Журнал микробиологии». Значительно позже, уже в наши дни, – «Медицинская радиология», «Вопросы нейрохирургии» и т.д.
«Московская медицинская газета»
Для нас особое значение сегодня имеет «Московская медицинская газета», выходившая в 1858-1878 г г. Основана Ф.И.Иноземцевым. Почему особое? Дело в том, что очень мало сохранилось до наших дней подлинных медицинских изданий, о которых мы здесь упомянули. Не знаем, как они выглядели, о чем конкретно писали. В Москве несколько лет назад закрылся большой «Медицинский музей» – он был крупнейшим научно-историческим центром, где собирались деятели медицины Советского Союза и проводили конгрессы и симпозиумы. Сейчас этого нет, к огромному сожалению.
Зато есть небольшие музеи в провинции, почти в каждом региональном центре и даже в маленьком городке. Об одном из них, находящемся в Рубцовске, мы не раз писали и даже отправляли туда некоторые экспонаты. Создателем его является заслуженный врач РФ И.Беккер.
Мы хорошо знаем, что мемориальные комнаты музейного характера существуют во многих крупных медицинских организациях, кое-где сохранились редчайшие номера различных газет.
А вот нам стали доступны 20 номеров «Московской медицинской газеты», выпущенные все в 1858 г., - с 14 мая по 10 декабря. Читать их - просто удовольствие для тех, кто имеет хоть небольшое отношение к медицине, а для специалистов - порою просто захватывающее.
Итак, начнем…
14 мая, № 20. «Печать позволяется… Цензор Н.Гиляров-Платонов. В типографии Каткова и Кo».
Заголовок: «Смесь». «Вдыхание хлороформа при запое (delirium tremens) было испытано с большим успехом двумя американскими врачами … в пяти случаях, в которых обыкновенные средства, и именно опий, были употреблены безуспешно. …советуют прибегать к хлороформу.
Новый способ приложения адского камня (nitras argenti) к лечению ран. Др. Риболи делает густой раствор азотно-кислого серебра в воде, пропитывает им плюмасо из корпии и высушивает его… Автор вылечивает такой корпией изъязвления»…
21 мая. № 21. «Смертность в Иркутске»
«…В одном из №№ Иркутск. Губ. Вед. помещена таблица, составленная по метрическим книгам, о числе родившихся и умерших в Иркутске с 1838 по 1847 г. Из нее обнаруживается весьма замечательный факт: постоянное, в течение 6 лет уменьшение народонаселения, то есть перевес числа умерших над числом родившихся».
Автор справедливо видит причину в холодных климатических условиях Сибири и сообщает:
«Из болезней нередко свирепствуют довольно нервические горячки, реже лихорадки, но губительнее всего – кровавые поносы у детей, эпидемически возвращающиеся почти каждую весну».
Называется имя «туземного врача г.Поддубного», который утверждал, что поносы идут от коровьего молока… «Очевидно, что причина неблагоприятного изменения молока заключалась в пище, которые получают коровы в поле».
Называется это ядовитое растение – прострел. «Но… у иркутян есть свои туземные лекарства против кровавого поноса. Это куго (Ignatia amara) и дензуй, привозимые из Китая; из них состав второго неизвестен никому… по предположению состоит из глины, пропитанной каким-то бальзамом, и пользуется большой репутацией».
21 мая № 21. «Истинная и мнимая смерть».
«Распознавание мнимой смерти и различие ее от истинной чрезвычайно важно для неврачей. Бывают случаи, что человек или внезапно приходит в такое состояние, при котором вдруг прекращаются жизненные явления, как при утоплении, удавлении, замерзании, обмороке и т.п., или же мнимая смерть развивается вследствие продолжительных болезней.
Это болезненное состояние продолжается более или менее долго и может легко быть принято за истинную смерть, как это и случалось много раз».
Далее автор Л.Зиссерман подробно описывает «самочувствие» тех и других. Из эстетических соображений, известных сегодня каждому фельдшеру, упомянем только один признак: «При тщательном осмотре мнимо-умершего всегда найдем в сердце или оба звука (тик-так), или же по крайней мере один из них, хотя весьма неясные и с большими промежутками».
А если не расслышишь или туг на ухо? Нам также кажется сомнительным следующее утверждение по определению истинной смерти: «Оцепенелость появляется сначала в нижней челюсти, которая, будучи прежде отвислою, теперь сильно притягивается, и рот делается крепко сомкнутым…» Так что, выходит, все мертвецы, подвязанные платком под челюстью (перед самым положением во гроб), на самом деле умершие мнимо? Им, оказывается, еще жить да жить было! А мы…
18 июня, № 25. «Премия Бреана».
Странный случай произошел с французской премией Бреана – был такой доброхот-богач, который обещал поощрять медиков не конкретно за исследования причин эпидемий вообще и холеры в особенности. Не будучи врачом, Бреан просил исследовать состав воздуха, в котором, по его мнению, содержатся жидкости, составляющие причину эпидемий.
Воззрения Французской академии наук говорили о другом: такого не может быть, потому что не может быть никогда! «Предполагаемая роль микроскопических животных давно утратила свою возможную роль». Как же быть со ста тысячами франков, которые сулил Бреан, не давать же их за ложные исследования? В конце концов Бреана убедили раздробить эту сумму. Было записано: «В случае недостатка сочинений по этой части премия присуждается тому, кто найдет средство радикально излечивать лишаи (dartre) или уяснить их происхождение».
«Из отчетов академии видно, что в последние четыре года (с ноября 1854) в нее представлено 153 записки для соискания этой премии. Из них комиссия считает достойным упомянуть только две, из этих двух на первом месте стоит записка нашего соотечественника д-ра Меча из Смоленска: «О лечении холеры, тифозных горячек и некоторых других острых болезней, посредством прививок оспенной материи».
Получил ли смолянин премию Бреана? Но там же редакционная статья без подписи призвала Французскую академию тщательно проверить эффективность методик доктора Меча.
А теперь внимание!
Как жили врачи 150 лет назад
(По письму провинциального доктора А.З-н.)
…«Вероятно, редакции известно, что врачи уездный и городовой получают по 200 р. серебром жалованья в год; врачи военные почти вдвое более. Но неугодно ли будет рассчитать, что из этого жалованья, даже живя в уездном, самом глухом городе, может отложить врач на выписку необходимых книг и инструментов? Положите на самую бедную квартиру 4 р.с. в месяц, 3 р.с. прислуге и 3 р.с. на дрова. Итого 10 р. Остальные 6 р.с. у городового и уездного врача идут и на его пищу, на одежду и на воспитание детей. У врачей военных остается более 6 р.с.; зато и расходы их при беспрерывных передвижениях и неимении оседлости, да при семействе, несравненно значительнее. До выписки ли тут книг и газет?
…Духовная наша жизнь, вероятно, редакции известна… Почти вся наша деятельность ограничивается терапией самых обыкновенных болезней, и главное, соблюдением строжайшего формализма. …На службе своей мы подпадаем под власть бесчисленного множества начальников разных ведомств. Весьма многие в нашем обществе… сами плоховато учившиеся, мало понимая значение науки, ставят врача совершенно в ряд чиновников… Против врача пускается и наушничанье и нашептывание, распеканье и угрозы, большей частью тогда, когда они совершенно правы и действуют по самой сущей справедливости и совести (я не говорю о прискорбных исключениях; где же их нет?)
…Общество наше высшее смотрит на нас как на ремесленников, с которыми думает, что совершенно квит, если бросит за работу кредитный билет. … видят в нас забавных сумасбродов или фокусников и рассказывают о нас не только в своем кругу, но нашей же братии бог знает какую чепуху.
Среднее общество смотрит почтительнее, соображаясь с чинами и орденами врачей, но зато оно еще невежественнее судит нас и скуднее вознаграждает труд и искусство, не умея их ценить, ибо сами трудятся весьма мало, особенно умственно; конечно же, есть исключения… Очень бы интересно было, если бы кто-нибудь… годика два пожил в провинции на месте служащего врача, поездил бы во всякую погоду, во всякое время года… интересно бы знать, что запел бы он о корыстолюбии и братстве врачей и о богатствах, ими собираемых?
…Остальные условия, с одной стороны, так мало развиты, что смотрят на нас, как на людоморов и людорезов; с другой стороны, так бедны, что к нам обращаются бесплатно или вовсе не обращаются… И лечится наш добрый, но неграмотный и бедный народ у знахарей и знахарок, колдунов и коновалов. Конечно, он и там лечится не даром, но зато получает дешевые лекарства.
…Есть целая отрасль медицинская, очень важная для народного здоровья, называемая медицинской полицией. С ней народ наш всех классов вовсе незнаком, и хотя она написана в законе, но остается почти только мертвой буквой».
Это сообщение о существовании в царской России медицинской полиции имело значение, оказывается, во многих случаях жизни: при оспопрививании, а «знаете ли, какие жизненные припасы продаются на рынках? Протухлые, прогорклые, подмешанные и т.д. Врач должен смотреть на них весьма сквозь пальцы. Иначе случится еще чего похуже… Известно ли вам, что мясо зачумленного и вообще больного скота мы зачастую кушаем, сами того не ведая? Знает ли редакция, как подделываются виноградные вина, фабрикуется отвратительная и отравительная водка, обкладываемая в бочках листьями дурмана, белены и других специй? (…) Отчего в последнее время начал сильно мельчать, болеть и слабеть наш народ, так что трудно становится выбирать из целой деревни парня, годного по росту в рекруты?»
Комментарии? Излишни.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».