14 ноября 2024
У моего визави «историческая» фамилия, властно зовущая в дальние века. По Владимиру Далю, «пушкарь» - это артиллерист, воин при пушке. «Действительно, - соглашается собеседник, - семейные изыскания подтвердили: один из наших пращуров - Мартын-пушкарь когда-то был сподвижником Богдана Хмельницкого». А вот у его праправнука самая что ни на есть мирная профессия.
На только что состоявшемся в Москве ХI съезде российских урологов доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой урологии Московского медико-стоматологического государственного университета Дмитрий Юрьевич Пушкарь избран главным ученым секретарем Всероссийского общества урологов.
Так что, естественно, наш разговор начался с обсуждения проблем, которые тревожат заслуженного врача РФ и его коллег.
- Отечественных урологов сегодня «штормит». Волнуют два важных аспекта деятельности, органично взаимодополняющие друг друга. Статус самой специальности - урологии. И то - кто завтра будет работать здесь. Как бы вы прокомментировали это?
- Осенью нынешнего года Минзд-равсоцразвития России издало приказ, по которому урология исключена из номенклатуры основных специальностей. Новость прозвучала как гром среди ясного неба и для председателя Всероссийского общества урологов академика РАМН Н.Лопат-кина, и для остальных 5 тыс. специалистов, входящих в общество. Подобный шаг не продуман, не допустим, подчеркивается в резолюции съезда РОУ.
Трудно логично объяснить намерение чиновников из штаба здравоохранения. Ведь урология во всем мире - специальность номер один. Без нее невозможно представить завтрашний день медицины, как и без развития той же кардиологии, онкологии, гинекологии. Но они признаны как основные...
У меня на кафедре 200 коек. Каждый день «скорая» привозит 25-30 человек, нуждающихся в срочной помощи урологов. Четкая постановка всей работы - в решающей степени заслуга президента МГМСУ академика РАМН Н.Ющука, ректора профессора О.Янушевича...
Сегодняшняя урология и та, что была 15-20 лет назад, - это день и ночь. Хронический простатит, острый уретрит, мочекаменная болезнь, столь привычно звучащие неприятности, - ныне лишь малая часть в длинной череде урологических недугов.
В помощи высококвалифицированного уролога нуждаются и юные, вступающие в половую жизнь, и те, кто готовятся стать родителями: участились проблемы сперматологии, воспалительные заболевания, врожденные аномалии. Деловые люди всё чаще сталкиваются с «симптомом менеджера». На 90% за ним скрывается стресс, нарушения в половой функции, когда нужен уролог-психотерапевт. Угрожающе растет число случаев рака предстательной железы. Он выходит на первое место среди злокачественных опухолей. Своевременно обнаружить недуг, упредить его развитие призвана диагностика уровня ПСА - простат-специ-фического антигена, опухолевого маркера... Это опять же «география» урологии.
Можно говорить о новых эффективных методах лечения такого распространенного заболевания, как аденома предстательной железы - доброкачественной гиперплазии простаты. И здесь вновь не обойтись без урологов. Мы боремся с метаболическим синдромом, связанным с андрогендефицитом в организме.
Впрочем, речь идет не только о недугах сильной половины общества. Аналогичная ситуация характерна и для их спутниц. У 42% женщин в возрасте 35-70 лет имеются признаки недержания мочи! В нашей клинике открыт центр тренировки мочевого пузыря. К нам приезжают учиться американцы, израильтяне.
- В чем же причина недопонимания важнейшей дисциплины? Где истоки напасти?
- Сегодня никого не устраивает система подготовки урологов. Составители министерского приказа, похоже, учитывали этот факт: по их мнению, будущий специалист должен пройти двухлетнюю ординатуру в общей хирургии, затем отработать какое-то время общим хирургом. Никто не возражает. Более того, мы за то, чтобы программы подготовки урологов были рассчитаны на более длительный период. Только так можно подготовить, к примеру, хорошего тазового хирурга, владеющего гинекологией, сосудистой хирургией, травматологией...
Но это совсем не значит, что общая хирургия - основная специальность, а урология - лишь ее придаток.
Какова сложившаяся практика подготовки урологов? Студент медвуза, получив диплом, еще год занимается в интернатуре и затем величает себя урологом. Другой путь - два года подготовки в клинической ординатуре. Распространена и первичная специализация за 4 месяца...
В любом случае перед нами дискредитация специальности, ее девальвация. Утверждаю это как практик, как член правления Европейской школы урологов. В европейских странах студентов мединститутов, решивших стать урологами, готовят по программам, рассчитанным на сроки от 5 до 7 лет. Полагаю, так же должно быть и у нас.
Естественно, мы обязаны позаботиться о том, чтобы завтрашние доктора высокого класса во время учебы не влачили нищенское существование. Размеры стипендии надо пересмотреть. Благо, возможности нынешнего бюджета позволяют это. Программа подготовки, по нашему мнению, должна предусматривать обучение год-полтора общей хирургии, как минимум по полгода - гинекологии, травматологии и т.д. Будущие специалисты смогут «тиражировать» на местах полученные знания, передавать их своим товарищам.
- А кстати, какова ваша оценка - члена Европейской, Американской ассоциаций, Международного общества урологов - уровня отечественной урологии?
- По ряду важных позиций мы не только не уступаем зарубежным коллегам, но и лидируем. В частности, в развитии метода TVT, уникального опыта хирургического лечения недержания мочи у женщин. Клиника известна своими успехами в борьбе со злокачественными новообразованиями простаты. На многих примерах мы подтвердили возможность вернуть больному нормальное качество жизни путем радикальной простатэктомии.
Не случайно же специалисты клиники МГМСУ уже многие годы ведут различные курсы за рубежом. На нашей базе на территории городской клинической больницы № 50 в рамках Европейской ассоциации урологии проходят бесплатные курсы с участием ведущих специалистов европейских стран. Они адресованы медикам разных государств, в том числе и арабского мира.
- Что подвигнуло наследника далеких пушкарей избрать профессию врачевателя?
- Я вырос в медицинской семье. Отец Юрий Тимофеевич был известным кардиологом, много лет проработал в кардиоцентре. Ныне здравствующая, к счастью, мама - Элеонора Григорьевна преподавала в институте микробиологию. Так что главную роль сыграли семейные традиции. Я рано осознал: в медицине столько всяческих интересных специализаций!..
- Ваши учителя?
- Прежде всего, профессор, член-корреспондент РАМН Олег Борисович Лоран. Личность, профессионализм этого человека - подлинный пример для нашего времени. Ему я обязан всем, чего достиг как ученый. Благодарно вспоминаю четыре года работы рядом с блестящим хирургом Дмитрием Вавильевичем Каном. Среди моих учителей французские профессора Жан Амиель, под руководством которого мне посчастливилось трудиться, Жак Тюболь. Уже будучи врачом, я выиграл зарубежную стипендию и смог по 4 месяца ежегодно в течение 7 лет поработать во Франции... Это были 90-е годы.
- Многие в те сложные годы устремились за кордон и остались там...
- У России нет простых годов... Однако мне даже в голову не приходила мысль остаться за границей. Поехал во Францию учиться и постарался получить максимум необходимых знаний, чтобы быть полезным своей стране. Впрочем, стремление к самосовершенствованию никогда не оставляло меня, я из тех, кто не устает учиться у жизни. У меня в клинике работает американский врач из штата Канзас - приезжает на 10 дней каждые 3 месяца, регулярно появляется и доктор из Франции. Учимся друг у друга.
- Каждый день сталкиваться с чужими страданиями, болью. Можно ведь и устать, покрыться панцирем равнодушия... Вас это не коснулось?
- Не могу согласиться с утверждением, что, воспринимая чужую боль, мы сами превращаемся в пепел. Возможности человека бескрайни. К тому же, убежден, настоящего врача без внутреннего сопереживания пациенту не может быть. Если ты заметил, что тебя перестает трогать чужая беда, значит, надо серьезно задуматься о смене профессии.
- Ваш кабинет, словно маленький выставочный зал: фото, гравюры, дискеты...
- С фотографий на меня смотрят мои близкие люди. Среди них, к примеру, покойный профессор Юрий Антонович Пытель. Это те, с кем меня многое связывает, с кем я всегда как бы мысленно советуюсь. Старинные литографии - память о Париже. А вот эту необычную статуэтку мне вручили в 2006 г. в Кремле - премия лучшим врачам «Призвание».
- А почему на стене огромная карта России?
- Повторю известный афоризм: жизнь хороша уже тем, что можно путешествовать. Много езжу в качестве эксперта, приглашенного хирурга, лектора. Реже - просто как турист. Побывал во многих регионах страны - Питер, Ростов, Свердловск, Барнаул, Якутск, Владивосток - от края и до края...
Повидал и зарубежье. Не раз выступал с лекциями за океаном, во Франции, Италии, других странах Европы, перед медиками Ливана, Турции, ЮАР, Марокко. У меня хорошие друзья-коллеги в клинике урологии Университета Пастера в Ницце (Франция), в Университете города Омаха (штат Небраска, США).
- Страсть к коллекционированию вас не обошла?
- Для меня самая важная коллекция - коллекция человеческих образов. Копилка воспоминаний о тех, с кем встречался... В урологии - такова специфика профессии - подобные встречи нередко представляют особые истории. Ведь к нам обычно приходят с проблемами доверительного характера. Мы поддерживаем контакты со многими бывшими пациентами. Некоторые из них становятся близкими нам. Кое-кто работает в качестве медперсонала в клинике.
- А что это за кипа дискет? Любите музыку?
- Музыкой увлекаюсь, и серьезно. Можно сказать, я вырос в консерватории, дружу со многими видными исполнителями. Многих лечил... Люблю Шопена, Баха, Брамса. Из современных - музыку Пьяцоллы.
Недаром же говорят о врачующей силе искусства. Оно действительно не просто возвышает духовно, но и помогает глубже понимать жизнь и больше ее любить. Впрочем, уподоблять его микстуре от кашля тоже не стоит... Как это ни прискорбно, медицины оно не заменит.
Что касается дискет, то это не музыкальные записи, а сплошь учебный материал, опять же по урологии.
- Если не секрет, как вы поддерживаете собственное здоровье, каждодневный тонус?
- Мне по душе утверждение французского философа и писателя Мишеля Монтеня: хмурый врач никогда не преуспеет в своем ремесле. Вот почему доктору просто непозволительно пренебрегать своим здоровьем. А значит, он должен поддерживать и режим дня, и режим питания. По возможности стараюсь следовать этому правилу. Посещаю фитнес-клуб. Люблю активный спорт: аэробику, плавание. Дорожу положительными эмоциями.
- Несколько слов о семье.
- Дома как раз предостаточно положительных эмоций: моего возвращения с работы ждут две дочки - 8 и 6 лет, жена. Кстати, она стоматолог...
- Ваш девиз?
- Вспоминаю любимую фразу Владимира Высоцкого: «Разберемся!» Мой же лозунг - ценить момент, каждое мгновение. Оно бывает хорошим и не очень. Но это - частица нашей жизни, и каждая такая частица должна оставить свой след. Врач это понимает, может быть, острее, чем кто-либо.
Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru