Вы здесь

Страна бесконечного праздника

На самом деле я против того, чтобы встречать Новый год и Рождество в тёплых странах. Помню, как в одном из торговых центров тайской Паттайи удивилась: с чего это Jingle Bells поют летом? Мои дети рассмеялись: так сейчас вроде январь…

Но что поделаешь: возможностью поехать всем вместе на отдых нужно пользоваться. И на море хочется… Но как бы красиво ни были наряжены ёлки в холлах отелей Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, волшебства не случилось ни разу. Равно так же чужды наши новогодние праздники местному населению. Потому что в каждой из «экзотических» стран - свои традиции.


С января по ноябрь



Страной самых длительных новогодних праздников можно назвать… Индию. Дело в том, что живущие здесь христиане отмечают Рождество и Новый год вместе со всем миром. А затем начинается празднование в разных штатах: с 10 марта в Кашмире, 26 марта - в Андра-Прадеш. Во многих местах он наступает 14 апреля, в день официального начала весны. А вот в штате Гуджарат отмечают смену годов осенью. И, конечно, всюду проходят празднования по восточному и мусульманскому календарям.

При этом в каждом регионе -особые обычаи. Если на севере страны все жители украшают себя розовыми, фиолетовыми, белыми и красными цветами, то в южной Индии главной приметой праздника является наполненный фруктами поднос. Каждое утро дети с закрытыми глазами ждут, пока их родители подведут к этому подносу, чтобы отведать новогодних угощений.



Улицы центральных штатов заполняются оранжевыми флагами, а ночью на крышах домов зажигаются огоньки. Главным моментом здесь считается сожжение чучела или украшенного дерева. Всё это сопровождается весёлыми гуляниями, танцами и песнями, прыжками через костёр, а то и хождением по раскалённым углям. Не менее популярными являются запускание воздушного змея и стрельба из лука.



Забавно, что во время гуляний можно поливать друг друга краской или посыпать цветным порошком. В любом институте студенты могут без опаски разукрасить своего преподавателя. Больше того: подчинённым позволено разукрашивать своих начальников! Или как минимум облить их водой.



Ещё одна известная традиция -выбрасывать или сжигать в канун праздника старую одежду.



В одних штатах веселье проходит под знаменем Вишувелы - духа Нового года, в других он посвящён священной корове, в третьих считается праздником женщин и т.д.



Но, несмотря на все эти богатые многонациональные традиции, официально Новый год наступает в Индии, как и везде, в ночь с 31 декабря на 1 января. Местные христиане отмечают его традиционно, в кругу семьи, за накрытым столом. На нём, конечно же, нет ни салатов оливье, ни индейки, зато в изобилии представлены острые вегетарианские блюда. Принято считать, что большое количество специй принесёт много счастья в будущем году.



То, что в каждом штате - свои традиции, ничуть не удивительно. Эта огромная страна, где жители севера и юга не только не понимают друг друга, но и разительно отличаются цветом кожи: живущих на юге тамилов вообще легко спутать с южноафриканцами.



Я побывала только в двух штатах и убедилась, что соседствующие Гоа и Карнатака – словно разные страны. Объясняется это тем, что Гоа, в отличие от остальной Индии, захваченной англичанами, был португальской колонией. Выглядывающие из тенистой зелени домики, городские улицы и храмы – всё отчётливо напоминает юг Европы. Считается, что португальское «мягкое» правление пошло на пользу местному населению, которое вроде бы даже добровольно принимало католичество.

С другой стороны, в Гоа не сохранилось ни одного древнего индийского храма! Разве что совсем крошечный, затерянный в джунглях, куда возят туристов на аттракцион «купание со слонами». Купание, честно говоря, не впечатлило. А вот храм ХII века, весь из чёрного резного камня, – совершенно необычный.



Во время этой поездки пришлось впервые попробовать местную еду (в отеле всё же пища адаптирована к европейским вкусам). Надо сказать, она здесь в целом лёгкая, некалорийная. Даже в сладостях муки совсем немного. Возможно, это вкупе с жарой и есть причина того, что местное население всё сплошь подтянутое, стройное?



К слову, в Гоа (почему-то в у нас принято говорить «на Гоа», но это неверно: Гоа – это штат на побережье океана) в силу того, что большинство населения – католики, корова не является священным животным. Поэтому здесь спокойно потребляют говядину. Но всё больше блюд с куриным мясом. И, конечно, морепродуктами и овощами, рисом с соусом карри.



Вдоль всех дорог можно увидеть специальные тележки с зелёными кокосами – главным источником утоления жажды индийцев, их любимым лакомством. Они срезают верхушки и пьют кокосовый сок, который не только вкусный, но и очень полезный.

И не могу не сказать про так называемый Masala Tea – чай, сваренный на молоке со специями. Не сразу поняла, что это – своеобразный компромисс между английской традицией и местной привычкой: вроде бы и чай с молоком, но – специфичный, пряный. И удивительно вкусный!



Наука жизни



О здравоохранении Индии, о её мощной фармацевтической индустрии следовало бы написать отдельный материал. Мне же хочется рассказать о той необыкновенной традиции народной медицины, которая пользуется заслуженным авторитетом далеко за пределами страны. Конечно же, это аюрведа.



Ошибается тот, кто считает её только способом физиологического воздействия на организм. Разница видна уже в определении: «Аюрведа (от санскр. «āyus» – «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» – знание) – традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. Можно также перевести, как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «наука жизни».



По легенде, аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около 7 тыс. лет назад. Её прародителем считается Дханвантари, аватар Вишну. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии и лечения.



Согласно источникам, золотой век аюрведы приходится на расцвет в Индии буддизма (327 г. до н.э. - 750 г. н.э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела.



В XVIII-XIX веках аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейской медициной. Однако XX век наряду с блестящими открытиями и невероятным развитием медицинских технологий стал временем своеобразного возвращения и к забытым традициям врачевания. Аюрведа примерно в 60-е годы приобрела популярность на Западе, а к концу века – и в России. В разных странах её изучают в специальных учебных заведениях, после чего обязательна стажировка в Индии.



Надо сказать, что базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. Равно, как и некоторые её направления и методы, такие как, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия, диетология и др.



В Индии существует целая сеть научно-исследовательских институтов, есть два правительственных исследовательских центра и университет, где готовят специалистов – учёных и практиков в данной области. Лекарства аюрведы под контролем правительства производит ряд фармацевтических предприятий.



– Важную роль в лечении болезней играет диета, – рассказывает отечественный специалист в этой области Наталья Захаренкова. – Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается 6: сладкое, кислое, солёное, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое вызывает определённый физиологический эффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т.д.



Для очистки тела от дисбаланса применяют пять различных процедур, или методов очистки, известных, как панчакарма («пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание, массаж, применение трав.



– Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой, – поясняет Наталья Захаренкова. – Он может успокоить боль, расслабить жёсткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Считается, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путём.



Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах Индии имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. 



– Однако аюрведа – не только медицинская, но и философская система, ориентированная на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья», она рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи, – подчёркивает моя собеседница. – Согласно ей, «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени и ведёт процессы возрождения.



Мне приходилось общаться с пациентами Натальи Захаренковой, и могу с уверенностью сказать: их действительно отличает удивительное спокойствие, гармоничность в отношениях с миром, доброжелательность к людям. Трудно назвать это совпадением…

Однако спонтанно, в виде экзотического дополнения к отдыху, проходить сеансы аюрведы в Индии я бы всё же не советовала. Как и любое настоящее лечение, оно требует не только системного подхода, но и определённой подготовки организма. Недопустимо, на мой взгляд, позволять производить манипуляции над собой, не удостоверившись в компетентности специалиста. А в аюрведе это опасно вдвойне: ряд применяемых препаратов вызывает обоснованные замечания представителей официальной медицины.



Созерцая красоту



Индийцы верят, что в первый день Нового года нельзя быть ворчливым, раздражительным и недовольным. А если ещё и начинать его с созерцания красоты, то и весь год пройдёт в полной гармонии.



Поэтому 1 января мы отправились в современную столицу штата Гоа - Панаджи и его древнюю столицу - Старый Гоа. Здесь много замечательных памятников архитектуры, как культовых, так и светских. Невозможно забыть храм Непорочного Зачатия Богоматери с его белоснежными лестницами - с ХVI века он был своеобразным маяком для моряков.



А вообще-то в Старом Гоа я искала (и нашла!) памятник основателю учения о гипнозе. Именно он, индийский врач аббат Фариа, сумел своим искусством покорить Париж. И стал прообразом одного из персонажей «Графа Монте Кристо» (только назван там почему-то итальянцем). Аббат Фариа внёс значительный вклад в развитие современной психологии. Он – автор первой в мире монографии по гипнозу, вышедшей в день его смерти в 1819 г.



Фариа доказал, что гипноз не связан ни с какими сверхъестественными явлениями, – только с воздействием на психику человека.

Памятник, омытый слепящим полуденным солнцем, хорошо снять не удалось. Фариа изображён в довольно зловещей позе: с распростёртыми руками над безжизненным телом женщины. Кто не знает, что речь о гипнозе, очень удивляется…



А вот штат Карнатака – совсем другой. Он как раз больше напоминает тот образ Индии, который сложился в нашем сознании: охристые тона земли и синева неба, фанерные лачуги вдоль дороги, некоторые – с рекламой международных или местных брендов (за счёт этого домишки и держатся), лавки с «рисованной» рекламой товаров – для не умеющих читать; разбросанные вдоль каналов коврики для просушки и т.п. И, конечно же, рисовые поля с пробивающимися сквозь зеркальную гладь воды изумрудными щёточками ростков.



Занесло нас в этот штат желание увидеть город Хампи. Сразу скажу: это того стоило, несмотря на 8-часовой путь на машине в одну сторону.



Хампи – это настоящее чудо света. Разрушенный в Средние века некогда роскошный и богатый город, оставленный людьми, производит незабываемое впечатление. Даже то, что дожило до наших дней, свидетельствует об удивительном мастерстве и трудолюбии местных умельцев, да просто – завораживает своей красотой. Особенно, если учесть, что город был возведён на невероятной величины валунах, среди которых находится крошечное священное озеро…



И всё же главной задачей поездки был отдых на берегу тёплого, ласкового Индийского океана. Если учесть, что мы практически ежедневно проводили там по несколько часов, можно сказать, что год начался удачно. Да и прошёл неплохо…



Алёна ЖУКОВА, корр. «МГ».
Гоа, Индия.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru