По мнению специалистов, такие, казалось бы, разные болезни цивилизации, как пищевая аллергия, ожирение, болезнь Крона, сахарный диабет, бронхиальная астма, могут быть связаны с кишечной микробиотой. Об этом шла речь на конференции детских диетологов, проходившей в рамках XIV Всероссийского конгресса диетологов и нутрициологов.
Становление флоры
По словам профессора С.-Петербургской педиатрической академии Елены Корниенко, сегодняшнее представление о составе кишечной микрофлоры сильно изменилось по сравнению с тем, что было тогда, когда в качестве основного метода использовали бактериологический, культуральный. При применении молекулярно-генетических методов количество микробиоты видится большим, и она группируется в большие классы. Микробиота выполняет очень важные функции: метаболическую, защитную, иммуногенную.
Метаболическое действие ее многоступенчато, начинается непосредственно в кишечнике, где она вступает во взаимодействие с пищей, которую получает человек. Переваривая пищевые ингредиенты и синтезируя новые, она тем самым оказывает влияние на метаболизм организма в целом, может всасываться в кровь, участвовать в реакциях на уровне всех клеток организма, выводиться через почки.
Микрофлора принимает участие в энергетическом обмене. Например, было показано, что колонизация кишечника приводит к более полному расщеплению полисахаридов. Неслучайно говорят, что не менее 10-20% энергии организм получает за счет микрофлоры.
– Результаты экспериментов подтверждают участие флоры в развитии ожирения, а также в активации и модуляции иммунного ответа, – подчеркнула Е.Корниенко.
Становление флоры, как известно, идет поэтапно. Первоначально, когда ребенок рождается, его организм заселяется преимущественно флорой окружающей среды и матери. В первые дни доминирует аэробная флора, затем происходит быстрая смена на анаэробную, появляются бифидобактерии, которые к 10-му дню жизни должны доминировать над всей другой флорой. Позже, с введением прикорма, характер флоры меняется под влиянием питания.
Исследования показали, что буквально с первых дней микробиота индивидуальна для каждого человека. Потому что на ее формирование влияет, во-первых, характер флоры матери, во-вторых, условия родов, окружение, способ родоразрешения, срок гестации, антибиотикотерапия, характер вскармливания. Так, при исследовании с помощью молекулярно-генетических методов стула матери, материнской крови, молока и стула ребенка выявлены одни и те же виды микрофлоры во всех этих средах, что говорит о заселении ребенка кишечной флорой матери. В экспериментах на животных было показано, что во время беременности флора скапливается сначала в мезентериальных лимфоузлах, а после родов она попадает в молочную железу и через материнское молоко – ребенку.
На состав детской флоры может влиять состояние здоровья матери. Антибиотикотерапия женщины в родах, обработка антисептиками приводят к тому, что микробиоценоз у ребенка более скудный и устанавливается позднее. Это имеет отдаленные последствия, в частности, нарушение вагинальной флоры матери и антибиотикотерапия во время беременности может приводить к повышению риска бронхиальной астмы у ребенка. Кстати, формирование микробиоты у детей, рожденных путем кесарева сечения, идет под влиянием кожной флоры. А у детей, рожденных естественным путем, доминирует вагинальная и кишечная флора. Они разные. Это отражается и на становлении бифидофлоры, которая является доминирующим классом в раннем возрасте. Бифодофлора у детей, рожденных с помощью кесарева сечения, устанавливается только к 6 месяцам жизни, что приводит к отдаленным последствиям, повышает риск пищевой аллергии и бронхиальной астмы. То есть сказывается на протяжении всей жизни.
Антибиотикотерапия во время беременности увеличивает риск сахарного диабета 1-го типа у ребенка, причем в большей степени это присуще препаратам широкого спектра действия.
Применение антибиотиков у детей в раннем возрасте повышает риск воспалительных заболеваний кишечника, особенно болезни Крона. Даже один продолжительный курс антибиотикотерапии меняет структуру микробиоты, и после его окончания она не приходит к норме.
Факторы риска
– Мы проанализировали ранние факторы риска развития воспалительных заболеваний и пищевой аллергии, – поделилась данными Елена Корниенко, – они оказались абсолютно похожими. Это короткий период грудного вскармливания, позднее прикладывание к груди, низкий вес при рождении, применение антибиотиков, кесарево сечение.
По словам Е.Корниенко, широко распространенные болезни цивилизации связаны с кишечной микробиотой. И действительно, у детей, страдающих этими заболеваниями, имеются отклонения в ее составе, например, у аллергиков отмечается недостаток бифидобактерий и изменение их спектра, в частности уменьшение бифидобактерий младенческих штаммов.
У детей с ожирением снижен, по сравнению со стройными людьми, уровень бактероидов и относительно повышен уровень лактобацилл.
Для разных заболеваний оказались свойственным не только связь с нарушением становления микробиоты, но и некоторые тенденции в изменении ее состава, в частности, уменьшение колонизационной плотности, снижение количества бифидобактерий, бактероидов и повышение протеобактерий. При всех названных заболеваниях наблюдается изменение состава флоры и повышение уровня граммотрицательных бактерий, являющихся самым мощным стимулятором воспаления.
Характерные изменения
Но еще более интересно не то, что при наличии заболевания имеются некие отклонения флоры, а то, что изменение флоры предшествует развитию заболеваний, например, снижение бифидобактерий в раннем возрасте может способствовать ожирению.
Исследование женщин с ожирением, а также детей, которые быстро набирают вес к 6 месяцам, показало, что у них имеются одинаковые тенденции в изменении флоры: снижение бифидобактерий младенческих штаммов и увеличение клостридий и протеобактерий.
Изменение флоры отмечается в более ранние сроки, чем воз-никают проявления аллергии, в частности, уже на этапе аэробного заселения плотность заселения кишки у аллергиков меньше.
У детей-аллергиков с рождения и до 4 месяцев наблюдается снижение таких показателей, как число микробных видов и индекс разнообразия, хотя проявления аллергии отмечаются позднее.
Уровень колонизации отражается и на иммунном ответе.
Специалисты считают, что общими особенностями кишечной микробиоты при разных заболеваниях, сопровождающихся хроническим воспалением, являются более скудное заселение, недостаток бифидобактерий и бактероидов. Изменение кишечной микробиоты формируется на этапе ее становления и предшествует развитию болезней цивилизации. Возникновение того или иного заболевания зависит, вероятно, от генетического фона.
Кстати, совокупность бифидо-бактерий и бактероидов оказывает более сильное воздействие, чем каждый из этих микробов в отдельности.
Симбионтные штаммы нормальной флоры, а первым заселяется кишечник бифидобактериями, оказывают наиболее активное формирующее влияние на иммунитет. Понимание этого открывает новые возможности для профилактики болезней цивилизации, начиная буквально с пренатального этапа, пропагандируя рациональное питание матери, естественные роды, раннее прикладывание к груди, а после родов – исключительно грудное вскармливание.
Возникает вопрос: а можно ли с помощью пробиотиков, которые принимает мать, формировать биоценоз ребенка и влиять на последующую заболеваемость? Оказалось, да.
Накоплено много работ, которые доказывают, что включение пробиотиков может способствовать формированию более правильной микробиоты и большего многообразия, повышать иммунный ответ, снижать риск аллергии, уровень гликемии. Если грудное молоко отсутствует у женщины, то следует избрать такую стратегию вскармливания ребенка с рождения, которая обеспечивает не просто оптимальный состав смеси как таковой, но и введение пробиотиков, в частности бифидобактерий младенческих штаммов.
– Не только антенатальное питание, но и вскармливание ребенка на первом году жизни существенно влияет на формирование целого ряда заболеваний, – подчеркнула профессор Лариса Щеплягина.
Специалисты отмечают, что многие болезни, в частности воспалительные заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, участились и формируются у детей не в школьном возрасте ввиду плохого питания, как раньше наблюдалось, а начиная с первых лет жизни. Более того, имеются изменения в их течении, такие как присоединение сопутствующей патологии, распространенность поражения слизистой оболочки, тяжесть патологического процесса и др. Всё это вызывает целый ряд симптомов и признаков болезни, которые раньше не были характерны, скажем, для гастродуоденита.
Формирование нового течения заболеваний органов пищеварения во многом связывают с распространенностью различных дефицитных состояний, в том числе недостатка микронутриентов. Доказано, что дефицит микронутриентов на ранних этапах развития плода, в частности цинка, приводит к нарушению метилирования ДНК и экспрессии многих генов. На фоне дефицита цинка происходит очень много различных патологических изменений, прежде всего изменений метаболизма, которые влияют не только на различные отклонения внутриутробного развития, но и на появление сочетанной патологии, ряда нарушений в постнатальном периоде. Установлено, что у детей, имеющих гастродуоденальную патологию, имеет место существенный дефицит железа, цинка, меди, йода и целого ряда витаминов и микронутриентов. Более того, доказано, что дефицит микронутриентов у детей с гастродуоденитом, как правило, связан с нерациональным вскармливанием ребенка до года, а также с неадекватным питанием после года. Установлен целый ряд факторов антенатального влияния на формирование дефицита микронутриентов у ребенка. Это преждевременные роды, угроза прерывания беременности, гестозы и др.
Питание ребенка после года тоже оказывает существенное влияние на формирование заболевания и особенности его течения. Так, если ребенок в возрасте 3-7 лет получает пищу, не соответствующую физиологическим потребностям желудочно-кишечного тракта, то он тоже испытывает дефицит микронутриентов, прежде всего цинка, железа, меди и йода.
Наиболее существенное поражение слизистой оболочки связано с недостатком цинка и меди у ребенка. Дефицит цинка значительно повышает формирование сопутствующей патологии, такой как лактазная недостаточность, реактивный панкреатит и пищевая аллергия.
Ориентация – на профилактику
Как правило, заболевания, которые формируются у детей в условиях дефицитного состояния, очень плохо поддаются терапии и сохраняются на многие годы.
– Поэтому диагностика и лечение – это не путь снижения заболеваемости, необходима ориентация на профилактику, – подчеркнула профессор из Нижнего Новгорода Елена Лукушкина. – А питание является одним из факторов профилактики.
В свое время англичане показали, что наибольший риск умереть во взрослом состоянии от инфаркта имеют мужчины, родившиеся массой тела менее 2,5 кг, а вскоре было установлено, что значение имеет не столько низкая масса тела при рождении, сколько дальнейший скачок роста, когда маловесные дети стремятся догнать своих здоровых сверстников. Интенсивный рост в первые годы не проходит бесследно для взрослого.
Большие прибавки веса в 1-2 года ассоциируются с высоким артериальным давлением, избыточным весом и ожирением и повышенным риском сахарного диабета. Показано, что ожирение связано с избыточным потреблением белка в первые два года жизни.
Разница у детей-искусственников и детей, находящихся на грудном вскармливании, к 9 месяцам составляла при исследованиях 400 г, а к 12 – уже 600-650 г. Доказано, что грудное вскармливание защищает от развития ожирения. Защитный эффект грудного вскармливания возрастает при его продолжительности. Уже в 6 недель искусственники получают объем пищи на 20-30% больший, чем естественники.
– Наша работа демонстрирует, – отметила Е.Лукушкина, – что если ребенок получал на первом году либо цельное коровье молоко, либо кефир, то риск избыточной массы тела был в 4 раза выше по сравнению с детьми, находившимися на грудном вскармливании. Если это невозможно, то дети-искусственники должны получать смеси с низким содержанием белка. Высокий белок – это путь к ожирению.
Питание оказывает долгосрочный эффект, по сути программирует здоровье или заболевания взрослых, предопределяет продолжительность жизни, – подчеркнули специалисты.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».