23 декабря 2024
Николай Андреевич Алексеев - ведущий сотрудник службы музейной информации Пушкинского Заповедника. Более 20 лет он фотографирует эти места и снимает о них фильмы. Десять лет назад переехал сюда из Санкт- Петербурга, где работал урологом. Наша встреча состоялась в Научно-культурном центре в Пушкинских Горах в дни XXIII Февральских музейных чтений памяти С.С.Гейченко.
- Как вы стали врачом?
- Родители у меня нефтяники. Мы жили в Куйбышевской области. С нами была бабушка, которая заболела. Мы с мамой повезли ее в больницу. Бабушке потребовалась сложная операция по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Она скончалась на операционном столе. И это произвело на меня, а я учился еще в школе, в девятом классе, такое впечатление, что решил пойти в медицину. А еще я прочел биографию доктора Ф. Гааза. Мне запали в душу его слова: "Спешите делать добро". Два года учился в медучилище, потом, отслужив в армии, поступил на лечебный факультет Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ныне СЗГМУ им. И.И.Мечникова - Б.Л.). Окончив его в 1986 г. по распределению попал в Больницу им. Чудновского (ныне Клиника высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПбГУ – Б.Л.). Я проработал в ней пять лет, ходил в море судовым врачом на рыболовном траулере. Медицина там экстремальная. На борту 80-85 человек. В первом же рейсе лечил травматический отрыв пальцев стопы с большой кровопотерей, перелом трех ребер, ушибы, порезы. А у моего приятеля во время шторма насмерть придавило грузом одного моряка, а другого выбросило за борт, и он утонул. Была у меня больная с подозрением на внематочную беременность. К счастью, под рукой оказался учебник. Приходилось выводить моряков из запоя. С другой стороны, видишь мир. Между рейсами чаще всего работал в урологическом отделении, которое возглавлял Александр Леонидович Рогутский. Я ему ассистировал. Крайний, как принято говорить, рейс был на научно-исследовательском судне "Космонавт Павел Беляев". Теперь этих пароходов уже нет, их, как говорится, "распилили на иголки". Единственный остался в Музее Мирового океана в Калининграде.
После окончания моей морской эпопеи прошел специализацию по урологии, и стал работать на берегу, в поликлинике РАН в С.-Петербурге. В один из летних дней в 1996 г. ко мне обратился пожилой человек с серьезными урологическими проблемами. Я ему оказывал помощь, все кончилось операцией, слава богу, удачной. Этим человеком оказался художник Энгель Насибуллин. Я со школьных лет увлекался фотографией, и показал ему свои снимки. "А вы бывали в Михайловском?", - спросил Энгель. "К стыду своему, ещё нет", - ответил я. "Тогда поехали, у меня там дом", - сказал он. И вот я приехал сюда, начал здесь фотографировать. И всё. Я пропал. Следующий мой приезд был через месяц, потом через два. Погода начала меняться, осень наступила, снег выпал. Мы стали общаться, я показывал ему свои работы. Вместе ходили в Русский музей и Эрмитаж, где он учил меня композиции на работах классиков. Как говорил Брюллов, «искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». За год у меня накопился материал, я познакомился с сотрудниками Пушкинского заповедника, с его директором Георгием Николаевичем Василевичем. В "Бироновых конюшнях" (выставочном зале Музея Пушкина на Мойке, 12) состоялась выставка моих фоторабот. Для меня это все было ново и необычно. А потом я привез ее сюда по приглашению Георгия Николаевича. Это был февраль 1998 г. Я не прекращал ездить в Пушкинские горы до 2009 г. - в отпуск, в праздники, на выходные. Появилась какая-то потребность тут бывать. В определенные месяцы здесь нет никого, своя, необычная атмосфера, которую в городе вряд ли увидишь. Ощущение необыкновенной уединенности. Само собой, вспоминались стихи. Энгель подарил мне томик Пушкина "Стихи, написанные в Михайловском". Ходи и читай. Я стал активно здесь работать. У меня появилась видеокамера, стал снимать события, конференции, вернисажи. Меня просили приехать. Я почувствовал, что я здесь необходим. Я хочу здесь жить, в конце концов. Получив предложение Г.Н.Василевича о работе, за что ему благодарен, недолго раздумывал. Увидев мое заявление об увольнении, главный врач был обескуражен. Сложно мне было объяснить ему свое решение. Прежде чем стать врачом, я два года учился в медучилище и шесть лет - в мединституте, 40 лет прожил в мегаполисе.
-Как вы освоили ремесло кинематографиста?
- В мединституте у нас был факультет общественных профессий, где был студенческий театр и фотокинолаборатория. Какие-то азы кинематографии я освоил еще тогда. Стал самостоятельно изучать литературу - записки С. Эйзенштейна, пятитомник Г. Козинцева. Кино мне всегда было интересно. Здесь я снял несколько документальных фильмов.
- Но ведь заповедник снимали и до вас?
- Каждый человек видит все по-своему. А если он еще и поделится увиденным, это, наверное, может быть и другим интересно. Я стал больше читать Пушкина. Очень интересный источник - его переписка. Письма передают ощущения и настроения молодого человека, оказавшегося, после Петербурга и Одессы, в глухой деревне, в полном одиночестве. Но он не только не спился, а стал творить. За время Михайловской ссылки написал более 100 произведений, и каких - " Я помню чудное мгновенье", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Борис Годунов"... По мнению пушкинистов, Пушкин стал Пушкиным здесь.
- Пушкина сюда сослали, а вы-то приехали добровольно. Стоило ли?
- Я нисколько не жалею. Может быть, оклад уролога сейчас выше, чем у меня, но, к счастью, есть такие вещи, которые деньгами не измеряются. Например, ощущение самого себя. Кто я? Для чего я здесь? Чтобы ощутить в полной мере свое существование, свое житье в этом мире, чтобы увидеть прекрасное, запечатлеть его и оставить другим людям. Я получаю удовольствие от того, что могу снять восход солнца. Живя здесь 10 лет, не могу пройти мимо, когда вдруг, в одно октябрьское утро, все покрывается золотом. Стоишь, затаив дыхание, хотя, казалось бы, видел это сто раз. Недели через две все постепенно угасает, но в ноябре, когда первый снежок, появляются другие оттенки, другой колорит - серость, тоскливость. В жизни все должно меняться. Потом вдруг выпадает снег: "На третье в ночь/ Проснувшись рано/ В окно увидела Татьяна/ Поутру побелевший двор,/Куртины, кровли и забор...". Посыпаешься утром, все вокруг крахмально-белое, внутри состояние какой-то торжественности, чего-то необыкновенного, воздух какой-то другой. А в июле здесь изумрудная зелень, бархатная, мягкая атмосфера. Посмотрите мой фильм "Под вашу сень, михайловские рощи". В нем я пытался сказать, как вижу и чувствую здесь Пушкина.
- Кроме Пушкина, вы что-то читаете?
- Очень люблю и перечитываю Чехова. У меня есть полное собрание его сочинений. Некоторые фразы проговариваю вслух. Как это произнесено, как точно замечено. Мне он очень близок и понятен. Сильное впечатление произвел "Остров Сахалин". Именно эта поездка приблизила его кончину. Биография Чехова помогает понять его внутреннюю сущность. Он содержал три школы и своих многочисленных родственников. Очень люблю книги о путешествиях. Например, "Образы Италии" Павла Муратова. Я несколько раз был в Италии.
- А как отнеслись к переезду сюда ваши родственники?
- Жена приехала со мной и устроилась терапевтом в здешней поликлинике. Сын остался в Петербурге. Он к тому времени уже окончил институт, и работал видеоинженером на телевидении.
- А вы тоже, наверное, могли бы работать тут по специальности?
- Здесь нет ставки уролога. Плачевно, конечно, все. Остались почти одни пенсионеры. Все время хочется спросить у министра здравоохранения, разве здешние жители не нуждаются в лечении? Почему же врачебные зарплаты тут значительно ниже, чем Петербурге? Вроде, живем в одном государстве... Такое отношение унижает врача как в его собственных глазах, так и в глазах пациентов. Почитайте Чехова. Врач был уважаемый человек. А сейчас… Врач должен думать о больном, а не о куске хлеба.
- Желания вернуться в Петербург не возникает?
- Я езжу туда повидаться с сыном и внучкой, побывать в музеях и на выставках, но уже через несколько дней хочется вернуться сюда. Мне там тесно. Когда-то, когда я работал в поликлинике, больной принес мне почитать "Алхимика" Паоло Коэльо. Запомнился призыв слушать сердце и следовать знакам.
- Что успели сделать за прошедшие 10 лет?
- Снято около 35 фильмов. Вместе с моим товарищем экранизировал "Сказку о золотом петушке". Попросил одного их сотрудников музея отрастить бороду, договорился с остальными, чтоб подыграли. Сделали документальные фильмы об истории нашего музея-заповедника. Первая часть об истоках. К столетию Пушкина псковские дворяне подали прошение на имя государя о выделении казенных средств для покупки имения Михайловское, чтобы устроить в нем музей и колонию для престарелых литераторов. Дом в Михайловском, где жил Александр Сергеевич, был продан на своз, и его сын Григорий Александрович на том же фундаменте выстроил другой. Этот дом у него приобрели, и решили в одной комнате создать музей, но дом сгорел незадолго до его открытия. После этого решили восстановить дом Пушкина по сохранившемуся рисунку землемера Иванова. Там был первый музей. А в 1918 г. все барские усадьбы были сожжены. Потом по крестьянским избам в округе находили предметы, унесенные при их разграблении. До 1936 г. здесь было пустое место. А затем резко начали все восстанавливать. Уже подвели дом в Михайловском под крышу, как приезжает московская комиссия, одна из членов которой возмутилась, как мог великий поэт жить в такой халупе. В результате увеличили его высоту и сделали окна витринного типа. Снаружи здание стало напоминать речной вокзал. Во время войны все опять сгорело. Есть кадры кинохроники - одни руины, колючая проволока, окопы, всё заминировано. Разминирование шло четыре или пять лет. И вот тогда, в 1945 г. сюда прислали Семена Степановича Гейченко. Его усилиями, энергией и энтузиазмом было все восстановлено, как при Пушкине.
- А вы где живете?
- Живу здесь в собственном доме с печным отоплением. Мужики срубили мне избу, выкопали колодец. Провел воду, канализацию и электричество. Любимое, после чтения книг, занятие - колоть дрова. На зиму требуется две машины дров. Можно заказать дрова в чурках, а можно расколотые. Я колю дрова сам, складываю в сарай. Потом чувствуешь прилив сил.
Болеслав Лихтерман, корр. "МГ", Пушкинские Горы - Москва
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru