Вы здесь

Воспитать гуманиста

Продолжим разговор о воспитании будущего врача (см.: «МГ» № 15 от 17.04.2019). Мы уже говорили, что повышение про­фессиональных требований и реализация личностно-ориентированного подхода в образовании обусловливают потребность медицинских вузов в педагогах, совер­шенствующих профессиональное мастерство. Однако в настоящее время система непрерывного медицинского образования и профессионального развития врачей нахо­дится в стадии ста­новления. Поэтому необходимо пристально изучать все возникающие вопросы, особенно этико-деонтологические. Почему же именно на них следует акцентировать внимание? Подумаем вместе.

 

Прочный фундамент — гуманитаризация и гу­ма­ни­за­ция

 

Постоянно звучащие призывы к развитию профилактического направления медицины, здоровому образу жизни и предупреждению возникновения заболеваний должны опираться на прочный фундамент. Прежде всего речь идет о грамотно построенном процессе обучения и воспитания будущих врачей. Убежден, что в образовательном пространстве медицинского вуза необходимо уделять больше внимания медико-социальным и этическим аспектам лечебно-диагностической и просветительско-профилактической деятельности врача.

 

Российский ученый Т. Бабакова отмечает, что личностно-ориентированная модель образования включает следующие ключевые характеристики. С точки зрения цели, это развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры; с точки зрения знаний, умений и навыков — это средство развития личности; с точки зрения основных дидактических средств — это диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность; с точки зрения аксиологической (ценностно-смысловой) основы — это потребности и интересы личности; с точки зрения роли преподавателя — это позиционирование его как координатора, консультанта, помощника, организатора (менеджера); с точки зрения получения основных результатов — это повышение уровня личностного развития, учебной самостоятельности, самоопределения и самореализации.

 

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, способы диагностики и лечения и т. д., а нечто гораздо большее — гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и глав­ная цель личностно-ориентированного подхода — спо­соб­ст­во­вать лич­но­ст­но­му рос­ту сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей при со­хра­не­нии зна­чи­мо­сти задач под­го­тов­ки к про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти.

 

В ре­зуль­та­те оп­ре­де­ляю­щими цен­но­стями и смыслами становятся лич­ность и лич­ное дос­то­ин­ст­во ка­ж­до­го, сво­бод­ный вы­бор и от­вет­ст­вен­ность за не­го, твор­че­ст­во, са­мо­по­зна­ние и са­мо­вы­ра­же­ние, нрав­ст­вен­ность и смысл профессии. При этом базовая пе­да­го­ги­че­ская стра­те­гия — стра­те­гия со­труд­ни­че­ст­ва, по­мо­щи, по­ни­ма­ния, ува­же­ния и под­держ­ки. Вот тогда со­дер­жа­ние и спо­со­бы дея­тель­но­сти мак­си­маль­но ос­мыс­ле­ны, ин­ди­ви­ду­аль­но зна­чи­мы и тесно связаны с ме­ха­низ­мами про­фес­сио­наль­но­го ста­нов­ле­ния лич­но­сти.

 

Гуманитаризация и гу­ма­ни­за­ция — это кре­до сис­те­мы не­пре­рыв­но­го медицинского об­ра­зо­ва­ния, ус­ло­вия раз­ви­тия твор­че­ских воз­мож­но­стей пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов, в со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся под­лин­но гу­ман­ное, де­он­то­ло­ги­че­ски гра­мот­ное от­но­ше­ние к па­ци­ен­ту как страдающей личности, субъ­ек­ту об­ще­ния-диалога.

 

Учебный диалог

 

Тогда для пре­по­да­ва­те­ля нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты (про­грам­мы, стан­дар­ты, ме­то­ди­ки и т. д.) являются не дог­ма­ми, на­вя­занны­ми ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей, а свое­об­раз­ным ори­ен­ти­ром соб­ст­вен­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти. Основными кри­те­рия­ми эф­фек­тив­но­сти и качества обу­че­ния и работы ста­но­вят­ся по­ка­за­те­ли лич­но­ст­но­го рос­та сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей. Это про­яв­ля­ет­ся в бо­лее осоз­нан­ном, зре­лом и деонтологически грамотном от­но­шении к пациенту. Средства контроля (на­при­мер, тес­ты) пре­вра­ща­ют­ся в ин­ст­ру­мент по­ни­ма­ния сте­пе­ни ос­вое­ния зна­ний. Упор де­ла­ет­ся на ре­ше­ние ре­аль­ных вра­чеб­ных си­туа­ций (к примеру, при ку­ра­ции па­ци­ен­тов) или мо­де­ли­руе­мых, мак­си­маль­но при­бли­жен­ных к жиз­ни (си­туа­ци­он­ных, кли­ни­че­ских,  пси­хо­ло­ги­че­ских и медико-деонтологических за­дач).

 

Ве­ду­щий стиль об­ще­ния и взаи­мо­дей­ст­вия, ха­рак­тер­ный для лич­но­ст­но-ори­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да, ба­зи­ру­ет­ся на следующих прин­ци­пах: без­ус­лов­но­м при­ня­тии парт­не­ра по об­ще­нию; рав­но­пра­вия, прав­ди­во­сти, ис­крен­но­сти; от­кры­то­сти в об­ще­нии; взаи­мо­по­ни­ма­нии и со­пе­ре­жи­ва­нии (эм­па­тии); со­твор­че­ст­ва и со­труд­ни­че­ст­ва.

 

Лич­но­ст­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный под­ход в со­еди­не­нии с опе­ра­цио­наль­но-дея­тель­но­ст­ным в на­стоя­щее вре­мя применяется для улуч­ше­ния ка­че­ст­ва под­го­тов­ки бу­ду­щих специалистов на док­ли­ни­че­ском и кли­ни­че­ском эта­пах, а также на этапе постдипломного повышения квалификации. Та­кой пе­да­го­ги­че­ский плю­ра­лизм по­зво­ляет развивать ве­ду­щие ос­новы про­фес­сио­на­лиз­ма — цен­но­ст­но-смы­сло­вую и опе­ра­цио­наль­но-дея­тель­но­ст­ную (це­ли, нор­мы, сред­ст­ва, спо­со­бы, ме­то­ды, спо­соб­но­сти).

 

Особенностями организации личностно-ориентированной модели образования и работы врача является то, что обучающийся и педагог действуют как субъекты собственного развития, реа­лизуют свой творческий потенциал и уча­ствуют в со-бытийном процессе. Данная модель профес­сионального развития привлека­ет свободой выбо­ра и возможностью саморазвития. Это в большей степени соответствует идеям и смыслу непрерывного медицинского образования, чем традиционные методики обучения.

 

Совместная деятельность — форма учебного диалога, в котором участники слышат и понимают друг друга. Это отличается от закрытых «монологических» форм обучения. Совместную деятельность можно организовать специально, но диалог, основанный на подлинном взаимопонимании, специально организовать невозможно. Он возникает спонтанно в ходе лекций и семинаров, когда участники действительно хотят слышать и понимать друг друга. Однако педагог и студент могут прилагать усилия для возникновения и поддержания диалога. Для этого организуют как можно больше разнообразных практических самостоятельных заданий, в процессе которых формируется уникальный собственный и личностно значимый опыт.

 

Итак, личностно-ориентированный подход в образовании и деятельности медицинских работников призван формировать ключевые компетенции, прежде всего хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде и гуманное милосердное отношение к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. Ос­нов­ной ак­цент де­ла­ется на вра­чеб­ной про­фес­сии в целом, а не на конкретной дисциплине (ана­то­мии, патофизиологии, те­ра­пии и пр.). Пред­мет пре­по­да­ва­ния ис­поль­зу­ется в ка­че­ст­ве сред­ст­ва про­фес­сио­наль­но­го раз­ви­тия обучающихся. А педагог пе­ре­ходит от обыч­но­го ака­де­ми­че­ско­го кур­са и традиционных форм пре­по­да­ва­ния к раз­ра­бот­ке но­вых об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм и учеб­ных пла­нов, соответствующих личностно-ориентированной модели образования и работы врача.

 

Взрастить лучшие зерна души

 

Хорошо известно, что профессиональное воспитание студентов-медиков — крайне важное направление работы профессорско-преподавательского состава. Оно позволяет развивать у студентов гуманизм, совестливость, милосердие и сострадание к пациенту, готовность к самопожертвованию и иные желательные качества личности. Такой врач в своей лечебно-диагностической и просветительско-профилактической деятельности сможет избежать серьезных деонтологических ошибок и этических промахов, которые служат факторами риска ятрогенных заболеваний.

 

Эффективный прием этико-деонтологического воспитания — это решение задач, посвященных ценностно-смысловым аспектам профессиональной деятельности. Хотелось бы поделиться более чем двадцатилетним опытом своей работы на разных кафедрах МГМСУ имени А. И. Евдокимова. Мы предлагаем студентам поставить себя на место врача и смоделировать варианты собственных ответов. А клинические ситуации подбираем, конечно, неоднозначные, с подвохом. Например, такие.

 

На основании жалоб, данных анамнеза, рентгенологического исследования Вы предполагаете у мальчика семи лет злокачественное новообразование желудка. Направляя ребенка в соответствующее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения, поставите ли Вы в известность о предполагаемом диагнозе его родителей? Ваши действия? Будете ли Вы беседовать в присутствии ребенка?

 

К Вам направлен больной ребенок из другого лечебного учреждения, где он лечился по поводу острого гнойного периостита нижней челюсти. Вы обнаружили грубые врачебные ошибки в комплексе лечебных мероприятий, которые привели к осложнению заболевания. Как Вы ответите на вопрос матери: «Доктор, но ведь я делала все, что мне велели! Почему же ребенку стало хуже?»

 

К Вам на независимую экспертизу пришла беременная женщина. Дородовая диагностика выявила болезнь Дауна у плода. Врачи районной женской консультации настаивают на аборте, но пациентка отказывается по религиозным соображениям. Проведите с ней беседу.

 

Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с болезнью Дауна. Мать ребенка мало осведомлена о подобной патологии. На встречу с Вами пришли ее муж и родители обоих супругов с намерением отказаться от новорожденного. Проведите с ними беседу.

 

Вас вызвали в роддом к женщине, родившей ребенка с полной двусторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба. На встречу с Вами явились родственники, вопреки желанию матери настаивающие на ее отказе от ребенка. Проведите с ними беседу.

 

К Вам на прием обратилась женщина, в анамнезе которой четыре аборта. У пациентки диагностировали бесплодие по причине воспалительных процессов и гормональных нарушений постабортного генеза. Она испытывает тяжелую депрессию, чувство вины, угрызения совести и другие симптомы постабортного стресса. Ваша тактика?

 

К Вам обратилась супружеская пара с просьбой дать консультацию о побочных эффектах абортивной и неабортивной контрацепции. Что Вы посоветуете? Проведите беседу.

 

Судя по откликам, проводимые нами учебные диалоги нравятся аудитории, вызывают искренний интерес и живую реакцию. Желающих поучаствовать в таких беседах, высказать собственное мнение, порой даже настаивая на нем, немало. Иногда разгораются споры, в которых, как известно, рождается истина. Обсуждение услышанного продолжается и после наших занятий. Ребята рассказывают мне, что именно вспоминали и сопоставляли, чем поделились с друзьями и родителями, какие мысли пришли спустя время…

 

Итак, ставя себя на место доктора, студенты взрослеют. Размышляя над спорной клинической и этической ситуацией, они гораздо лучше, чем слушая монолог преподавателя, усваивают ценностно-смысловые аспекты профессии, особенности внутренней картины болезни, мотивации и поведения пациентов, точнее характеризуют ошибочные и правильные действия врачей. Благодаря такому психолого-педагогическому подходу, казалось бы, чисто теоретическая, отвлеченная проблема переводится из формальной плоскости в личностно значимые переживания.

 

Цель этого — формирование потребности в творческой профессиональной деятельности и ведении здорового образа жизни, развитие познавательных способностей, клинического и деонтологического мышления, рефлексии и саморефлексии. Надеюсь, что полученные на занятиях знания пригодятся будущим врачам в нравственно-просветительской работе среди разных групп населения (например, с подростками, склонными к рискованному поведению, или с беременными женщинами, желающими сделать аборт).

 

Уверен также, что студенту-медику весьма полезно учиться ставить себя на место практикующего врача и тем самым готовиться к общению с человеком, находящимся перед сложным выбором и необходимостью принять серьезное решение. Именно здесь пригодиться умение мыслить и действовать этически и деонтологически грамотно. Но это умение не вручается выпускнику медицинского вуза вместе с дипломом. Оно взращивается трудом, годами и, не побоюсь громких слов, кровью и потом!

 

Константин Зорин,

к.м.н., доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни — залог успешного развития» МГМСУ имени А. И. Евдокимова

Учебный диалог: ставим себя на место доктора…

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru