22 декабря 2024
Продолжая разговор об истоках профилактической медицины (см. «МГ» № 34 от 29.08.2018), рассмотрим взгляды на здоровьесберегающее и саморазрушительное поведение великих врачей античности и Средневековья. Существует обширная историко-медицинская литература, посвящённая оценкам творчества этих мыслителей. Их вклад в понимание причин, механизмов развития, методов лечения и профилактики соматических, психических и духовных заболеваний неоспорим и весьма злободневен.
От любомудрия – к врачеванию
Как и большинство научных изысканий, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Ещё Пифагор (570-490 гг. до н.э.) советовал употреблять простую пищу и пить чистую воду, порицал переедание и винопитие. В его сочинениях мы находим сведения о значении режима дня, чистоты тела, физических упражнений и даже о психогигиене, в частности влиянии музыки на работоспособность и настроение.
Отмечу, что в античные вина добавляли травы психотропного действия, сильно опьяняющие, вплоть до галлюцинаций, бреда и одержимости. Вино нередко изменяло состояния сознания, и обезумевший человек терял самоконтроль, мог изрезать себя ножом
до смерти. Вина для языческих церемоний были более опьяняющими, чем обычные застольные, и вызывали мощный психотропный эффект, растормаживающий низменные инстинкты и крайне опасный для здоровья. Отсюда безумство и распутство вакханок – служительниц языческого культа Диониса (Вакха). Вот почему вы- дающиеся античные мыслители ратовали за воздержание от вина или его умеренное потребление. Большое значение для становления гигиены как науки имел родоначальник медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Он первым стал изучать влияние почвы, воды и особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. В знаменитом трактате «О воздухах, водах и местностях» учёный даёт
систематическое описание природных условий, показывает их воздействие на здоровье и значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Он установил, что существуют как общие причины заболеваний (смена времён года, резкие изменения погоды, колебания температуры, плохое качество воды, почвы и т.д.), так и индивидуальные причины (нарушение диеты, режима дня и пр.). Выделяя здоровые и нездоровые местности, учёный отмечал распространение заболеваний через воздух. Гиппократ учил: «Причина болезни – жизнь, не сообразная с законами природы». А врач должен направлять режим больного так, чтобы способствовать скорейшему выздоровлению.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей. По его убеждению, слишком ранние или поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.
О культуре движения
Великий Гален, живший в кон-це II – начале III века н.э., сумел критически проанализировать и обобщить идеи своих много-численных предшественников и современников, соратников и оппонентов, посвящённые природе болезней и принципам врачевания, соблюдению умеренности в жизни и заботе о здоровье. Об этом мы судим на основании трудов сотрудников кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, опубликованных в 2013-2017 гг. под руководством доктора медицинских наук профессора Дмитрия Балалыкина. Опираясь именно на сочинения Галена, мы и рассмотрим античные представления о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.
Действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности является разумное физическое воспитание. Рацио-нальные занятия физкультурой и спортом воспитывают твёрдость, целеустремлённость и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакалённым. Хилое, нетренированное или, наоборот, измождённое неумеренными нагрузками тело нередко приводит к серьёзным психическим заболеваниям и личностным проблемам: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, вплоть до депрессии.
По мнению Галена, чрезмерное увлечение спортом сопряжено с насилием над собой. Если нормальная потребность использовать резервы организма гипертрофируется, то перерождается в страсть. Учёный справедливо полагает, что «величайшее из телесных благ – здоровье». Под ним понимается «равновесие и гармония четырёх элементов – влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил». Отсюда следует, что заботиться о здоровье нужно обдуманно и планомерно.
Размышляя о профилактике соматических заболеваний и формировании здорового образа жизни, Гален исходит из философской идеи целесообразности (телеологичности). Он жёстко порицает тех атлетов, которые калечат духовное и физическое состояние: «Увеличивая свою плоть и улучшая кровообращение, они имеют душу совершенно погасшей, лежащей в страшной грязи, отчего она становится неразумной, похожей на душу бессловесных животных. Возможно, возражая нам, они будут утверждать, что совершенствуют тело. Но смогут ли они оспорить самую высокую ценность, данную нам, – здоровье?».
Справедливые упрёки Галена адресованы не представителям олимпийских видов спорта и участникам любительских соревнований, а в первую очередь античным гладиаторам. Но в ряде случаев такая критика уместна и в отношении тех, кто увлечён экстремальными видами спорта и кого называют гладиаторами сегодня (профессиональный бокс, смешанные единоборства, бои без правил, реслинг). Нехорошо подрывать здоровье чрезмерными физическими нагрузками и неправильным режимом!
Голод – питание – обжорство
Следуя многовековой античной традиции, Гален внёс большой вклад и в обоснование принципов рационального питания. Энергетическая ценность пищи должна полностью покрывать расход энергии, зависящий от пола, возраста, массы тела, уровня обменных про-цессов, объёма и характера нагру-зок. Качественная полноценность пищевого рациона достигается за счёт правильного соотношения основных питательных веществ и соблюдения суточной нормы их приёма.
По словам Галена, принятие пищи допустимо не столько для удовольствия и наслаждения, сколько для удовлетворения насущной биологической потребности. Критерий нормального питания определяется именно духовно-нравственным отношением к сугубо физиологическому акту. Обжорство, гурманство, неумеренность и жадность в принятии пищи приводят к различным болезням. А воздержание от многообразия и изысканности пищи требует волевого решения (подавления желания переедать) и духовного усилия (размышления об истинном предназначении еды).
«Для нас недостаточно стремиться только к достижению самообладания, – писал Гален.
– Мы должны отказаться от изысканной еды, вкусных напитков, опьянения, чрезмерного любопытства и зависти... Ненасытное чревоугодие доставляет намного меньше наслаждения, чем малая часть пирога или другого изящного лакомства… Будьте настороже, возьмите меньше еды, чем необходимо, и гораздо меньше, чем те, кто обедает с нами. Гораздо лучше медленно есть здоровые продукты, избегая всяческой изысканности в еде».
Порочные страсти как начало болезней
Раскрывая этиологию и патогенез патофизиологических процессов, психопатологических явлений и духовных заболеваний, античные учёные полагают, что негативный образ мысли опасен для здоровья, поскольку снижает способность справиться со стрессами, конфликтами, негативными эмоциями, чувством уязвлённого самолюбия, обиды и т.п. Порочные страсти (гордыня, гнев, зависть и т.п.) всегда искажают мышление, ухудшают самоконтроль и увлекают разум как руководящую душевную силу на путь ложных суждений. В результате противоестественного и противоречащего разуму нездорового возбуждения возникают страдания и болезни. Такие взгляды на природу здоровья и болезни близки христианскому и мусульманскому мировоззрениям.
Вслед за Платоном, Гиппократом и другими великими учителями Гален призывает трезво контролировать собственные ощущения, эмоции, чувства и мыслить позитивно: используя логику и силу воли, заменять негативные и разрушительные для здоровья мысли позитивными. При высокой степени самонаблюдения и самоконтроля это даёт явный положительный эффект. Античные авторы противопоставляют «ложное мнение» и «правильное рассуждение» или, говоря современным научным языком, патогенное и саногенное мышление.
Анализируя их труды, мы видим также два вида поведения: во-первых, саморазрушительное (чрезмерные занятия спортом, злоупотребление спиртными напитками, переедание, вещизм и прочие формы зависимости), а во-вторых, – самосохранительное (гигиенические упражнения, рациональная диета, отказ от излишеств и т.п.). Мудрость состоит в умении различать поведение риска, порождающее болезнь, от здоровьесберагающего поведения. Таким образом, основы античной традиции профилактики соматических, психических и духовных заболеваний, а также формирования подлинно здорового образа жизни – это здравый смысл, умеренность, рациональный режим питания, движения, сна, отдыха и труда.
Арабский Восток – дело тонкое
Последовательным сторонником и продолжателем лучших медицинских традиций античности был Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037 гг.). В своём знаменитом «Каноне врачебной науки» он характеризует искусство сохранения здоровья. Главное – это баланс общих факторов: уравновешенность темперамента, выбора пищи, очищения тела от излишков (шлаков), поддержание правильного телосложения и физической активности, улучшение качества вдыхаемого воздуха, приспособление одежды к сезону и натуре данного человека, режим сна и бодрствования и, конечно же, уравновешенность физической и душевной деятельности.
По мнению историков, за 800 лет до открытия Луи Пастером вирусов-возбудителей Авиценна предположил, что некоторые лихорадочные заболевания вызываются «мельчайшими существами». Он определил различие между холерой и чумой, ввёл термин «эпилепсия», описал проказу и желтуху. Он же аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают психосоматически, под влиянием негативных эмоций: «Гнев сильно горячит тело, печаль сильно высушивает его, апатия ослабляет душевную силу и склоняет натуру к слизистости… В итоге уравновешивания характера достигается сохранение здоровья одновременно души и тела».
Большое значение великий доктор придавал воспитанию здорового ребёнка, режиму пожилых и старых людей, здоровью путешественников, роли физических упражнений в сохранении здоровья. Эти советы стали своего рода мостом между античной и современной медициной.
Учёный признавал астрологию лженаукой, что в ту эпоху требовало настоящего мужества. Ведь с врачами успешно конкурировали звездочёты и колдуны, гадалки и кликуши. Более того, многие лекари вместо проверенных лекарств пользовались талисманами, гороскопами, магическими заклинаниями, мистическими поверьями и заговорами. В медицинских трудах на полном серьёзе предлагались нелепые идеи о связях поражённых органов и частей тела с движением определённых планет и расположением созвездий. Например, якобы от Сатурна зависело состояние правого уха, селезёнки, берцовых костей, плеча и мочевого пузыря; от Юпитера – лёгких, печени и стоп; от Марса – левого уха, кровеносных сосудов, половых органов и т.д. На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приёма. К примеру, употребление слабительных средств считалось противопоказанным, если Луна находилась в созвездии Овна, Козерога или Тельца.
Разоблачая абсурдные измышления, Авиценна учил совершенно иному, трезвенному, не ложно мистическому осмыслению жизни. Он писал о воздействии внешней среды на организм и психику человека, о роли патогенных и здоровьесберегающих факторов, о значении гигиены как основы деятельности врача. Авиценна создал свою систему взглядов, в которой понимание здоровья и болезни, причин, их вызывающих и условий им способствующих, рассмотрено в единой связи. Во всём этом мы видим не только выдающиеся клинические и санитарно-гигиенические достижения, но также прогрессивную нравственно-просветительскую линию, пропаганду конструктивного мышления и самосохранительного поведения. Именно поэтому «Канон врачебной науки» выдержал проверку временем и на протяжении столетий служил основой охраны здоровья разных народов.
Константин ЗОРИН, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова, кандидат медицинских наук.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru