Вы здесь

Будущее больничного питания

Многопрофильная городская клиническая больница № 15 им. О.М.Филатова одна из первых, кто принял на себя удар пандемии COVID-19. В кратчайшие сроки были перепрофилированы корпуса для приёма пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Это единственная больница в столице, которая, став инфекционным госпиталем, сохранила и все остальные профили. За 11 месяцев работы в пандемию было выполнено порядка 10 тыс. операций различной сложности и принято более 800 родов. Около 60 тыс. пациентов получили кардиологическую, травматологическую, ортопедическую, офтальмологическую, неврологическую и другую необходимую медицинскую помощь.

 

Пандемия подтолкнула многие процессы в сфере здравоохранения к развитию, в том числе повлияла на систему организации питания в медицинских учреждениях. О том, как и чем питались пациенты больницы на пике пандемии рассказала заместитель главного врача по лечебной работе кандидат медицинских наук Оксана ШАПСИГОВА.

 

– Ваша больница вступила в борьбу с новой коронавирусной инфекцией ещё прошлой весной. Как это происходило…

 

– Это был беспрецедентный опыт, достаточно быстро пришлось перестраиваться под новую реальность. И интеллектуально, и физически, и духовно. На перепрофилирование ушло около недели. Первым делом нужно было выписать либо распределить в другие стационары больных. На момент принятия решения о переводе больницы в инфекционный госпиталь на лечении находилось около 1,3 тыс. пациентов. Тех, кого невозможно было выписать, переводили в другие стационары. На это потребовалось два дня, и уже 22 марта вечером в больнице не было пациентов.

 

У нас работает около 3 тыс. сотрудников, которым тоже необходимо было создать условия. Можете себе представить, сколько пришлось приложить усилий для выхода этих людей на работу. Важно не только создать необходимые условия работы в инфекционном режиме, но и выстроить правильную маршрутизацию как сотрудников, так и пациентов, разделив потоки. Для этого построили крупный шлюз, через который сотрудники входили и выходили из «красной зоны». Первых пациентов с подтверждённым COVID-19 мы уже приняли 27 марта. Повторюсь, что это беспрецедентный опыт. Перестроить три корпуса за такой короткий срок было возможно только благодаря слаженным действиям коллектива больницы, Департамента здравоохранения и правительства Москвы.

 

– С какими трудностями пришлось столкнуться при обеспечении пациентов больничным питанием за такие короткие сроки?

 

– Это был один из самых сложных вопросов. Раньше готовили на пищеблоке, но уже несколько лет эта услуга у нас на аутсорсе. Эпидемиологи были категорически против приготовления еды в больнице, потому что это подразумевает наличие вентиляции.

 

В связи с эпидемиологическими требованиями вентиляцию полностью вывели из процесса. Мы имели дело с новой, опасной инфекцией, передающейся воздушнокапельным путём. Поэтому было принято решение перейти на индивидуальные лечебные рационы. Их разработала компания «АВК», с которой мы уже давно сотрудничаем. Это самый удобный и безопасный вид организации питания. Блюда готовятся на производственно-логистическом комплексе компании, упаковываются в индивидуальные боксы, затем доставляются в больницу, сортируются, разогреваются в пароконвектоматах и развозятся по палатам.

 

– Получается, вся больница перешла на индивидуальный лечебный рацион?

 

– Да, полностью. А это больше тысячи пациентов. В начале пандемии не все коронавирусные стационары были открыты, мало больниц перепрофилировано. Они же открывались поэтапно по приросту количества пациентов. Ситуация менялась на глазах, невозможно спрогнозировать сколько поступит пациентов и сколько понадобится дополнительно порций. Мы были постоянно на связи с сотрудниками компании «АВК». Бывали случаи, когда и по ночам созванивались с их технологами и питание довозили ранним утром. На пике пандемии у нас было 1762 человека. Это самое большое количество пациентов нашей больницы.

 

– Компания всегда шла вам на встречу?

 

– Абсолютно! С их представителями проводились регулярные встречи. Знаю, что они «кормили» и другие коронавирусные госпитали. Например, Коммунарку. И несмотря на такой объём работы, они всегда были контактны и шли навстречу, подстраивались под меняющиеся обстановку и обстоятельства. Мы могли на них рассчитывать в это сложное время.

 

– В чём преимущество индивидуальных лечебных рационов над приготовлением пищи на пищеблоке?

 

– Преимущества есть, я их для себя отметила. В первую очередь это строгий эпидемический контроль. Все блюда маркированы, герметично упакованы. Человеческий фактор сводится к минимуму. Ну, и само питание вкусное, качественное, было много положительных отзывов пациентов. Наши коллеги, медицинские работники, лечившиеся у нас, тоже хвалили питание. Но, конечно, не буду лукавить, сказав, что за год работы, когда через нас прошло 58 тыс. человек, не было жалоб совсем. Их было очень мало, ведь не всем нравится больничная еда. Они были связанны преимущественно с тем, что к нам поступали люди, которые зачастую до этого никогда не лежали в больницах и не знали, что такое лечебное питание. Это был их первый опыт. И не все из них понимали, что это не ресторанная или домашняя еда, а, в первую очередь, лечебное питание.

 

– Сколько диет-столов было разработано совместно с технологами компании для индивидуального лечебного рациона?

 

– Наша больница одна из крупнейших и самых многопрофильных в городе. Есть практически всё: от родильного дома до гнойной хирургии. И все эти профили в период пандемии были сохранены. Мы принимали пациентов со всего города с совершенно разными заболеваниями. Помимо лечения коронавирусной инфекции оказывали хирургическую, кардиологическую, неврологическую и другую помощь. У нас лежали люди с инсультами, инфарктами, острой почечной недостаточностью. Это разные пациенты, которым нужно разное питание. Поэтому принципы назначения диет и лечебного питания остались. Не было какого-то специфического коронавирусного питания. В первые недели было всего две диеты. Это основные варианты диеты ОВД: стандартная и диета для больных сахарным диабетом. Но мы быстро вышли на высокую хирургическую активность и поняли, что не обойдёмся без щадящей и хирургической диеты. Далее появился запрос на высокобелковую диету, потому что у нас достаточно большое количество пациентов с хронической почечной недостаточностью на программном гемодиализе. И тут компания вновь пошла нам навстречу.

 

– Насколько блюда были разнообразны?

 

– Весьма разнообразное пятиразовое питание, которое каждые две недели менялось.

 

– Какие плюсы работы со специализированной компанией вы для себя отмечаете?

 

– Например, нам не пришлось разрабатывать больничное меню. Компания самостоятельно его разработала, а мы просто вносили свои пожелания. Не нужно получать на готовые блюда декларацию соответствия – у компании есть целая служба диетологов, технологов. Плюс, повторюсь, очень строгий эпидемиологический контроль качества. Блюда маркированы, написан состав, срок годности, условия хранения. Всё в прозрачной упаковке.

Сотрудники компании профессионалы. Таким образом, каждый занят своим делом – они кормят, а мы лечим.

 

– Как вы считаете, какое будущее ждёт систему организации больничного питания?

 

– Думаю, что будущее точно не за пищеблоками. Оно за новыми способами организации питания, такими как индивидуальные лечебные рационы и система таблет-питание.

Дарья ПОЛЯКОВА.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru