03 ноября 2024
Говорят,что незаменимых работников нет. А я все-таки лишний раз убеждаюсь в том, что такие есть. И знаете где? - в ГБУЗ РКБ №1 им. С.З.Фишера г.Волжского Волгоградской области. Они как правило, скромны и на общем фоне коллектива не очень заметны. Но в преданности своему делу, которому посвятили всю свою сознательную жизнь, не уступят таким же профессионалам. Наблюдая как они работают, поражаешься их настойчивости, одержимости и терпению. Их душевная красота и обаяние, словно магнит, притягивают к себе.
Аккуратная, собранная, открытая, с красивым русским лицом, с обаятельной улыбкой, с нежным голосом, всегда одетая со вкусом, ее манера общения, мгновенное правильное владение ситуацией - не дают никакого повода сомневаться в ее искренности.
С этой удивительной женщиной, заведующей отделением нефрологии г. Волжского Инной Ткаченко встретился наш корреспондент Александр Кузнецов.
Из записной книжки. «В назначенный день я приехал на встречу. В ее кабинете ничего не было лишнего - рабочий стол с компьютером, кушетка для осмотра пациентов, шкаф с книгами, холодильник и небольшой журнальный столик. «Меня такая обстановка устраивает, - заметила она мой взгляд. - А вот света должно быть много».
-Инна Викторовна, по некоторым данным медиков в вашей родне не просматривается. И вдруг вы выбрали медицинское поприще. Да и родители видели ваше будущее в другом направлении деятельности.
-В медицину я пришла после окончания 8-ми классов, хотя у меня, в перспективе, намечались хорошие шансы на получение золотой медали после окончания десятилетки. Не могла спокойно переносить чужие страдания,- очень хотелось быть нужной. И вот, проявив характер, я забрала документы из школы и отнесла их в медицинское училище. Учителя и родители были просто в шоке от моего поступка. После серьезного разговора в семье пришли к консенсусу, как теперь говорят. Родители дали мне согласие на поступление в медучилище, как благословение на свадьбу, с одним условием - училище я должна закончить только с красным дипломом и затем поступить в медицинскую академию.
Работала ночами санитаркой, днем училась. Уже со второго курса мне стали доверять манипуляции сестринского процесса. Нисколько не жалею поступив таким образом, окончательно убедившись в том, что медицина – это моя жизнь. Я считаю, что медсестринская «ступенька» очень полезна для будущего доктора. Сейчас, когда я проверяю работу своих помощниц, они знают, что провести меня просто не реально. Все видно сразу - как медсестра делает пациенту инъекцию, как общается с ним.Ведь медицинская сестра — это правая рука врача. Если она грамотно выполняет врачебные назначения, то это залог успеха. Она ближе к пациенту, часто больные могут рассказать ей то, что не сказали врачу. Однозначно могу утверждать, что все они, мои помощницы- гордость отделения.
Или приходит на практику молодой доктор. Казалось бы, он уже приобрел какой-то опыт, тактику лечения применяет правильно, но заканчивается рабочее время и он уходит домой, оставив своего пациента на дежурного врача, зная что у него, например, высокое давление или еще что-то требующее особого внимания. Уверена,- такой доктор в отделении долго не задержится. Это мое твердое убеждение.
Из записной книжки. Через отделение Инны Викторовны проходят лечение свыше тысячи пациентов в год. Это жители г. Волжского, сельских районов Заволжья, пациенты из соседних областей и даже ближнего зарубежья. Принцип доктора Ткаченко: если больной человек нуждается в госпитализации, его надо обязательно госпитализировать независимо от места регистрации. Задача Инны Викторовны и ее коллег состоит в том, чтобы их больные как можно позже стали пациентами отделения диализа уронефрологического центра. Благодаря регулярной терапии удается продлить жизнь пациентам без заместительной терапии на многие годы. И это хороший пример для гордости за свой коллектив.
-Что касается эффекта лечения, то все начинается у нас с доверия. Пытаюсь подобрать ключик к пациенту. Должен быть тандем: врач - пациент, который должен не только слушать, но и слышать тебя. Эту работу можно сравнить с работой опытного психолога. Пациента надо так расположить к себе, чтобы он рассказал о своем недуге как можно больше, подробнее и тогда легче будет составить диагностику заболевания и назначить соответствующее лечение. Понимая суть проблемы, пациент становится какбы нашим союзником в борьбе с его заболеванием. А правильная диагностика и назначенное медикаментозное лечение дают удивительный эффект.
-Инна Викторовна, скажите, а где вы находите время для обстоятельного общения с пациентами?
-К большому сожалению время приходится заимствовать у своей семьи. Но я не жалею, да и близкие к этому относятся с пониманием. Сердца моих пациентов ценней, чем золотые слитки. Мы все должны дорожить друг другом. Бывает от тепла простой улыбки стоящий на краю захочет жить.
-А жаркие дискуссии в принятии правильного решения в лечении больного бывают? Или вы как заведующая отделением сказали и...
-Да именно дискуссии. Ведь медицина - это наука доказательная. Срабатывает пословица: в споре рождается истина. В нашей профессии не должно быть авторитарного мнения, ведь на кону здоровье, а порой и жизнь человека. Если коллега может обосновать свою точку зрения и это поможет пациенту, то почему бы и нет. Я работаю с такими же профессионалами, - они врачи широкого профиля - не только нефрологи, но и терапевты. Каждый специалист болеет душой за свое дело, за своих пациентов. Работаем мы по определенной системе, обязательно каждого пациента на следующий день осматриваю лично. Если есть необходимость корректирую лечение, назначаю дополнительное обследование, обсуждаю с лечащим врачом динамику заболевания. А перед выпиской даем рекомендации, как в дальнейшем лечиться амбулаторно.
-Поговорим о кредо доктора Ткаченко...
-В медицину надо идти только по большой любви, как и замуж. Один раз и навсегда. Надо в полном смысле жить профессией, поскольку ваша жизнь - это дело нашей жизни». И еще нужна постоянная работа над собой, изучение опыта работы своих коллег, научная работа - все это формирует врача как специалиста и в конечном итоге делает профессионалом высокого уровня. Если этих факторов нет, то доктор может не состояться.
Беседа неожиданно прервалась.
-Звонил, - пояснила Инна Викторовна, - ветеран войны, участник Сталинградской битвы. Он поступил к нам в отделение в тяжелом состоянии и мы помогли ему восстановиться. И вот он изредка позванивает и благодарит за чуткое отношение.
-И у вас в журнале отзывов столько благодарностей в адрес нефрологического отделения, всего коллектива, что хватило бы на издание целой книги. А каким в перспективе вам хотелось бы видеть свое отделение?
-Прежде всего развивающимся, с передовыми методами диагностики и лечения. И самое главное, чтобы приходили не равнодушные, грамотные, перспективные специалисты, влюбленные в свою профессию.
-А вам есть за что себя упрекнуть?
-По большому счету нет. Но меня так научили: начни с себя. Если в моем коллективе есть недоработки, считаю сама в первую очередь не проконтролировала, не обратила внимания, не досмотрела. Ну, конечно же, требую и с других серьезного отношения к делу.
-Личное время у вас бывает и как вы его проводите?
-С семьей. Посещаю спортивный клуб, стараюсь следить за физической формой, занимаюсь любимым делом.
-Что для вас значит работа?
-Это большая часть моей жизни. Это любимая ее часть. Может, я повторяюсь, но мне нравится то, чем занимаюсь. Думаю, когда-то я сделала правильный выбор.
-В жизни врача бывают неудачи? Как вы их переносите? Руки не опускаются?
-Да, такие моменты случаются. Это когда пациент обратился к нам слишком поздно. Когда мы уже не можем ему помочь. Конечно же, горечь потери, обида за свою беспомощность, безвыходность ситуации захлестывает и накрывает тебя. Но обязательно есть компенсирующие моменты. Помог другим больным, вылечил, избавил от страданий, выписал его здоровым и счастливым - это и есть компенсация для доктора, поскольку нам, медикам нельзя позволить отчаиваться, опускать руки.
-Каким образом контактируете с коллегами из других регионов России?
-В основном на конференциях, специализациях. Но есть такое золотое правило во врачебном сообществе, по крайней мере, у меня оно всегда работает. Можно позвонить в любую клинику — будь то большой научный центр, центральная клиника, либо районная больница и просто сказать, что ты коллега и тебе нужен совет или помощь,- обязательно подскажут, как поступить. Иначе нельзя.
-Что вы цените в людях?
-Порядочность, пунктуальность, работоспособность и доброту.
-На кого вы равнялись в своей работе или хотели бы быть похожей?
-Да, такая звезда для меня есть. Это Самуил Захарович Фишер - основатель нашей больницы. Не перестаю восхищаться этим человеком, его умением быть не равнодушным, жить для людей. Это был врач и руководитель с большой буквы. Его уже нет с нами, но дело его живет.
-Счастье, что оно значит для вас?
-Это когда тебя понимают в семье, на работе. Мне кажется я счастливый человек. Но сложнее всего в жизни -осознавать свою беспомощность перед неизлечимым недугом и при этом смотреть в глаза пациенту.
-Что вы чувствовали после признания вас «Лучшим терапевтом» в областном конкурсе?
-Удовлетворение, востребованность, понимание сложности своей профессии и пользы своего труда. И конечно благодарность вылеченных пациентов.
-Позвольте, Инна Викторовна, привести стихотворение из книги отзывов пациентов о вас.
Она у вас главнее всех,
Пусть в жизни ждет ее успех!
Тактична, вежлива, учтива,
Во всех делах незаменима,
Все за советом к ней идем-
Всегда рассудит что- почем,
Она наставник, она друг,
Она заменит сто подруг.
Вы с ней семья одна большая-
Вас много, а она одна такая,
К тому же очень хороша-
Прекрасны внешность и душа!!!
-Инна Викторовна, что пожелаете своим пациентам?
-Самое главное не ждать «золотой пилюли», а беречь свое здоровье, именно беречь. Следить, по возможности, за физической формой, спать не менее восьми часов в сутки, употреблять полезную пищу, не отравлять себя никотином и не злоупотреблять алкоголем. Находить время общаться со своими детьми и родителями. Одним словом, будьте здоровы!
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru