Вы здесь

Знания – без границ

Как усовершенствовать современную систему последипломного образования?

 

В последние годы в ряде СМИ «общим местом» стали публикации, обвиняющие врачей во всех тяжких грехах. И у обывателя складывается впечатление, будто в системе здравоохранения орудуют чуть ли шайки убийц в белых халатах.

При этом в профессиональной среде бытует мнение, что качество оказания медицинской помощи жителям нашей страны во многом зависит лишь от уровня профессиональной подготовки медиков и тех условий, которые созданы для квалифицированной работы врачей. Вне сомнения. Однако следует учесть, что во всём мире медицина не идеальна. И на «цивилизованном» Западе врачи допускают ошибки, счёт которых исчисляется тысячами. При этом там нет такого негатива в отношении докторов.


Чтобы и в нашей стране поменять сложившуюся ситуацию, по инициативе Минздрава России врачебное сообщество во главе с Национальной медицинской палатой (НМП) проводит целый ряд «оздоровительных мер» в отрасли. Одна из них касается фигуры врача – «краеугольного камня» системы здравоохранения.

Как мы отметили, хорошо подготовленные медицинские специалисты, владеющие новейшими методиками и технологиями диагностики и лечения заболеваний, использующие в своей практике последние достижения современной науки, проводящие профилактическую направленность ведения пациента, способны гарантировать своим согражданам оказание качественных и безопасных медицинских услуг в соответствии с международными стандартами. Но не только. Грамотный врач попутно решает ещё целый комплекс вопросов, например, оптимально использует не столь уж значительные ресурсы здравоохранения, способствует повышению эффективности отрасли и т.д. Опыт показывает, что этому можно и нужно научиться.

Быть в курсе всех новейших достижений медицинской науки, поддерживать свой уровень знаний, умений и навыков врачу в состоянии помочь непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО). Попутно отметим, что по инициативе Национальной медицинской палаты Минздрав России и профессиональные медицинские общества чуть более 2 лет назад дали старт пилотному проекту по НМО врачей первичного звена, с акцентом на дистанционное обучение. Во главе проекта «Внедрение НМО» стоит Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, в составе которого свыше 40 ведущих специалистов в области отечественной медицинской науки и образования. Проект оказался полезным, поэтому приказом Минздрава в середине прошлого года принято решение продлить его действие до 2020 г. с включением врачей всех специальностей, а также всех медицинских и фармацевтических вузов. О том, что, как и насколько скоро необходимо изменить в системе НМО, или, как говорят на Западе, в системе «непрерывного профессионального развития», мы беседуем с президентом Национальной медицинской палаты, сопредседателем Координационного совета по развитию НМО Минздрава России, доктором медицинских наук, профессором Леонидом РОШАЛЕМ.

За масштабное повышение квалификации

– Леонид Михайлович, чем продиктована необходимость модернизации системы дополнительного профессионального образования?


– Я не оцениваю сегодня уровень вузовской подготовки, так как он различен в разных учебных заведениях. Мы знаем о многих проблемах вузов, включая кадровые вопросы, материально-техническое обеспечение и пр. Начатая нами серьёзная работа над профессиональными стандартами, которые будут чётко определять, что должен знать, уметь и делать оканчивающий любой вуз страны студент или ординатуру доктор, несомненно, приведёт к единым образовательным стандартам для всех вузов и повысит качество подготовки. И вопросы последипломного образования у нас не могут считаться полностью отработанными. У нас нет мотивации врачей постоянно и всю жизнь учиться. Кроме того, условия для этого ещё не созданы. Нам ничего не нужно ломать, но перейти к современной и апробированной в мире системе мы обязаны. Несомненно, институты, факультеты и кафедры усовершенствования врачей должны сохраниться.

При этом я убеждён, что многие наши коллеги серьёзно занимаются самообразованием и абсолютно не уступают западным. Сотни тысяч медицинских работников трудятся честно, хорошо. Но недостатки у нас, конечно, есть. Все ведь теперь понимают: чем квалифицированнее врач, тем лучше для людей. А пациенты, заметьте, стали предъявлять к нашим докторам более высокие требования, чем прежде. Тот уровень знаний, который есть сегодня, не устраивает население, отсюда и многочисленные жалобы на медицинский персонал. Действительно, как может расти квалификация врача, если не создать условия, чтобы он учился постоянно, а не только подтверждал свои знания один раз в 5 лет?

Мы нуждаемся в обучении принципиально иного уровня. Вот почему мы решили полностью пересмотреть вопросы последипломной подготовки, сделать её инновационной и отвечающей запросам практического здравоохранения и удобной.

Если я критично отношусь к системе организации здравоохранения многих западных стран, то вот в вопросе непрерывной последипломной подготовки, которая там отлично себя зарекомендовала, нам надо у них учиться. В мире уже давно выработаны технологии, которые позволяют преподносить знания более эффективно. Например, в Англии государство выделяет каждому доктору определённые средства, причём немалые, чтобы он в течение года повышал свой уровень, участвовал в конгрессах, конференциях, симпозиумах. Каждый форум оценивается по-разному, допустим, международный – это одно количество баллов, местный – другое. В течение года человек обязан набрать определённое количество баллов. Потом это проверяется.

Самое главное – там всё систематизировано. Каждый доктор имеет свою ячейку – личное дело, куда помимо него автоматически поступают все данные – где он был, что читал, что выполнил. Благодаря чёткой системе учёта профессиональные организации отслеживают всю информацию о конкретном специалисте и систематизируют её. У нас в этом отношении пока не совсем так. Нет единой системы контроля, в которой бы централизованно отслеживалась отчётность всех врачей в части образовательной активности.


Без отрыва от работы

– Не всегда в этом виноват врач, особенно в глубинке. Он и рад бы поехать на конференцию, да администрация медицинского учреждения не отпускает – некого оставить на участке…


– Соглашусь. Есть ещё один казус – у нас, действительно, проводятся конференции, съезды, симпозиумы, но иногда на них приезжают одни и те же люди, допустим, 10-20% от числа всех специалистов.


– Какой выход можно предложить?

– Будучи в Липецкой области, мы заехали в офис врача общей практики, где нас не ждали. И там я увидел, как медицинская сестра работает за компьютером, доктор также у монитора. Осматривая пациента, одновременно она получала консультацию уролога из областной больницы. Больному было назначено лечение и конкретное время для приёма урологом в областном учреждении, где, кстати, не стало очередей. Такая ситуация – сегодня уже реальность.

Врач посетовала мне, что ей предстоит пройти курсы повышения квалификации, но это значит «отрыв» от семьи, потерю в заработной плате, да и на участке некому будет вести приём. Она готова получать новые знания с помощью современных онлайн-технологий. «Почему не организовать дистанционное обучение?» – задала она резонный вопрос.

Действительно, внедрение дистанционных, электронных и си-муляционных образовательных технологий, причём персонифицированных, позволяет облегчить получение новых знаний. Значит, за ними будущее, и по этому пути следует идти. Поэтому структура НМО нуждается в кардинальной перестройке. Напомню, что по нашей инициативе в России был организован пилотный проект по повышению квалификации участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) с включением элементов дистанционного обучения. Не ломая сложившейся системы обучения на кафедрах последипломной подготовки специалистов, мы подключили к этому процессу профессиональные сообщества и получили положительный результат.

С конца 2013 г. по начало 2015 г. в проекте участвовали 596 врачей. Все они успешно завершили обучение, набрав разное количество баллов по мероприятиям дополнительного профессионального образования (ДПО). У трети норматив в 36 баллов был превышен и составил 47. Причём из этих 47 порядка 30 баллов они набрали за счёт самостоятельных видов активности, электронных материалов, которые оказались наиболее доступными по месту работы, жительства и т.д. Сейчас запускается новый портал Минздрава, который мы опробовали в рамках пилотного проекта, куда начнёт стекаться информация об образовательной активности всех врачей в рамках ДПО.
Таким образом, сегодня мы должны создать в России особую, не очень затруднённую, а скорее облегчающую людям жизнь форму повышения квалификации. Особенно это важно для врачей первичного звена, которые перегружены, трудятся на 1,5-2 ставки, еле-еле доходят до дома, чтобы приклонить голову, ведь утром – опять работа. И так изо дня в день. Когда им ещё учиться где-то на стороне? Мы обязаны учесть это и создать ненавязчивую систему последипломной подготовки. Это должна быть разумная и полезная работа, а не такая, что один раз прослушал цикл, а второй раз уже не хочется. НМО надо сделать интересным, удобным. Врачи вполне могут без отрыва от работы получать свежие данные, обоснованные рекомендации, которые впоследствии станут сразу применять на практике. Но в целом это касается не только врачей первичного звена, а всех специалистов, причем вне зависимости от того, где человек работает – на селе или в городе, в стационаре, поликлинике или здравпункте.

И ещё один важный вопрос. Если мы говорим о дистанционной подготовке, она должна быть бесплатной для врача, как на Западе.

– Понятно, что вы находитесь в начале пути. А кто помогает в этом?

– В состав НМП входит Ассоциация медицинских обществ по качеству, которая взяла на себя всю «черновую» работу. Её сотрудники неоднократно проводили и проводят отличные конференции по
непрерывному профессиональному образованию с приглашением авторитетных специалистов мира, занимающихся непрерывным профессиональным развитием. Вырабатывают конкретные предложения, реализуют их.
Также из представителей профессиональных обществ, вузов, учебно-методических объединений, главных внештатных специалистов сформирована Экспертная комиссия Минздрава России, которая рассматривает программы повышения квалификации, образовательные мероприятия и материалы. С начала года ею проведена оценка 248 образовательных мероприятий, которые уже размещены на портале nmorosminzdrav.ru, а также 168 электронных учебных модулей.

– С какими рисками и слабыми местами приходится сталкиваться при переходе на более прогрессивную систему подготовки специалистов?

– Хочу подчеркнуть, что сейчас мы разрабатываем наиболее дешёвый и самый быстрый путь повышения квалификации врачей. Система НМО должна быть единой для всей страны, что поможет врачу постоянно повышать свой профессиональный уровень и расширять профессиональные компетенции. Для этого нам предстоит создать стройную систему взаимодействия всех звеньев новой системы, чётко отработать электронную базу участия каждого врача в этом процессе. Профессиональные организации уже ведут серьёзную работу по насыщению программ как дистанционного, так и недистанционного обучения, а также электронных учебных материалов (электронных образовательных модулей). Необходимо наладить обратную связь с теми, кто обучается. Нам потребуются и педагогические работники, может быть, уже иного уровня.

В настоящее время предусмотрено, что врач в течение 5 лет должен накопить 250 кредитов, что соответствует 250 часам образовательной активности. Но у людей при этом возникают вопросы. Значит, мы должны очень бережно относиться к коллегам, чтобы не вызвать волну неугодности. Может быть, даже уменьшить количество кредитов до 150. Главное в другом – чтобы человек всё время получал что-то новое и значимое. И так в каждой специальности.

В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 907 от 10.09.2012 «Об утверждении критериев, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство может передавать определённые функции профессиональным организациям. Поэтому зримо усиливается роль НМП, ведь каждая из входящих в её состав медицинских организаций начнёт более предметно заниматься квалификацией врачей и участвовать в аккредитации специалистов. Также сейчас мы будем пересматривать вопрос квалификационных категорий, чтобы они полностью входили в заработную плату, а не маленьким коэффициентом. Это послужит людям стимулом к повышению своей квалификационной категории.

А ещё нам необходим документ, в котором всё это будет отражено, чтобы не было сложностей с правовой базой. Систему непрерывного медицинского образования с контролем и учётом образовательной активности, средствами НМО, мотивацией участников образовательной деятельности и т.д. нужно поставить на юридическую основу. Нам предстоит создать конкретный документ в виде приказа Минздрава и внести изменения в федеральные законы.

– Вы по-прежнему уверены, что в отечественном здравоохранении произойдут позитивные перемены?

– Конечно. Изменения продолжаются, и это поступательное движение. Значит, и перемены обязательно будут. Знаете, такой волшебной палочки, которой взмахнул бы – и завтра всё станет хорошо, нет. Это тяжёлый труд.

Беседу вёл
Александр ИВАНОВ,
обозреватель «МГ».
Фото Юрия ЛУНЬКОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru