Вы здесь

…А сам не плошай

 

Залог эффективной деятельности врачей – самообразование
 

         Профессия врача – одна из немногих, если не единственная, где учебный процесс непрерывен. Медицина сегодняшнего дня развивается настолько стремительно, что, казалось бы, ещё вчера – самые свежие сведения в той или иной области становятся банальными и обыденными уже завтра. Именно в этой связи образование докторов становится залогом отраслевой эффективности, и ведущие отечественные эксперты-клиницисты разрабатывают программы, направленные на регулярное повышение профессиональной квалификации практических врачей. Так, наряду с крупными научно-практическими конгрессами в течение последних нескольких лет, в нашей стране проводятся мастер-классы в режиме онлайн, что, несомненно, делает образование более доступным и удобным. Примечательно также, что нынешний год застит свет аккредитацией медработников – новым методом подтверждения своей профессиональной пригодности и готовности к эффективной работе в практическом здравоохранении. Однако, по мнению экспертов самого высокого уровня, достижение каких-либо приемлемых результатов на профессиональном поприще без регулярного самообразования не возможно.
 

         Современными представлениями о медицинском образовании на последиплопном этапе, а также своим экспертным взглядом на другие актуальные проблемы отрасли  с читателями «МГ» поделился заведующий кафедрой пульмонологии факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО) Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, главный пульмонолог Департамента здравоохранения Москвы, президент Российского респираторного общества (РРО) профессор Андрей БЕЛЕВСКИЙ.
 

         - Андрей Станиславович, в чём состоят основные задачи ФДПО на современном этапе?
 

- Для медицинского образования наступают не самые простые времена. В первую очередь это связано с перспективами изменения процесса получения сертификата специалиста, предстоящей аккредитацией и т.д. Неоднозначность сложившейся ситуации, с моей точки зрения, не столько в смысле реализации, сколько в плане выбора формы образования. Формируется совершенно иной принцип, резко отличающийся от того, который наблюдался у нас многие десятилетия. По всей видимости, нам придётся перейти на краткосрочные курсы в режиме онлайн, а также самоподготовку докторов в виртуальном пространстве. На сегодняшний день такие программы уже разработаны по многим клиническим направлениям. Дело в том, что в нынешнем году стартует крупный проект по аккредитации медработников, и мы должны быть к этому готовы, несмотря на сохраняющиеся пока что привычные для наших врачей курсы повышения их профессиональной квалификации.
 

Проблема заключается ещё и в том, что, согласно концепции медицинского образования, всё большую роль начинают приобретать профессиональные общества, выступающие идеологами в процессе подготовки врачей по той или иной специальности. Это мировая практика. Так что для нашей страны это своеобразный вызов. Пока же  львиную долю образования врачи получают на ФДПО. Для того чтобы профессиональные сообщества полноценно занимались подготовкой врачей, нужны ресурсы – платформа, на которой слушатель мог бы получить всё необходимое в плане знаний и навыков для своей практической деятельности. Так, к примеру, на сайте РРО уже размещаются образовательные ресурсы, которым будут присваиваться необходимые баллы для того чтобы успешно пройти аккредитацию – за каждый модуль (тему) врач будет получать по одному баллу. Таким образом, он сможет в течение года получить необходимые 50 баллов, а за 5 лет – 250. И это заменит доктору все сертификационные циклы, которые до нынешнего времени он проходил 1 раз в 5 лет.
 

- Основная часть образования на ФДПО – это лекции, которые несут в себе сугубо синтетические знания. Насколько это эффективно для практической деятельности врача?
 

- Это очень тяжёло спрогнозировать. Вопрос совершенно справедливый: теоретические знания должны быть применены в русло практической деятельности. Профессиональные сообщества развивают так называемые региональные школы: конференции, когда лектор напрямую общается с участниками лечебного процесса, проводит клинические разборы наиболее сложных и прогностически неясных больных. Такие школы проходят как очно, так и дистанционно в режиме онлайн. И эффект от этого колоссальный: знания эксперта переходят, что называется, из уст в уста – врачи получают неоценимый опыт. РРО разработало план региональных конференций на нынешний год, так что все желающие смогут получить необходимые баллы для аккредитации.
 

Да и сам ФДПО не оторван от лечебного процесса: наша кафедра курирует 2 пульмонологических отделения, где слушатели, приходящие к нам на повышение квалификации, наблюдают пациентов после лекционных и семинарских занятий под руководством преподавателя. Как и в студенческие времена.
 

Тем не менее, практическая сторона образования на последипломном этапе – наиболее уязвимое звено системы. Как известно, в этом году обучение в интернатуре упраздняется, и выпускники медвузов получат право самостоятельной работы на участке без прохождения какой-либо специализации. Лично у меня это вызывает большую тревогу. С моей точки зрения, молодые врачи нуждаются в опеке старших коллег хотя бы в течение года.
 

- Как вы считаете, достаточно ли первичной подготовки по той или иной специализации в течение 576 часов? Заменяет ли это двухлетнее образование в ординатуре?
 

- С теоретической точки зрения, за эти часы в голову специалистов можно вложить немало знаний. Практическое применение этих знаний будет во многом зависеть от навыков доктора - переноса теории в практику. Медицина постигается на практике – давний постулат, с которым не поспоришь. Я полагаю, что по каждой специализации необходимо обучаться в ординатуре. Ординатура – это крайне полезная вещь. За время обучения в ней выпускник-медик так или иначе учится у старших коллег. Мне кажется, что человека без клинического опыта не следует отправлять самостоятельно лечить пациентов.
 

- Достаточно ли двух лет ординатуры для эффективного освоения тех или иных клинических направлений?
 

- Если учебный процесс хорошо поставлен – несомненно. Дело в том, что ординатура структурирована: лекции и семинары, ведение пациентов, как в стационаре, так и амбулаторное их наблюдение, участие в клинических разборах, клинико-анатомических конференциях и т.д. Да, на практике обучение в таком виде встречается нечасто в силу разных причин, однако, если обучение в ординатуре выстраивать таким образом, то никаких проблем в будущей самостоятельной деятельности у молодого специалиста возникать не должно. В этом я абсолютно уверен. В данном случае уместно сослаться на США, где обучение в резидентуре (ординатуре) делает из человека с дипломом о высшем медицинском образовании истинного врача.
 

- Насколько актуальны симуляционные технологии в процессе прохождения врачами сертификационного усовершенствования?
 

- В каждой специализации есть неотложные состояния, и каждый доктор должен знать основы реанимации. С моей точки зрения, отработка этих навыков должна проходить на манекенах. Что касается сбора анамнеза и проведения осмотра, то здесь ничто не заменит общения с пациентами.
 

- Представители терапевтических специальностей в нашей стране в отличие от западных коллег не владеют методами эндоскопии. Страдает ли от этого качество медицинской помощи, оказываемой этими специалистами?
 

- Я не склонен так думать. На примере пульмонологии могу вам сказать, что бронхологи никогда не отказывают своим коллегам в проведении бронхоскопии, которые зачастую присутствуют при этом. В то же время я считаю, что бронхоскопия должна быть введена в навыки пульмонолога. Хотя бы в диагностическом плане, например – с целью осмотра бронхиального дерева.
 

- Различные циклы ФДПО делают акцент на изучении коморбидных состояний. Чем это обусловлено?
 

- Это связано с тем, что, когда пациент предстаёт перед врачом с теми или иными жалобами, доктор только и делает, что занимается этими проблемами, в то время как за описанными больным симптомами зачастую стоят разные группы заболеваний, которые являются факторами риска друг для друга и как следствие могут усугублять течение основного заболевания. К примеру, страдающих хронической обструктивной болезнью лёгких (ХОБЛ) в обязательном порядке нужно тестировать на патологию со стороны сердечно-сосудистой системы.
 

- Вернёмся к стартующей в нынешнем году аккредитации медиков. Насколько это эффективно по сравнению с прежними принципами подтверждения своей квалификации?
 

- Теоретически – это должно быть куда эффективнее. Практически – покажет время. Дело вот в чём: предстоящая аккредитация требует от всех без исключения докторов навыка самообразования. Такого навыка у этих врачей никто никогда не воспитывал. К сожалению, уровень самообразования у наших врачей очень низок. Когда человек приходит на полтора месяца учиться, так или иначе за этот период перед ним маячит преподаватель. Так или иначе слушатель курсов повышения квалификации за это время что-нибудь запомнит.
 

Проблема заключается в том, что от наших врачей никогда не требовалось самообразования. Тем более – на регулярной основе. От этого никогда не зависели ни карьерный рост, ни зарплата, ни прочие успехи на профессиональном поприще. Нужен стимул. К сожалению, нынешние курсы повышения квалификации – натаскивание. Мы пытаемся внедрять самообразование: слушатели нашей кафедры самостоятельно изучают те или иные проблемы, после чего делают доклады, пишут рефераты и т.д.
 

- Как бы вы оценили уровень респираторной медицины в столице нашей страны как главный московский пульмонолог?
 

- Нынешняя концепция столичного сегмента отрасли направлена на формирование врача общей практики западного образца и снижение количества узких специалистов. В целом я с этим согласен, однако нельзя забывать, что пульмонология у терапевта никогда не будет в приоритете: львиную долю жалоб пациентов, обращающихся в первичное звено, составляют проблемы сердца, сахарный диабет и болезни пожилого возраста. Так что одной из наших задач является пульмонологическая подготовка столичных терапевтов, для которых респираторная патология не является ежедневным опытом. Тем не менее врач общей практики не оставит пульмонолога без работы: так или иначе он будет вынужден направлять к нему больных, справляясь лишь с несложными респираторными проблемами. А за столичных пульмонологов я спокоен: уверяю вас, что они, в общем и целом, прекрасно подготовлены. За это я ручаюсь.
 

- Вы – президент РРО. Каким образом общество участвует в образовании врачей?

 

- Мы немного коснулись этого выше – региональные конференции и дистанционное обучение. Кроме того, мы вошли в структуру Европейского респираторного общества (ЕРС), и минувшей осенью в рамках конгресса ЕРС был день на русском языке. Это произвело колоссальное впечатление на наших западных коллег, и ЕРС предложило нам создать Международное общество специалистов в области респираторной медицины, говорящих на русском языке, чем мы сейчас и занимаемся. Полагаю, что это будет только содействовать повышению профессиональной компетенции наших докторов, а также формированию у них оптимального подхода к самообразованию.
 

- Чего, на ваш взгляд, не хватает системе последипломного медицинского образования в нашей стране по сравнению с Западом?
 

- Меня в хорошем отношении поражает Германия, где для того чтобы доктор самообразовывался на постоянной основе, он самостоятельно «передвигается» по разным клиникам – лидерам в той или иной области. К примеру, уже сертифицированный пульмонолог с целью лучшей подготовки изучает пневмонию в Мюнхене, ХОБЛ – в Берлине, бронхиальную астму – в Кёльне и т.д. Врач рассылает своё резюме, и его приглашают на стажировку в ту или иную клинику, которая, как правило, и оплачивает обучение. Обращаю ваше внимание на то, что в данной ситуации доктор сам повышает свою профессиональную компетенцию. Никто его не заставляет этого делать. Он лично в этом заинтересован. Хочет быть лучшим в своей профессии и готов к конкуренции. У нас, к сожалению, всё привязано к одному месту.
 

Очень многое упирается в самообразование, в формирование этого навыка у наших врачей. Именно по этой причине во многом мы отстаём от экономически развитых стран в показателях общественного здоровья.
 

Однако врачи далеко не во всём виноваты. Наших докторов, зачастую совершенно несправедливо критикуют. Как во всякой профессии, среди врачей есть талантливые, способные, посредственные и никчёмные. Посредственных – 75%. Это общемировая практика. От этого никуда не деться. Мировой опыт показывает, что ситуации, при которой врачи работали бы практически безошибочно, добиться невозможно. Человеку свойственно ошибаться.
 

Беседу вёл

Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,

обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru