23 декабря 2024
Новые предложения по изменению организации медицинской помощи и способов её оплаты – это не что иное, как возврат к идеям этого человека.
Добрые слова у нас принято говорить о заслуженных людях в дни юбилейных торжеств или по поводу печальных событий. Хочу нарушить эту традицию и поделиться мыслями и воспоминаниями о незаурядном человеке, которого я и многие мои коллеги считаем своим учителем. Биографию доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ, дважды лауреата премии Правительства РФ Рудольфа Александровича ГАЛКИНА описывать не буду, его яркая жизнь достойна специального исследования. Я не могу назвать его закадычным другом, мы не близки семьями, тем не менее в моей жизни существование этого удивительного и самобытного человека – событие огромного значения.
Много лет я посвятил организации медицинской помощи населению, 29 лет проработал в сельском здравоохранении, занимался проблемами постарения и одинокой старости, медико-экономическими вопросами здравоохранения в системе обязательного медицинского страхования, и во всех перечисленных сферах я обязательно контактировал с Рудольфом Александровичем. Всегда поражался его знаниям, эрудиции, широте интересов, умению смотреть в будущее, его удивительной смелости.
Многие из моих коллег в Самаре и других городах совершенно справедливо связывают экономически обусловленное реформирование здравоохранения Самарской области с именем профессора Р.А.Галкина, и наши реформы шагнули далеко за пределы области.
Интересно и другое. Что мы видим в планах федерального Министерства здравоохранения, подкреплённых современным законодательством? Перевод здравоохранения на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования с расширением видов медицинской помощи и наполнением тарифа на медицинскую услугу. Внедрение современных методов оплаты медицинских услуг: подушевое финансирование с элементами фондодержания, оплата за законченные случаи лечения в стационаре, формирование клини-ко-статистических групп. Развитие деятельности межмуниципальных центров, перенесение акцентов с дорогостоящей стационарной помощи на стационарозамещающую, расширение института врачей общей практики и т.д...
Но давайте быть до конца честными. Всё это разрабатывалось и внедрялось под руководством профессора Галкина начиная с 1988 г. (!) И если взглянуть пристальнее с сегодняшних позиций, то понимаешь, что новые предложения по изменению организации медицинской помощи и способов её оплаты – это не что иное, как возврат, конечно, на более высоком уровне, к уже апробированным нами методам. И когда в медицинской литературе вдруг появляются статьи обо всех этих методологических приёмах и методиках со словами «впервые», мы не обижаемся, но уж очень неудобно становится за авторов этих публикаций.
К нам приезжали учиться, наш опыт изучали, анализировали и одобряли видные учёные и организаторы здравоохранения страны и даже зарубежья. По инициативе профессора Галкина мы тесно контактировали с ведущими НИИ России, пользовались их советами и предложениями. Он умел добиваться нужного и полезного контакта с руководителями Федерального министерства здравоохранения, а их за его бытность руководителем регионального здравоохранения сменилось 11 . При этом следует признать, что все новшества вводились на фоне жесточайшего экономического кризиса, когда здравоохранение страны финансировалось по остаточному принципу, но тем весомее заслуги Рудольфа Александровича и его единомышленников, которые, вводя элементы экономического управления, умело применяя экономические мотивацию и стимулирование, не только создали условия для рационального использования весьма скудных ресурсов, но и не дали здравоохранению области впасть в депрессию, более того, была создана база для внедрения новых технологий, развития медицинской науки в тесной связи с практикой, подготовки квалифицированных кадров. Именно в этот период большая группа самарских учёных подготовила и защитила кандидатские и докторские диссертации, которые актуальны и по сей день. Профессор Галкин сумел организовать выезды на учёбу и стажировку наших врачей и медсестёр за рубежом.
Не болезненными административными мерами, а экономическими и организационными методами удалось достигнуть оптимальной обеспеченности больничными койками, сократив её почти на 30%, но при этом не ухудшить реализацию потребности населения в стационарной медицинской помощи. Было сделано так, чтобы лишние койки, которые использовались в основном для лечения пациентов с лёгкой патологией, постепенно превращались в койки дневных стационаров, отделений сестринского ухода, медико-социальных отделений.
Кстати, система подушевого финансирования с элементами фондодержания таила в себе скрытую опасность, которая заключалась в том, что могла возникнуть искусственная задержка пациентов на амбулаторном этапе, а это неизбежно приводит к обострениям, тяжёлым осложнениям, накоплению хронической патологии. В Самаре удалось избежать негативных последствий фон-додержания благодаря жёсткой позиции профессора Галкина, под руководством которого была сформирована система чёткого и тщательного контроля за деятельностью всех лечебно-профилактических учреждений области с применением метода взаимоконтроля и с введением серьёзных санкций за допущенные нарушения.
О медико-социальных отделениях для пожилых пациентов следует сказать более подробно. Автор этих строк защитил кандидатскую под руководством профессора М.С.Бедного при консультации Р.А.Галкина и докторскую диссертацию, где научными консультантами были опять же Р.А.Галкин и академик И.Н.Денисов, обе работы посвящены проблемам одинокой старости, поэтому я не понаслышке знаю об этапах развития и становления геронтологии и гериатрии в Самарской области.
Клиническими аспектами помощи лицам старших возрастов в нашем городе занимались давно, и в России и за её пределами широко известны научные труды профессоров А.И. и В.А.Германовых, Г.Л.Ратнера, А.Ф.Краснова, Г.П.Котельникова и др. В то же время выраженное постарение населения, которое особенно стало заметно в 80-е годы, заставило многих задуматься об особенностях организации медицинской и медико-социальной помощи пожилым и старым людям.
Новый хозяйственный механизм, а затем и медицинское страхование показали, что перед руководителями больничных лечебных учреждений встают серьёзные проблемы, ибо значительная часть дорогостоящих коек в стационарах буквально «блокировалась» пациентами старших возрастов, которые госпитализировались не столько по медицинским, сколько по социальным показаниям. При этом искусственно увеличивалось среднее пребывание пациентов на больничных койках, так как выписать этих больных можно было только при восстановлении у них способности к самообслуживанию. Особое значение имело в этом вопросе и то, что постарение населения сопровождалось значительным ростом одиночества среди пожилых людей.
Именно поэтому наше предложение об организации на базе одной из участковых больниц отделения медико-социальной помощи для престарелых граждан не только было полностью поддержано профессором Галкиным, но и нашло эффективное продолжение. Рудольф Александрович, спрогнозировав развитие демографической ситуации в области, поставил задачу перед руководителями сельского здравоохранения: открыть в каждом из районов такие отделения. И вскоре только в сельской местности в области начали функционировать около 2 тыс. медико-социальных коек.
В чём же положительное значение этих отделений? Во-первых, были значительно разгружены основные стационары, что помимо всего было экономически для них выгодно. Во-вторых, пожилые люди без изменения места жительства получали качественную медицинскую и социальную помощь, при этом, если возникала необходимость, эффективно использовался лечебный и кадровый потенциал больниц. В-третьих, софинансирование этих отделений осуществлялось из средств органов социального обеспечения, которых удалось убедить в «выгодности» вложения денег, так как значительно снижалась потребность в дорогостоящих местах в домах для престарелых. В-четвёртых, при сокращении коечного фонда в больницах для сотрудников удалось сохранить рабочие места.
Рудольф Александрович понимал, что, решая проблемы, связанные с постарением населения, нельзя ограничиться только созданием таких отделений, здесь был необходим комплексный подход. Так была разработана доктрина развития гериатрической помощи в области, и Самара стала одним из гериатрических центров страны: здесь ежегодно проводились международные семинары, издавался журнал «Старшее поколение», были выпущены первые в России учебник для медицинских институтов, руководство для врачей, энциклопедия пожилого человека, именно в Самаре был проведён I Всероссийский съезд врачей-гериатров.
Особая роль принадлежит профессору Галкину и в создании института врачей общей практики, именно его практический опыт помог реализовать идеи, разрабатываемые нашим земляком и большим учёным академиком И.Н.Денисовым. Как сказал в своём приветствии Галкину в дни его юбилея академик РАН В.И.Стародубов, «он работает на перспективу!»
Следует признать, что при умелой интеграции усилий многих ведомств и организаций, профессор Галкин считал и считает так до сих пор, что ведущая роль остаётся в области за территориальным органом управления здравоохранения, как бы ни менялось его название. Летом прошлого года нашу область посетила делегация территориального фонда ОМС города Москвы, их интересовали вопросы реализации подушевого финансирования с фондодержанием. Было понятно их стремление поговорить на эту тему с Рудольфом Александровичем. Несмотря на то что профессор был в отпуске, он нашёл время для коллег – встреча длилась несколько часов – откровенно рассказывал о плюсах и минусах этой системы, методах подготовки к ней, трудностях реализации на первых порах. Но первое, на что он обратил внимание, это то, что приехали гости только из фонда, хотя основная роль в организации всей системы оплаты медицинской помощи принадлежит Министерству здравоохранения. «При таком отношении к делу вряд ли у вас что-то получится», – откровенно высказался профессор.
В самом начале я упомянул о смелости моего учителя. Никогда не забуду, как на одном из совещаний, которое вёл министр здравоохранения Эдуард Нечаев, довольно критично отозвавшийся о внедряемой в то время системе ОМС, все выступающие поддержали министра и соревновались в охаивании новой системы. И тогда слово взял профессор Галкин. Он владел ситуацией, сложившейся во многих регионах России и начал с того, что спросил предшествующих ораторов: «Как можно оценивать и хаять то, что у вас ещё не внедрено?» Зал притих. И тогда чётко и аргументированно (это, кстати, всегда его характеризовало и характеризует) Рудольф Александрович рассказал об особенностях поэтапного внедрения ОМС, о роли подготовительной работы, которая выразилась у нас в виде «нового хозяйственного механизма», о «подводных камнях», которые ожидают многих, и о том, как их можно обойти. Когда он закончил, в зале стало ещё тише, все ждали реакции министра. А тот сказал: «О проблемах и недостатках позволительно говорить тем, кто занимается этими сложными вопросами, как в Самаре. Видите, оказывается, как много хорошего можно достичь, правильно используя преимущества ОМС. Спасибо вам, Рудольф Александрович!»
По рассказам профессора, это выступление на совещании у министра оказалось не последним. На очередном большом совещании ему около часа пришлось отвечать на вопросы коллег.
Здесь уместно сказать о том, как Рудольф Александрович относится к подготовке своих выступлений и научных публикаций. Никаких лишних слов и фраз, если он приводит статистические данные, то они точно выверены, ссылки на коллег всегда очень корректны с указанием источника. Помню, как готовясь к выступлению на съезде, Галкин решил привести одно высказывание: «В старости печально лишь одно – то, что она тоже кончается». Он попросил уточнить, как звали этого учёного, и в докладе прозвучало: «Как оптимистично утверждал профессор Алексей Николаевич Рубакин…» Казалось бы, мелкая деталь, но это – ещё один штрих к портрету моего Учителя, видного учёного и организатора здравоохранения.
...Вот я вижу его на очередном каком-то совещании в окружении коллег, слышится уверенный голос моего учителя, смех. Я спешу к нему, чтобы поздороваться и пожать его руку. Это для меня очень важно. Здравствуйте, Рудольф Александрович!
Игорь ГЕХТ,
доктор медицинских наук,
профессор.
Самара.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru