22 декабря 2024
В Госдуму внесён законопроект, направленный на ужесточение наказания за производство и продажу поддельных лекарств и БАДов
Полное название этого законопроекта – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Он подготовлен группой депутатов и внесён на рассмотрение в Госдуму РФ.
Вопрос остаётся открытым
Впервые тема фальшивых лекарств стала активно обсуждаться в нашей стране в начале 90-х годов, когда центры контроля качества начали выявлять фальсифицированную импортную продукцию, а в 1997 г. была обнаружена первая отечественная подделка – кровезаменитель полиглюкин.
В 2004 г. в российское законодательство впервые было введено понятие «фальсифицированное лекарственное средство», а немногим позже и «контрафактное лекарственное средство». Кроме того, был введён прямой запрет ввоза на территорию страны фальсифицированных и контрафактных ЛС, продажи и производства, а также предусмотрено их изъятие из обращения и уничтожение.
Однако ответ на вопрос: «сколько на российском фармацевтическом рынке поддельных лекарств?» до сих пор остаётся открытым. Фактические данные свидетельствуют, что оборот фальсифицированных ЛС в России не превышает 0,1-0,2% от общего числа серий, поступающих в обращение ежегодно. Согласно официальной статистике, в 2013 г. из обращения было изъято 19 серий 12 торговых наименований фальсифицированных лекарственных препаратов и 48 серий 19 торговых наименований контрафактных ЛС. Как показывает практика, более 30% лекарственных подделок выявляется в оптовом звене, столько же – в ЛПУ, на долю аптечных учреждений приходится около 10%.
– Глядя на эти цифры, может создаться впечатление, что на российском фармацевтическом рынке практически нет фальсифицированных и контрафактных лекарств. Но на самом деле это связано с несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы, а также с разрозненностью государственного контроля между различными ведомствами, – отметил один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы РФ, член Комитета по охране здоровья Александр Прокопьев, выступая на 6-й конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность 2014: продолжение диалога».
По словам депутата, сегодня ни в Уголовном, ни в Административном кодексах РФ нет статей, которые могут быть применимы к тем, кто занимается фальсификацией медицинских препаратов. Кроме того, Росздравнадзор лишён полномочий на проведение внезапных контрольных проверок хозяйствующих субъектов, что также позволяет мошенникам уходить от ответственности.
Существует ещё одна категория продукции, которая также подвергается масштабной фальсификации, – биологически активные добавки к пище. Известно немало случаев, когда под видом БАДов в аптеках продаются препараты, содержащие не заявленные в их составе химические компоненты рецептурных ЛС.
– Я общался с руководством Таможенной службы России, – отметил парламентарий. – По их данным, на территорию страны субстанций завозится больше, чем потом используется для производства сертифицированных лекарственных препаратов. Понятно, куда исчезает оставшаяся часть. Поэтому законопроект как никогда актуален. Фальсификация – это преступление, причём умышленное, и наказание за это преступление должно быть соответствующим.
Скрытые и явные КОНТРАфакты
Действующее уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях закрепляют лишь общие нормы об ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарств.
В настоящее время деяния лиц, осуществляющих оборот фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции, квалифицируется по нескольким статьям УК РФ: статья 159 «мошенничество», статья 171 «незаконное предпринимательство», статья 180 «незаконное использование товарного знака» и статья 238 «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Однако, как показывает практика, уже на этапе доследственной проверки возникает ряд объективных проблем квалификации противоправных деяний по указанным статьям. Так, согласно статье 238, требуется доказать причинение вреда здоровью потребителя. На деле это не всегда возможно задокументировать. В бытовом плане трудно понять, умер человек от болезни или из-за того, что принял фальсифицированный препарат, который не оказал необходимого терапевтического эффекта.
Кроме того, данная статья устанавливает ответственность за оборот продукции, не отвечающей требованиям безопасности. Но в большинстве случаев поддельные лекарства вообще не содержат никакого действующего вещества. И, соответственно, формально отвечают требованиям безопасности.
В отношении применения статьи 171 возникает сложность с установлением суммы полученного дохода от противоправной деятельности. А статья 180 и вовсе сопряжена с репутацион-ным ущербом и рисками для тех компаний, лекарственные бренды которых подделывают. Опасаясь падения объёма продаж и негативной огласки, компании, как правило, не обращаются в органы внутренних дел с соответствующим заявлением и стараются быстрее замять неприятную для них историю.
Между тем мировая практика показывает, что с фальсификацией можно и нужно бороться. К примеру, ответственность по таким составам преступлений в Германии – до 3 лет лишения свободы, в Турции – от 30 до 50 лет, в Индии – пожизненное заключение, в США – штраф в 200 млн долл.
Также принятие данных поправок позволит Российской Федерации наконец-то ратифицировать конвенцию совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, – «Медикрим».
Конвенция стала первым правовым соглашением в области уголовного права, затрагивающим фальсификацию ЛС. В частности, этим документом предусматривается введение уголовной ответственности за производство, сбыт, рекламу и незаконную транспортировку лекарственных фальсификатов. Кроме того, конвенция устанавливает рамки национального и межнационального сотрудничества между органами здравоохранения, полиции и таможни как внутри стран, так и на международном уровне.
Конвенция «Медикрим» была официально одобрена в начале декабря 2010 г. , и на сегодняшний день её подписали более 20 государств, в том числе и Россия. Однако ратифицировали конвенцию пока только две страны – Украина и Испания.
Распознайте «пустышку»
– Есть два вида фальсификата – «пустышка» и тот, который содержит опасные вещества. Но и в том и в другом случае совершаются умышленные противоправные действия, которые охватывают неограниченные по тяжести последствия по причинению вреда здоровью и жизни граждан. Такие последствия должны быть формализованы как общественно опасные. И ответственность по такому составу преступления должна быть серьёзной, – сказал А.Прокопьев.
Парламентарий добавил, что производство фальсифицированных лекарств – это организованная преступная деятельность, которая приносит большие деньги. И для того чтобы сделать невыгодным, непривлекательным этот вид деятельности, государство должно установить такую ответственность, которая будет соразмерна ценности человеческой жизни.
Авторы поправок предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ новыми составами преступлений. За незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 2 млн руб.
За оборот фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных БАДов, содержащих запрещённые компоненты (в зависимости от размера партии товара и причинения вреда здоровью) будут наказывать принудительными работами на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определённые должности, а также лишением свободы на срок от 8 до 12 лет со штрафом от 2 до 5 млн руб.
В других случаях предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафов: на должностных лиц в размере от 100 до 600 тыс. руб., на юридических лиц – от 1 до 5 млн руб., либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
Сейчас законопроект готовится к первому чтению, и он находит поддержку. Документ прошёл все согласительные комиссии, одобрен Верховным Судом РФ, Минздравом России и получил положительное заключение Правительства РФ.
Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru