26 декабря 2024
Молодые врачи не всегда вооружены практическими навыками
Как оптимизировать применение на практике теоретических знаний у молодых врачей? В чём кроется секрет успешного взаимодействия клинической кафедры и городского здравоохранения? Снизится ли отток врачей из государственных медучреждений? Вопросы, казалось бы, риторические, но тем не менее сегодня они требуют ответа.
Вдали от практики
Беспокоит, прежде всего, подготовка наших студентов. В течение последних 3-4 лет перерабатываются, исправляются и дополняются, исходя из нововведений для медицинских вузов, учебные программы. Нужно отметить, что они далеко не во всём изменяются в лучшую сторону: многие предметы «спущены» на предыдущие курсы, а ведь будущие врачи ещё мало знакомы с медициной как таковой. Так, например, курс анатомии человека – основы основ в медицине, сокращён с полутора лет до года, в то время как освоение материала и в течение полутора лет проходит невероятно сложно.
Кроме того, группы студентов очень многочисленны. Как известно, устав любого медицинского вуза гласит, что в группе, проходящей обучение на клинической кафедре, количество студентов не должно превышать 6-8 человек. А в последние годы средняя их численность составляет 10-12, что, безусловно, в некоторой степени тормозит и усложняет учебный процесс.
И, пожалуй, самое важное: эффективность советской системы высшего медицинского образования во многом держалась на изучении всех медицинских специальностей непосредственно у постели больного. Сейчас же постепенно вводятся симуляционные циклы клинического обучения. Ссылаясь на западную систему образования, где студент не допускается к пациенту, всё больше и больше на клинических кафедрах медицинских вузов внедряется отработка практических навыков на манекенах. Это, без сомнения, огромный плюс. Но полностью отходить от общения студентов с больными, видимо, не совсем правильно.
Основы медицинской этики и деонтологии закладываются в будущего врача только при общении с живым человеком. Разве могут манекены заменить это общение? Конечно же, нет. Ведь у манекена не соберёшь анамнез, не проведёшь объективное исследование. Никто не подвергает сомнению важность современных технологий – на лекциях и семинарах преподаватели используют демонстрации различных клинических синдромов и симптомов в электронном виде. Однако трудно не согласиться с тем, что хороший врач должен всё увидеть вживую, ко всему прикоснуться своими руками. Увиденная несколько раз клиническая картина, что называется воочию, запомнится на всю жизнь, а сфотографированный взглядом материал со слайда благополучно забудется после сданного зачёта или экзамена.
А судьи кто?
Вопрос преподавательского состава – тема отдельная. На сегодняшний день во многих медвузах страны существует дефицит профессорско-преподавательского состава. Зарплаты кафедральных сотрудников – ничтожно малы. Даже доходы городских врачей на их фоне выглядят весьма приличными. Как следствие, руководство вузов, заведующие кафедрами вынуждены брать совместителей. Это, как правило, те же городские врачи, работающие там же, где и базируется кафедра.
Что могут дать студентам такие люди? При этом никто не сомневается в их профессионализме. Но у таких людей нет ни малейшего педагогического опыта. Кроме того, в качестве совместителей зачастую берут ординаторов второго года обучения, у которых практические навыки ещё не сформированы до конца, не говоря уже о преподавательской компетенции.
Особое место в образовательном и лечебном процессах занимает взаимоотношение кафедры с руководством и сотрудниками клинической базы. Тенденции к коммерциализации, при никаком положении де-юре клинической кафедры, позволили администрации поликлиник и стационаров поступать с кафедрами исключительно по своему усмотрению. Запись профессора или доцента в истории болезни юридически не имеет никакого веса. Сплошь и рядом ситуации, когда в помещениях кафедры руководство стационара или поликлиники размещает дополнительные кабинеты или палаты, одним словом, – помещения, не имеющие никакого отношения к образовательному процессу. Занятия со студентами нередко проходят в подвальных помещениях или коридорах медучреждения. Вопрос решается, что называется, «на месте» – сотруднику кафедры необходимо лично договариваться с заведующим отделением о демонстрации того или иного больного для студентов.
Много говорится о «Положении о клинической больнице», «Положении о клинической кафедре», но пока что ни одного согласительного документа, регламентирующего взаимоотношения кафедры и клинической базы, не создано. А ведь такой документ, где были бы чётко прописаны эти взаимоотношения, прежде всего, стал бы одним из ключевых моментов в оптимизации и рационализации учебного и лечебного процессов.
Что делать с первичным звеном?
Министерство здравоохранения РФ констатирует нехватку участковых терапевтов и педиатров. И это при том, что с 2016 г. будет упразднено обучение в интернатуре. «Дыры» в участковой службе предполагается латать весьма оригинально: выпускники медицинских вузов будут иметь право работать терапевтами и педиатрами на участке без прохождения специализации.
Хватит ли им практических навыков, полученных за годы додипломного образования при несфор-мированном клиническом мышлении, отсутствии опыта общения с пациентами тет-а-тет – весьма и весьма сомнительно. Очень сложно воздержаться от прогноза, однако очевидно, что совершенно неподготовленные к самостоятельной практической деятельности, перегруженные рутинной работой, такие специалисты вряд ли принесут большую пользу общественному здравоохранению.
Не хотят работать за идею
Коммерческий уклон современной жизни соблазняет студентов думать не только и не столько о добросовестной учёбе, сколько о трудоустройстве в более или менее выгодное место с материальной точки зрения. Бюджетные государственные организации рассматриваются выпускниками исключительно как место для набора опыта, а то и не рассматриваются вообще.
Но есть и те, кто полон романтического желания помогать людям. Впрочем, по окончании вуза такие выпускники сталкиваются с реалиями нашей медицины, и их романтический настрой стремительно тает. Статистика неутешительна: ежегодно российские медвузы готовят, по данным экспертов, около 25 тыс. специалистов. Такого же количества врачей не хватает нашей системе здравоохранения. Очевидно, что медикам необходимо создавать более благоприятные условия для работы. Российские врачи, хотя их и называют «сумасшедшими энтузиастами», но и им тоже надо кормить свои семьи. Абсолютно нормально, что доктора не хотят работать только за идею. Если государство не создаст условий для врачей, аналогичных западным, или по крайней мере приближённых к ним, поток врачей, уезжающих за рубеж, не сократится.
Профессия врача – единственная специальность, где учебный процесс непрерывен. Люди, выбравшую эту профессию, заслуживают совершенно иного отношения к себе общества. И пока оно не поймёт, что мы явно недооцениваем энтузиастов, работающих в медицине, дефицит хороших специалистов не сократится: они просто-напросто не будут оставаться в профессии.
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru