23 декабря 2024
И это суровые реалии подготовки сегодняшних докторов
Слабая подготовка студентов-медиков, клинических интернов и ординаторов – тема актуальная. Кто виноват в этом – вопрос интересный, но ответы неоднозначные: преподаватели обвиняют студентов, студенты – преподавателей. Мне как недавнему выпускнику медицинского вуза и хотелось бы поразмышлять на эту больную тему.
Что даёт вуз
Первые 3 года дипломного образования весьма и весьма полезны. Студентами изучаются все фундаментальные дисциплины, необходимые для формирования у них базиса. Анатомия, гистология, физиология, микробиология, биохимия – науки, без знания которых стать хорошим врачом невозможно. Однако все эти предметы преподносятся безо всякого преломления в сторону клинической медицины. У студентов нет ни малейшего понимания того, как это может помочь им в дальнейшем обучении на клинических кафедрах. Редкий преподаватель изложит суть своего предмета таким образом, чтобы она была направлена в русло будущей практической деятельности. Оно и понятно – на теоретических кафедрах почти не бывает педагогов с клиническим опытом. Именно отсюда вытекает совершенно бессмысленное зазубривание того, что практически не пригодится будущим докторам в клинической практике.
Коррупция в медвузах на первых трёх курсах – тема отдельная. Тарифы на зачёты и экзамены благодаря студенческому сарафанному радио распространяются уже в первые месяцы обучения. Кроме того, существуют «скрытые взятки», маскирующиеся под репетиторство. Преподаватель занимается со студентами дополнительно (зачастую формально), однако суть этого процесса в большинстве случаев проста: гарантированный зачёт за еженедельное дополнительное занятие. Такая «халява» соблазняет многих студентов. И не только их, но и родителей тоже. Они с радостью платят эти «репитэ», а потом гордятся «хорами» и «отлами» в зачётной книжке своего ненаглядного гения.
Совершенно неподготовленные по фундаментальным дисциплинам, такие студенты приходят на клинические кафедры, где без младших курсов – никак. Случаи, когда четверокурсники не знают, из какого отдела сердца выходит аорта или сколько долей в каждом из лёгких, не единичны. И это не анекдот. Как с такими студентами можно изучать инфаркт миокарда, бронхиальную астму и другие нозологии, совершенно непонятно.
Обучение на старших курсах тоже имеет ряд проблем, о которых нельзя не говорить. Там, где, казалось бы, находится самая суть врачебной работы, студенты далеко не всегда видят то, с чем они столкнутся на практике уже через пару-тройку лет. А дело вот в чём: кафедра потеряла свой статус, который у неё был в советское время. Отношения кафедры с клинической базой не всегда хорошие. Демонстрация того или иного больного студенческой группе нередко стоит преподавателю немалых усилий: для этого нужно найти такого пациента в одном из отделений, затем договориться с лечащим врачом или заведующим об осмотре студентами и т.д. В ряде случаев преподавателю может быть отказано в этом. И тогда ему приходится заниматься в учебном классе, объясняя, как говорится, «на пальцах». Восполнение практических навыков студентами как врачи, так и преподаватели возлагают на обучение в интернатуре и ординатуре. В этом нет вины студентов. Это – наша система, на борьбу с которой сил хватает далеко не у всех. Отсюда вытекает то, что у многих старшекурсников не возникает никакой глубокой заинтересованности в конкретной специализации. Многие из них совершенно не знают, куда идти, так как не имеют более или менее достаточного представления о той или иной области медицины.
Но не всё так грустно. Ни у кого не вызывает сомнений то, что, если человек хочет овладевать знаниями, он добьётся своего. Для этого, правда, придётся много и упорно работать самостоятельно: штудировать свежие медицинские журналы, изучать Интернет. И ещё: любой, кто хочет стать врачом, должен знать английский язык. Самые современные представления можно получить только на этом языке. Здесь нужно признаться: мы пока всё ещё отстаём от западных коллег по уровню компетенции в медицине.
Последипломное страдание
Даже хорошо учившемуся студенту тяжело самостоятельно становиться настоящим врачом. Тем, кто своим трудом заслужил диплом красного цвета, не всегда удаётся успешно применять свои знания на практике без помощи старших коллег. Такие молодые врачи, к большому сожалению, очень быстро разочаровываются в профессии.
Выпускникам медвузов в интернатуре и ординатуре в большинстве случаев предоставляется, что называется, абсолютная свобода. За ними номинально закрепляются 6-8 больных, которых они должны курировать под присмотром лечащего врача и заведующего отделением. И вот здесь кроется очень опасный момент. Молодые врачи быстро пропитываются «духом ординаторской»: становятся циничными, формально относятся к своему делу, грубо общаются с пациентами и их родственниками. Иными словами, у многих молодых врачей, пусть и несознательно, но явно отбивается желание развиваться и расти в профессиональном плане. Они берут пример со своих старших коллег, наивно полагая, что, беря пример с них, можно стать хорошим врачом. Что вырастает из таких выпускников, мы частенько наблюдаем при обращении за медицинской помощью.
Редко можно встретить, когда с интерном или ординатором занимается ответственный за него доцент или профессор кафедры. А ведь это крайне необходимо – иметь опытного учителя в таком нелёгком и ответственном деле, как медицина. Как правило, ни врачам, ни кафедральным сотрудникам некогда заниматься, наставлять, делиться опытом и где-то контролировать молодого специалиста. А ведь только так можно взрастить достойного преемника. Выходит, мало кто об этом думает. А в хирургических специальностях нередки случаи, когда интерн или ординатор и у стола-то ни разу не стоял за время последипломного образования. И такие специалисты идут работать.
Вывод прост: без наставничества в медицине – никуда. Об этом нужно серьёзно задуматься уже сегодня. Без должной подготовки мы не получим квалифицированных специалистов. Что будет с нашей медициной, когда произойдёт смена врачебных поколений – большой вопрос. Если мы не хотим катастрофы, нужно незамедлительно бросить все силы на медицинское образование. Это чрезвычайно ответственное дело, не терпящее казённого отношения.
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru