11 ноября 2024
Как вести семинары на старших курсах медицинских вузов
Слабая подготовка современных студентов-медиков – одна из наиболее актуальных отраслевых проблем в настоящее время. И самой болевой точкой в образовательном процессе является «экватор» – переход будущих специалистов на клинические кафедры, где, помимо обретения новых знаний и практических навыков, нужно эффективно применять всё то, что было усвоено за 3 года овладения фундаментальными дисциплинами. Этому и было посвящено показательное практическое занятие с группой четверокурсников на кафедре госпитальной терапии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Примечательно, что семинар в присутствии сотрудников ректората вуза проводил заведующий этой кафедрой – главный терапевт Минздрава России, академик РАН Александр ЧУЧАЛИН.
О ситуации – начистоту
Казалось бы, как «наверху», так и среди профессорско-преподавательских составов медицинских вузов нашей страны нет равнодушных к происходящему: за последние несколько лет были переработаны, исправлены и дополнены, исходя из образовательных нововведений, учебные программы. Однако, стоит заметить, далеко не всё изменяется в лучшую сторону: многие предметы «спущены» на предыдущие курсы, а ведь будущие врачи ещё мало знакомы с медициной как таковой. Так, к примеру, курс анатомии человека – основы основ в медицине, сокращён с полутора лет до года, в то время как освоение материала и в течение полутора лет проходит невероятно сложно.
Кроме того, группы студентов зачастую многочисленны, в то время как устав любого медицинского вуза гласит, что в группе, проходящей обучение на клинической кафедре, количество студентов не должно превышать 6-8 человек. В последние же годы средняя их численность составляет 10-12, что, безусловно, в некоторой степени тормозит и усложняет учебный процесс.
И, пожалуй, самое важное: эффективность советской системы высшего медицинского образования во многом держалась на изучении всех медицинских специальностей непосредственно у постели больного. Сейчас же постепенно вводятся симуляционные циклы клинического обучения. Ссылаясь на западную систему образования, где студент не допускается к пациенту, всё больше и больше на клинических кафедрах медвузов нашей страны внедряется отработка практических навыков на манекенах. Однако пока что, к сожалению, далеко не все клинические кафедры московских вузов располагают этим оборудованием, не говоря уже об остальных регионах нашей страны.
Тем не менее, это – огромный плюс. Но полностью отходить от общения студентов с больными, видимо, не совсем правильно. Ведь в нынешних условиях, когда отношения кафедры с базой, где она располагается, далеко не всегда идеальны, студентам практически закрыт доступ к пациенту, что, в свою очередь, безусловно, в некоторой степени компенсируется будущим специалистам в процессе обучения в ординатуре, но, всё же, в общем и целом, отнюдь не способствует их профессиональному развитию.
В этой связи, учитывая приобрётенный в 2014 году международный статус РНИМУ, и было организовано практическое занятие, по всей видимости, послужившее своеобразным примером того, как должны проводиться клинические семинары на современном этапе, учитывая как мировые образовательные стандарты, так и советскую школу преподавателей-клиницистов, воспитавших не одно поколение профессионалов самого высокого класса.
Так должно быть
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами разберём одну из актуальных и интереснейших с практической точки зрения тем – перикардиты, - обратился к студентам А.Чучалин. Как уже было отмечено выше, на этом практическом занятии присутствовали сотрудники ректората РНИМУ, а также профессорско-преподавательский состав кафедры вместе с интернами, ординаторами и аспирантами.
Первым этапом почти 3х-часового семинара стал тестовый контроль, с помощью которого преподаватель должен оценить исходный уровень компетенции студента с целью определения его готовности к изучению той или иной нозологии. Стоит отметить, что это тестирование проходило в электронном виде с использованием пультов дистанционного голосования, а вопросы были выведены на экран при помощи компьютера. Нужно сказать, что данная группа была подготовлена весьма и весьма неплохо теоретически (результаты опроса весьма красноречиво подтвердили этот факт), что, вне всякого сомнения, в огромной степени поспособствовало наиболее эффективному освоению основной темы занятия.
Затем, используя англоязычную электронную образовательную технологию, А.Чучалин продемонстрировал группе студентов виртуальное сердце со всеми анатомическими и физиологическими его особенностями, как бы ненароком задавая вопросы обучающимся, проверяя тем самым их знания по теоретическим предметам. И в этом случае студенты не сплоховали, то и дело вызывая благодушную улыбку на лице академика.
Удовлетворившись ответами будущих докторов и в очередной раз прибегнув к помощи мультимедийных технологий, А.Чучалин устроил новый опрос – на этот раз на тему изучаемого заболевания. От этиологии до лечения. Конечно, здесь знания студентов оказались не такими блестящими, но в общем и целом весьма неплохими для первого знакомства с новой болезнью. Отрадно было наблюдать, что каждый студент подготовил несколько вопросов академику, ответы на которые не удалось найти в ходе самостоятельной подготовки к занятию.
А.Чучалин любезно и в то же время кратко и предельно ясно ответил на каждый из них, после чего один из студентов, как полагается, доложил заведующему кафедрой о курируемом пациенте с перикардитом – его анамнез, жалобы, настоящее состояние, проводимое лечение, а также данные лабораторных и инструментальных методов исследования. Сделав справедливые замечания относительно доклада больного, главный терапевт страны приступил к мини-лекции, сутью которой было ведение пациентов с перикардитами, учитывая все анатомические, физиологические и биохимические изменения со стороны организма вследствие этого заболевания.
И вновь не обошлось без аппаратуры: с её помощью студенты посмотрели образовательный «мини-фильм» на английском языке, в ходе которого услышали шум трения перикарда – ведущий симптом изучаемого заболевания, увидели какие морфологические субстраты лежат в основе тех или иных симптомов перикардита. Все комментарии к фильму почти синхронно переводил А.Чучалин.
Итогом занятия стал очередной тест-контроль, показавший, что студенты хорошо овладели тематикой семинара. Об этом свидетельствовали их ответы, выведенные на экран. Тепло попрощавшись с молодыми коллегами, маститый учёный посоветовал им наиболее приемлемую для самостоятельного освоения литературу по данной теме и пожелал им больших успехов на профессиональном поприще.
Один в поле не воин
- Вот таким вот образом у нас кафедре проходят практические занятия изо дня в день, - рассказал после ухода студентов присутствующим сотрудникам ректората РНИМУ А.Чучалин. - Я руковожу кафедрой почти 40 лет. Все эти годы мы базируемся в 57 городской клинической больнице. Никаких проблем с администрацией стационара и сотрудниками курируемых кафедрой отделений у нас нет. Все городские врачи, включая заведующих отделениями, всегда идут нам навстречу в плане демонстрации того или иного больного студентам. Равно как и мы всегда рады оказать им консультативную помощь по ведению пациентов. Все мои ассистенты, доценты и профессора являются высококвалифицированными клиницистами. Больница, кафедра, а также НИИ пульмонологии – единая команда. Нашей общей целью является здоровье больных, только и всего, - добавил он. - Более того, в ближайшее время мы создадим на кафедре симуляционный зал – закупим несколько манекенов для отработки практических навыков не только студентов, но и наших ординаторов, аспирантов и…(А.Чучалин сделал паузу) сотрудников отделений и кафедры, которым будет не лишним отточить свои умения, - с улыбкой резюмировал академик.
- Ваша кафедра – это один из немногочисленных островков нашего университета, где студенты в полной мере получают настоящее клиническое образование. Лично я воодушевлён увиденным, - отметил проректор РНИМУ по учебной работе, заведующий кафедрой патологической физиологии член-корреспондент РАН, профессор Геннадий Порядин. - К большому сожалению, лишь единичные кафедры нашего вуза могут похвастаться таким учебным процессом, - подчеркнул он. - Тем не менее, нами брошены все силы на создание университетских клиник, где и лечебный, и учебный процессы будут целиком и полностью зависеть исключительно от сотрудников РНИМУ. Руководство вуза делает всё от него зависящее, чтобы этот проект был реализован к максимально ближайшем времени. Пока же – всё остаётся так, как есть: мы зависим от главных врачей, и ваша кафедра не в состоянии в одиночку обеспечить полноценную подготовку будущих докторов. Если мы – теоретики ни от кого не зависим, и студенты, выходя с наших кафедр, выносят (при соответствующем отношении к учёбе – Д.В.) необходимые знания для погружения в мир клинических дисциплин, то что же касается 4-6 курсов обучения – здесь многое зависит от отношений кафедры с больницей или поликлиникой, на которой она базируется. Это прискорбно, - заключил Г.Порядин.
Резюмируя сказанное
Вне всякого сомнения, стать квалифицированным специалистом, не имея доступа к пациенту за годы обучения в медвузе, невозможно. Ведь клиническое мышление – основной инструмент работы истинного врача – должно формироваться ещё в студенческие годы. И залог успешного его формирования – непосредственная работа с больными, нанизывание на нить опыта практических навыков и систематизация их вкупе с имеющимися теоретическими знаниями.
В сложившейся за последнее время ситуации с клиническими кафедрами такое, в большинстве случаев, не представляется возможным. Причиной этому – банальное отстранение студентов от общения с больными. И если сейчас это хоть как-то компенсируется обучением, прежде всего, в интернатуре, то как это будет проходить дальше – вопрос. Как известно, с 2016 года обучение в интернатуре будет упразднено, и выпускники медвузов получат право на самостоятельную работу с пациентами.
Получается, что уже на будущий год свежеиспечённые «специалисты» получат право на самостоятельную работу участковым терапевтом или педиатром без какого-либо последипломного образования. (Для узких же специалистов останется ординатура сроком от 2х до 5ти лет в зависимости от специализации). Какова будет эффективность от их работы, принимая во внимание практически полное отсутствие работы с пациентами за 6 лет вузовского обучения, догадаться нетрудно.
Почему «наверху» упорно не хотят понимать, что одной из основных проблем российского здравоохранения на современном этапе является невысокий уровень образования в медвузах остаётся загадкой. Однако, что позитивно, совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на заседании попечительского совета Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, пообещал вернуть сотрудникам клинических кафедр «Первого Меда» право работать практическими врачами в столичных медицинских учреждениях. Вслед за «Сеченовкой» подобная практика должна распространиться на все медицинские вузы страны.
Если эта, без преувеличения, великолепная и, что ещё важнее, крайне своевременная идея реализуется на практике, то уже в обозримом будущем мы станем свидетелями большого прогресса в компетенции наших докторов на всех этапах оказания медицинской помощи – самого объективного показателя развития отрасли в нужном направлении. Если же этого не произойдёт, то все отраслевые реформы едва ли окажутся полезными, и наше, когда-то – образцовое, здравоохранение будет, словно белка в колесе, бежать по кругу, повторяя и повторяя невыученный урок.
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ»
Фото автора
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru