03 января 2025
В национальный год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями
За последние несколько лет распространённость сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в нашей стране – наиболее «популярной» причины смертности населения во всём мире, заметно снизилась. Позитивная тенденция – налицо, что, безусловно, радует. Тем не менее для такого индустриально развитого и экономически неплохо существующего государства, как Россия, нынешние показатели в этом направлении – не самые завидные. Факт остаётся фактом: население Европейского союза и США подвержено этой группе болезней в 3-4 раза меньше. Судя по всему, это и стало причиной того, что 2015 г. был объявлен национальным по борьбе с ССЗ.
О происходящем на практике в этот знаменательный для отечественного здравоохранения год, а также многом другом в области кардиологии на современном этапе «МГ» рассказала заместитель генерального директора Российского кардиологического научно-производственного комплекса по научной работе, директор Института клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова, главный кардиолог Минздрава России, член-корреспондент РАН Ирина ЧАЗОВА.
- Ирина Евгеньевна, полтора месяца назад в РКНПК под эгидой Минздрава прошла конференция «70 лет борьбы за жизнь», где вы были сопредседателем. Как бы вы резюмировали это мероприятие?
- Переоценить 70-летний юбилей нашей клиники не представляется возможным. Это – веха в истории не только отечественной, но и мировой медицины. Несмотря на все трудности 1940-х годов, в нашей стране было создано учреждение, основное предназначение которого состояло в изучении проблем кардиологии. Безусловно, доверие со стороны государства накладывает большую социальную ответственность на наш центр и по сей день. Мы стараемся соответствовать званию головной кардиологической клиники страны. И несмотря на 70-летний возраст, РКНПК душой остаётся молодым. Секрет этой молодости прост: мы чтим и бережём всё то, что было накоплено нашими предшественниками за эти 7 десятилетий и в то же время развиваем новые направления, а также всячески поддерживаем молодёжь.
Лично мне было очень приятно слушать доклады наших корифеев. С их помощью мы ещё раз взглянули на то, что за этот период времени кардиология сделала огромный шаг вперёд: стала более техничной и технологичной. Однако, на мой взгляд, самым главным является то, что за всем этим прогрессом мы не забываем о пациентах – именно во имя их здоровья и благополучия мы развиваем свой научно-практический потенциал и совершаем профессиональные подвиги.
- Нынешний год объявлен Президентом РФ как Национальный год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В чём это выражается на практике?
- Данное решение было очень своевременным и, как следствие, чрезвычайно важным. Отрадно, что руководство нашей страны озаботилось проблемой ускорения наступления этих позитивных процессов, наметившихся в течение последних лет. В настоящее время проводится очень большая работа по мониторированию ситуации с сердечно-сосудистой смертностью, разработана целая программа по работе в этом направлении. Причём руководство в этой сфере было перенесено из центральных органов управления в регионы. Поэтому сейчас не только очень большие полномочия, но и колоссальная ответственность за исполнение всего этого ложится на плечи губернаторов на местах. Именно они отвечают за проведение всех мероприятий, которые связаны с борьбой против ССЗ.
Хочу обратить особое внимание, что заболевания сердца и сосудов являются социально значимыми. Из этого следует, что не столько уровень развития медицины определяет показатели заболеваемости и смертности, сколько уровень общего благосостояния нашего населения. Это подтверждается опытом прошлых лет: все мы прекрасно помним, что резкий скачок ССЗ отмечался в нашей стране в 90-е годы прошлого века, когда смертность выросла в 1,5-2 раза. Нынешняя экономическая ситуация далеко не идеальна, однако я надеюсь, что, несмотря на все сложности эпохи, ситуация с заболеваемостью и смертностью от сердечно-сосудистых катастроф будет улучшаться. В частности, я это связываю с повышением качества профилактики и изменением порядка обеспечения необходимыми лекарственными средствами определённых групп населения.
- Выходит, что ситуация с заболеваемостью и смертностью от ССЗ в нашей стране на современном этапе не критична?
- Видите ли, Россия не уникальна в том, что болезни сердца и сосудов являются ведущей причиной смертности населения. В ряде стран Восточной Европы, в частности в Болгарии, эти показатели не отличаются от наших. Да и вообще – во всех экономически развитых странах ССЗ лидируют среди причин смертности. Я думаю, что это лучше, чем если бы наше население умирало преимущественно от инфекционных заболеваний, как в странах Африки (улыбается).
Всё очень относительно. Конечно, меня как главного кардиолога Минздрава, эта проблема очень печалит, но, замечу вам, ситуация с ССЗ в нашей стране совсем не трагична. Всё равно какая-то группа заболеваний будет лидировать. Уже есть прогнозы, что, когда мы снизим заболеваемость и смертность от болезней сердца и сосудов, на первое место выйдет онкология. Такая тенденция отмечается в некоторых странах Западной Европы.
- В течение последних 10-12 лет смертность от ССЗ в нашей стране снижается. Чем это обусловлено?
- В первую очередь, как мне думается, это улучшение экономической ситуации в стране. Люди стали жить лучше. Позволяют себе более правильное питание. Активнее занимаются спортом. У них появилась возможность принимать более эффективные лекарственные препараты. Последнее подтверждается увеличением общего количества продаж медикаментов, регулярный приём которых является ведущим условием снижения сердечно-сосудистого риска.
Также я хотела бы упомянуть то, что у нас действуют две правительственные программы: по борьбе с артериальной гипертонией, длившаяся на протяжении 5 лет и по лечению сердечно-сосудистых катастроф. Реализация этих программ во многом и предопределила эту позитивную тенденцию.
- Несмотря на это, экономически развитые страны опережают нас в этом направлении в 3-4 раза. За счёт чего, на ваш взгляд, им удалось добиться столь благоприятных показателей сердечно-сосудистого здоровья своего населения?
- Полагаю, что здесь очень важно то, как общество относится к своему здоровью. Уверяю вас, наша медицина не хуже западной. Российские врачи не менее квалифицированы. Поверьте мне, количество врачебных ошибок в Европе и США не меньше, чем у нас. Однако население этих стран не перекладывает с себя ответственность за собственное здоровье на плечи государства и врачей.
Понимаете, за годы существования Советского Союза у нашего населения выработалась иждивенческая позиция по отношению к своему здоровью: было выгодно сидеть на больничном, лежать в стационаре – бесплатно питаться и получать лекарства. Эти атавизмы довлеют над россиянами и по сей день. А ведь персональная ответственность за своё здоровье очень важна. Мне кажется, что ведущую роль в этом должны играть СМИ – буквально навязывать нашему населению понимание того, что здоровье является объектом собственной ответственности, а не одной из обязанностей участкового врача.
- Вы являетесь президентом Российского медицинского общества по артериальной гипертонии (АГ), которой страдает около половины нашего населения…
- АГ – это, если хотите, индекс социального неблагополучия. 48% наших сограждан поставлен такой диагноз. Это важнейший фактор риска развития болезней сердца и сосудов. Профилактика этого заболевания имеет ключевое значение в снижении смертности от ССЗ. И вновь мне бы хотелось обратить ваше внимание на социальный инфантилизм нашего населения: люди умышленно не измеряют уровень своего артериального давления, так как боятся, что у них будет выявлена АГ. Это ненормально.
Своевременное выявление и адекватная терапия этого заболевания в ряде случаев позволяет избежать или максимально снизить риск развития той или иной сердечно-сосудистой патологии. Подчеркну, что это не требует больших материальных затрат. Препаратов множество. Есть очень качественные дженерики, приобретение которых не ударит по кошельку. Задача победить АГ – нереальная. Это не оспа. Наша цель – максимально предотвратить развитие осложнений этого заболевания, тем самым позволив человеку, имеющему повышенные цифры АД, вести привычный образ жизни, не теряя в качественной её составляющей.
- Наряду с АГ ведущее место среди ваших научных интересов занимает лёгочная гипертония (ЛГ), а 6 июня в нашей стране впервые отмечали Всемирный день этого заболевания…
- Всю свою сознательную профессиональную жизнь я занимаюсь проблемами ЛГ. Это не только идиопатическое орфанное заболевание. В большинстве случаев ЛГ вторична – как осложнение заболеваний органов дыхания и др. Пациентов с этой патологией достаточно много. Основная проблема заключается в том, что больных этим заболеванием ведут разные специалисты: кардиологи, пульмонологи, ревматологи и другие специалисты. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Мы работаем над объединением усилий этих специалистов: в настоящее время создаётся общество по ЛГ, которое, я надеюсь, позволит более эффективно заниматься этой серьёзной и очень актуальной проблемой.
- Как бы вы оценили уровень профессиональной подготовки врачей-кардиологов в целом по стране?
- Мне кажется, здесь следует мыслить шире: не думаю, что уровень подготовки наших кардиологов как-то отличается от подготовки других специалистов. Проблема в том, что и культурный, и образовательный уровни нашего населения в общем и целом постоянно снижаются. Нам следует полностью изменить подход к образованию, начиная с 1-го курса обучения. Это нереально – переучить на последипломном этапе того, кто не приобрёл необходимую систему знаний для дальнейшего профессионального развития за 6 лет обучения в вузе.
- Кардиология – не самая рейтинговая в списке клинических специализаций. Чем, на ваш взгляд, обусловлен дефицит кардиологов в нашей стране?
- Мне кажется, что у нас вообще дефицит хороших специалистов в любом направлении. И всё же я попытаюсь объяснить: видите ли, кардиология является одной из наиболее сложных медицинских специальностей. Человеку, выбравшему это направление, необходимо обладать не только большим арсеналом знаний и практических навыков, но и рядом психологических особенностей. Зачастую, кардиологи должны мгновенно принимать решения. Когда человек падает в обморок – не до раздумий. Это требует больших душевных и эмоциональных затрат. Кардиологические больные – одни из наиболее сложных пациентов во всех отношениях.
Что же касается не самой рейтинговой специальности, то, сегодня перед нашей встречей я принимала экзамены в ординатуру нашего центра. 4 человека на место – конкурс довольно высокий по современным меркам. Так что интерес к нашей профессии есть. Хотя, конечно же, не следует забывать о том, что мы являемся ведущим кардиологическим медучреждением нашей страны. Возможно, такой конкурс обусловлен и этим фактором.
В то же время я уверена, что, если бы кардиологи в частности и врачи вообще получали более достойные деньги, а также престиж медицинской профессии в обществе был выше, то ни одно клиническое направление не испытывало бы дефицита в кадрах.
- Какой процент кардиологической помощи должен оказывать терапевт?
- Хороший терапевт или семейный врач должен успешно справляться с лечением неосложнённых форм артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца и др. У кардиолога должны наблюдаться пациенты с тяжёлыми нарушениями ритма, тяжёлой сердечной недостаточностью, лёгочной гипертонией и редкими ССЗ, требующими особых знаний и навыков.
Полагаю, что 80% больных с ССЗ должны наблюдаться у терапевта. Ведь хороший кардиолог – это, прежде всего, хороший терапевт. Квалифицированный терапевт, за исключением особых случаев, не направляет пациентов к кардиологу, справляясь самостоятельно.
- В одном из интервью вы сказали, что приходящая в медицину вообще и кардиологию в частности молодёжь, зачастую, не понимает, куда они идут и зачем. Почему так происходит?
- На мой взгляд, абитуриентов, выбравших медвуз, следует посылать поработать в стационар на какое-то время в качестве санитара. Необходимо иметь полное понимание о работе врача, прежде чем обучаться этой профессии.
Понимаете, многие судят о нашей работе исключительно по оболочке, совершенно не задумываясь о содержании. Молодёжь должна понимать, что врач – это не только белый халат, благодарность пациентов и т.д., но и бессонные ночи, непрерывное образование, сострадание и сопереживание. Пациент в силу заболевания может быть груб, неадекватен. Отсутствие сострадания, на мой взгляд, является причиной большинства врачебных ошибок.
Недостаточно только хороших университетских знаний. Именно поэтому многие отличники и хорошисты, сталкиваясь реалиями медицины, не выдерживают и уходят из профессии. Вуз – искусственная среда. Одной зубрёжкой медицинскую науку не осилишь. Жизнь намного сложнее, чем экзамен по анатомии, физиологии или пропедевтике. В медицине не должно быть случайных людей.
Беседу вёл
Дмитрий ВОЛОДАРСКИЙ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru