08 ноября 2024
Леонид Рошаль: «Хватит заниматься политиканством и критиковать, начните работать!»
На Форуме Общероссийского народного фронта были внесены конкретные предложения, как сделать медицинскую помощь качественной и доступной. А ещё накануне этого знакового события в жизни медиков страны в ходе подготовки к нему своё видение проблем и пути их решения высказал корреспонденту «МГ» президент Национальной медицинской палаты, член Центрального штаба ОНФ Леонид РОШАЛЬ. Ему – слово:
– Мне надоели заказные публикации в нашей прессе явно провокационного характера, касающиеся здравоохранения. Цель таких публикаций и тех, кто их инициирует, – выяснение отношений, а не решение проблем отрасли. Мы знаем наши проблемы и без «кавалерийских набегов» в аптеки, и уж тем более без непрофессиональных заключений. Мы сегодня пожинаем плоды бездарного руководства здравоохранением Шевченко, Зурабова и Голиковой. Мы понимаем, что отрасль испытывает экономические сложности. Что интересно, кроме критики Минздрава мы не слышим, к сожалению, от некоторых членов ОНФ конструктивных предложений, как выйти на новый уровень нашего здравоохранения, что нам мешает, как решить ту или иную проблему.
Сегодня на периферии и в сельской местности есть не только дефицит кадров, но и недостаток самих медучреждений. В своё время часто необдуманным решением сверху закрывались ФАПы, сельские больницы. Сейчас ситуация меняется. Национальная медицинская палата против оптимизации «времён Голиковой» и предлагает, аналогично с учреждениями системы образования, законодательно запретить ликвидацию медицинских учреждений в сельской местности без предварительного разъяснения и согласования с жителями на сходах (собраниях). Оптимизация – это не бездумное сокращение расходов на содержание больниц, это создание нормальных условий для пациентов, чтобы они не стояли в очереди, вовремя могли получить помощь. Это – доступность. Чтобы пациент не ехал на приём к доктору за десятки километров.
В НМП настаивают – недопустимо проведение оптимизации здравоохранения без тщательного предварительного изучения заболеваемости, потребности в койках и кадрах и обсуждения предложений с медицинскими профессиональными и пациентскими организациями. Поэтому НМП также выступает против практики выполнения поручений Президента РФ о повышении заработной платы к 2018 г. в 2 раза органами государственной власти за счёт сокращения медицинских организаций, отделений и медицинского персонала. Когда такое происходит, то всё выглядит гладко только в отчётах, на деле же разрушает систему здравоохранения, снижает доступность и качество медицинской помощи для населения.
Медицинское сообщество также выступает против создания искусственных условий для повышения платности медицинской помощи, а также выведения земли и зданий из системы здравоохранения и продажи их в частные руки для иных целей.
Что касается финансирования отрасли, ни для кого не секрет, что здравоохранение сегодня недофинансировано, и при имеющемся дефиците бюджета надо находить дополнительные возможности для того, чтобы отрасль могла нормально функционировать. Способ решения этих проблем, предложенный в НМП, нетривиальный, но тот, который действительно может дать системе дополнительные источники дохода. Палата предлагает определить конкретную часть акцизов на алкоголь и табак для финансирования здравоохранения. Ввести сборы на нужды здравоохранения c международных звонков с мобильных телефонов, в пределах 1 руб. Полученные таким образом деньги можно направить в систему здравоохранения.
Несмотря на дефицит финансирования, НМП настаивает, что необходимо расширить категории населения, которым приобретение лекарственных средств компенсируется государством, в первую очередь ввести бесплатное лекарственное обеспечение детям до 12 лет из малообеспеченных семей. С другой стороны, общеизвестно, что ряд граждан, которые имеют право на получение льготных медикаментов, не пользуются этим правом, а вместо этого получают деньги от государства. Предлагается рассмотреть возможность прекращения практики монетизации льгот в части лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на меры государственной социальной поддержки, что поможет не тратить деньги понапрасну на лекарства для тех граждан, которые в них не нуждаются.
Целый ряд предложений касается структуры управления в отрасли. Медицинская общественность, практикующие врачи порой вынуждены подчиняться тем решениям исполнительной власти, которые идут вразрез с интересами самой сути здравоохранения в целом. Поэтому следует наделить Минздрав России полномочиями по согласованию планируемых структурных преобразований в здравоохранении территорий до обязательного обсуждения и принятия решений органами власти субъектов Российской Федерации.
То, что российская система ОМС далеко не совершенна, сегодня практически не вызывает дискуссий. В том числе непонятна роль страховых компаний, функцию страховщика совершенно свободно могли бы выполнять территориальные фонды ОМС.
Что может изменить ситуацию? Нужно разработать и внедрить систему страхования ответственности медицинских работников. Законодательно определить источники оплаты санкций к медицинским организациям, предъявляемых вне системы ОМС. Национальная медицинская палата озабочена тем, что сегодня ответственность за здоровье граждан несут исключительно медики. У самих граждан нет никакого стимула заботиться о своём здоровье. В этом плане была бы востребованной система социально-экономической мотивации граждан к сохранению и укреплению своего здоровья. Разработка её должна быть поставлена в повестку дня. И наконец, решение кадровых проблем отрасли. В частности, предложение по распределению выпускников медицинских вузов, обучающихся за государственной счёт, как временной меры до полного восполнения потребности в кадрах практического здравоохранения. Это – не нарушение гражданских прав выпускников, это – обеспечение гражданских прав сотен и тысяч людей, которые сегодня не могут получить помощь врача!
Учитывая значительный дефицит педиатров, необходимо прекратить увеличение числа врачей общей практики за счёт переподготовки педиатров, нужно сохранить участковый принцип педиатрической помощи в стране. Эксперты НМП уверены, что врач общей практики никогда не заменит узкого специалиста, работающего с детьми, никогда не будет иметь тех знаний, которые имеет специалист-педиатр. Данные решения направлены на сохранение института педиатрии.
Сегодня население беспокоит снижение квалификации врачей. НМП предлагает кардинально пересмотреть последипломную переподготовку врачей на основании разработанных профессиональных стандартов, базирующихся на квалификационных категориях, сделать её более удобной, доступной и бесплатной. Нужно усовершенствовать программы обучения в высших учебных заведениях, а также решить вопрос о клинических базах, с возложением юридической ответственности за качество лечебной работы на сотрудников кафедр и научных подразделений, базой которых являются отделения больниц. На качество медицинской помощи существенно влияло бы принятие закона, позволяющего педагогическим и научным сотрудникам клинических баз заниматься лечебной работой.
Подготовила Галина ПАПЫРИНА.
Фото Юрия ЛУНЬКОВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru