23 декабря 2024
Президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) Ирина Антонова работает в этом музее 72 года, причем более полувека ( с 1961 по 2013 гг.) – в должности директора. На 96-м году жизни она удивительно активна и энергична, бескомпромиссна в суждениях, владеет немецким, французским и итальянским языками, живо интересуется происходящим, сама водит автомобиль, ухаживает за больным сыном. «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей», - эти слова поэта в полной мере могут быть отнесены к Ирине Александровне, «человеку из железа» в образе обаятельной женщины. Наша двухчасовая беседа, фрагмент которой предлагается читателям «МГ», началась с вопроса о том, как ей удалось сохранить форму и содержание, оставаться в здравом уме и твердой памяти.
-Я совсем не думала о смерти, - ответила Ирина Александровна. Я знала людей, которых эта мысль после 55-60 лет постоянно посещала. Стала думать о смерти, когда мне исполнилось 92 года, и я почувствовала ответственность за то, что останется после меня. Прежде всего, меня беспокоит судьба моего сына Бориса, которому исполнилось 63 года. Он инвалид детства, я узнала об этом, когда ему было 8 лет,его лечили наши ведущие психиатры – Груня Сухарева, Андрей Снежневский, сейчас его ведет профессор Анатолий Смулевич. На меня навалился страх – что будет с Борей, когда я уйду. Он выучил английский, играет на фортепиано, много читает, знает наизусть стихи Мандельштама, но при этом не может сам запереть дверь или вскипятить воду. Я побывала в нескольких интернатах для душевнобольных, и пришла в тихий ужас. Стала искать ему опекуна, но ведь люди не вечны. Группа сотрудников нашего музея предложила стать коллективным опекуном Бори. Сейчас я вошла в группу при Президенте РФ, которая лоббирует закон, разрешающий быть опекунами не только отдельным гражданам, но и государственным учреждениям. Он уже принят Госдумой в первом чтении.
- А приходилось ли вам сталкиваться с врачами помимо лечения сына?
-Я мало болела. Вскоре после войны мне удалили аппендицит. Вот, пожалуй, и всё. Мы жили в одном доме с профессором Генрихом Кассирским, кардиологом. Он консультировал моего покойного мужа, и я продолжаю дружить с его семьей.
- Наверное, дело в генетике. Ведь ваша мама прожила больше 100 лет…
-Кроме того, в детстве я много занималась спортом. Мы почти четыре года (с 1929 по 1933 гг.) жили в Берлине. Отец служил, кажется, в советском торгпредстве. Я занималась на разновысотных брусьях, каждый день плавала в бассейне.
- Как известно, в годы Великой Отечественной войны вы были медсестрой. Как это случилось?
-Да, у меня до сих пор хранится диплом медсестры. В 1941 г. я окончила первый курс Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). Когда началась война, нас перевели на искусствоведческое отделение истфака МГУ. Параллельно с учебой в университете, меня, после сестринских курсов, длившихся 3 или 4 месяца, направили в госпиталь в районе Красной Пресни. В основном, я работала там по ночам медсестрой. С линии фронта привозили молоденьких летчиков. Помню, как в операционной хирург говорит мне: «Чего стоишь? Неси». Я не поняла, что надо нести. Оказывается, ампутированную ногу. Потом меня направили в госпиталь для выздоравливающих, где лежали офицеры командного состава. Медсестрой я проработала несколько лет, почти до конца войны.
- А как вы оказались в Музее изящных искусств?
-Университет я окончила на одни пятерки. У меня был выбор между музеем и ВОКС (Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей – Б.Л.). Когда я пришла в этот музей 10 апреля 1945 г., он меня поразил тем, что был в полуразрушенном состоянии и почти без экспонатов – в первый год войны в здание музея попала бомба, а подлинники только вернулись из эвакуации и стояли в ящиках. Сотрудницы музея, которым было от 40 до 50 лет, показались мне ужасно старыми. Думала, что пересижу тут несколько месяцев, и куда-нибудь уйду. И вдруг заместитель директора профессор Борис Виппер предложил мне поехать в Германию принимать коллекцию картин Дрезденской галереи. Тут же из младших сержантов (мое звание в госпитале) меня произвели в майоры, выдали форму. На улице солдаты отдавали мне честь. Был месяц упоения своей славой. А потом поездка отменилась. В августе 1945 г. я была среди сотрудников, принимавших эту коллекцию на хранение в нашем музее. Тогда я поняла, что никуда я отсюда не уйду. Открытие каждого ящика - с "Сикстинской мадонной", Тицианом, Боттичелли, Дюрером, Рембрандтом,Рубенсом, Пуссеном, Тьеполо - это было великое счастье. Картины находились в запасниках, и только избранные гости могли на них посмотреть – маршал Рыбалко, дочь Сталина и т.д. А в конце марта 1955 г. советское правительство приняло решение о передаче трофейной коллекции ГДР, дав нам месяц на подготовку выставки передаваемых картин. Выставка работала в стенах музея 4 месяца без выходных, с 8 утра до позднего вечера. Ее посмотрели более миллиона двухсот тысяч человек.Каждый вечер мы ездили в институты, министерства, школы, на заводы и фабрики, показывали диапозитивы и рассказывали про Дрезденскую галерею. Это была огромная работа, которая доставляла нам радость.
- Какие еще выставки в ГМИИ вам запомнились?
-Это, конечно же, выставка Пикассо в 1956 г., которой мы обязаны Илье Эренбургу. Она стала символом «оттепели». Такого подъема духа не было до 1981 г., когда у нас прошла выставка «Москва-Париж». Публика приходила, чтобы посмотреть, в первую очередь, на наших авангардистов – Филонова, Гончарову, Петрова-Водкина, Малевича и др. Были невозможные выставки, такие как «Джоконда» Леонардо. Узнав, что эта картина выставляется в Токио, я попросила тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву: « Екатерина Алексеевна, вы все можете. Давайте остановим «Джоконду» в Москве, когда она будет мимо нас пролетать». Заручившись поддержкой посла Франции, «Джоконда» пробыла у нас шесть недель – шесть недель сплошной эйфории вокруг музея.
- Искусство и медицина. Как Вам видится их соотношение?
-Есть понятие творческой деятельности, которое распространяется не только на медицину. Творческий подход возможен и на производстве. Чем отличается искусство? Оно имеет художественный компонент, связанный с эмоциональным миром человека, т.е. с оценкой его переживаний. Поэтому тут важны такие основные понятия, как добро и зло, т.е. этическая оценка какого-то явления, и его эстетическая оценка (красиво или безобразно). Можно показать отрицательное явление (например "Войну в Корее" Пикассо, где штыки направлены на беременных женщин, или расстрел повстанцев на картине Гойи), чтобы вызвать у зрителя протест. Этическая оценка явления следует за эмоциональной реакцией. Этическое и эстетическое начало - главные понятия того, что мы называем искусством. Когда искусством начинают называть любое творческое явление, например, сравнивая врача с артистом или художником, это возможно как условный комплиментарный прием, отмечающий высочайший уровень работы. Творчество возможно без художественного начала. Сейчас возникла огромная продукция, которую называют искусством, но которая таковым не является.
- Недавно английские исследователи предлагали оценить по 10-балльной шкале самое красивое и самое уродливое живописное произведение. По результатам опроса 600 человек самой красивой картиной была признана «Большая одалиска» Энгра, а самой уродливой – «Спящая социальная работница (Сью Тилли)» Люсьена Фрейда. А какой произведение изобразительного искусства считаете самым красивым /самым уродливым Вы? Что такое для Вас красота?
-Обратите внимание, что в ответах фигурируют женские образы. Но саму постановку вопроса я считаю некорректной. Для меня не существует понятия красоты вообще. Это может быть красота чувства, красота изображенного человека или природы. Что такое красота? Гармония, но она проявляется в разных элементах. А потом, всегда ли гармония есть красота? Само понятие красоты и гармонии меняется с течением времени. Может быть красивая живопись, и совсем некрасивый объект изображения. Что вы считаете красивым? Что вы считаете безобразным?
- Есть ли у вас любимое произведение искусства?
-Специалистам такой вопрос нельзя задавать, потому что на протяжении жизни вкусы меняются. Например, я совершенно не понимала Вермеера, а потом он стал одним из моих любимых художников. Если у вас не меняется восприятие объекта, значит вы остановились в своем развитии.
- Чем Вы занимаетесь на посту президента ГМИИ?
-Эта должность предполагает стратегическую работу, проблемы развития учреждения, научной деятельности, его популяризации.В случае нашего музея это, прежде всего, создание музейного городка, предначертанного основателем музея Иваном Цветаевым. Музею передано 28 строений, в том числе 11 больших зданий. Часть из них уже освоена - созданы Детский центр, Музей личных коллекций, отдел графики, отдел живописи XIX века. Я много работаю с публикой, много езжу. Только в 2017 г. у меня были три зарубежные командировки – в Ригу, Tель-Авив и Нью-Йорк, где я выступала с лекциями. В Москве я сотрудничаю с Музеем Эльдара Рязанова на Ленинском проспекте.Есть еще одно направление - работа с людьми т.н. "третьего возраста". Это пенсионеры. Я увидела, как с ними активно работают некоторые зарубежные музеи. В нашем музее около 150 человек слушают мои лекции. Более того, образовалась группа, которая занимается живописью с нашей художницей и участвует в семинарских занятиях. Это чаще всего женщины, они всю жизнь работали, любили искусство, но никогда не имели времени дотянуться до него. Сейчас дети у них взрослые, мужья, к сожалению, рано умирают, и эти женщины с огромной радостью приходят в наш музей. Я с ними с удовольствием работаю, потому что вижу, что я им нужна, что реально помогаю им жить. Я не читаю никаких исторических циклов (античный мир, искусство Голландии, Фландрии и т.д.). Нет, я могу им показывать Венеру Милосскую, "Олимпию" Э. Мане и картину Пикассо в одной лекции. Я придумываю для них темы, смешивая эпохи, позволяя по-новому взглянуть на искусство. Предлагаю им темы для выступлений.
- Удивительно, что вы сохраняете такой живой интерес к жизни...
-Это единственный путь жить долго.
- Что вы читаете?
-Я много читаю, от этого и зрение такое плохое стало. Конечно, читаю специальную литературу. У меня дома большая библиотека, уже не хватает места, и я перенесла часть книг сюда в свой рабочий кабинет. Новой художественной литературы сейчас читаю немного, но систематически перечитываю классиков - Толстого, Достоевского, Шекспира, Гоголя. Постоянно читаю русскую поэзию. Очень люблю Цветаеву, Блока, Маяковского. Маяковский сейчас не в моде, но я не привыкла поступаться своими убеждениями. Конечно, читаю Пастернака. Я была знакома с его сыном, и мы посвятили Пастернаку одни из "Декабрьских вечеров".
- У вас очень развита просветительская жилка...
-Мне это нужно. Мне важно поделиться тем, что я знаю, с другими. Меня это радует, греет. Я из тех людей, которые любят быстрый результат, а музей его не дает. В этом смысле, возможно, существует противоречие с концепцией музея как такового. Наверное, я время от времени делаю что-то неправильно, потому что я тороплюсь. Сейчас я иногда плохо хожу, потому что бывают головокружения. Помню, иду,усталая, по музею, а мне навстречу Касьян Васильевич, наш краснодеревец. Он как то странно на меня посмотрел и говорит: "Александровна, чтой-то ты как ходишь. Бывало, идешь, как сормовский паровоз, а сейчас не то". Мне это очень понравилось, и я часто говорю себе: "Сормовский паровоз, остановись" (смеется - Б.Л.). Мне хотелось бы быть педагогом, который видит успехи своего ученика, или врачом, который видит результаты лечения.
Болеслав Лихтерман,
спец.корр. «МГ»
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru