24 декабря 2024
Если нет в университете клиник, значит, нет в этом вузе и качественного образования! Такие подходы в СамГМУ
Университетские клиники - гордость имеющих их медицинских учебных заведений. Но подлинные больничные комплексы, где решается триединая задача - лечения больных, обучения студентов и научной деятельности, по большому счету, имеют 5 профильных вузов России. Формально их больше. Но назвать такие клиники многопрофильными, в прямом смысле данного слова, значит, допустить большое преувеличение. Количество коек в них не превышает 300, а число кафедр вообще ограничено. Вряд ли в них студенты смогут получить всестороннюю подготовку.
Уникальность Самарского государственного медицинского университета заключается в наличии собственных клиник, на базе которых лечебный, учебный и научный процессы осуществляются в неразрывном единстве и взаимной преемственности. В этом году исполнилось 85 лет со дня их создания. Именно здесь, в традициях российской школы, идет подготовка врача у постели больного. Что непременно сказывается в последующем на качестве знаний и умений выпускников.
С принятием практико – ориентированных стандартов медицинского образования третьего поколения значение университетских клиник возросло еще больше. Студенты с первых курсов постигают здесь азы общения с больными, учатся задавать вопросы, чтобы правильно собрать анамнез болезни, участвуют в проведении диагностических обследований и клинических разборов, получают навыки в организации лечебной и диагностической работы. Чтобы рассказать об университетских Клиниках СамГМУ, директор информационного агентства «Медицинской газеты» Алексей Папырин встретился с ректором СамГМУ, академиком РАН Геннадием Котельниковым.
– Геннадий Петрович, как шло становление университетских Клиник? Какие этапы выделили бы вы в их развитии?
- Я уверен, что без собственных клиник обеспечить качественную подготовку будущего врача, действительно, невозможно. А без этого бессмысленно говорить о повышении доступности и качества медицинской помощи.
Но давайте немного «окунемся» в историю, вспомним, как это было. Годом основания Клиник Самарского государственного медицинского университета является 1930 г., когда президиум Средне-Волжского крайисполкома утвердил проект клиник на 1 тыс. коек. С 1935 г. они становятся основной лечебной базой города и области. Первым директором их назначается самарский хирург Андрей Николаевич Глассон. Его преемником на посту руководителя клиник стал Георгий Андреевич Митерёв – впоследствии нарком, а затем и министр здравоохранения СССР.
С историей Клиник неразрывно связана одна из героических страниц нашего Отечества - оказание помощи раненым во время Великой Отечественной войны. За год в преобразованных на тот момент в эвакогоспиталь клиниках выполнялось до 3 тыс. сложных операций и до 10 тыс. исследований. О героическом труде медицинских работников свидетельствуют цифры отчетов: через эвакогоспиталь № 5335 прошло более 20 тыс. раненых солдат и офицеров, 7 тыс. больных, лечение получили 920 инвалидов войны из числа местных жителей.
Вплоть до 80-х годов ХХ века развитие клинической базы вуза являлось отражением процесса поэтапного превращения однофакультетного института в полноценный университетский комплекс. Реорганизация Клиник, как и вуза в целом, прямо и непосредственно связана с именами их руководителей - представителей той, без преувеличения, целой эпохи – академика РАН Александра Федоровича Краснова (ректор вуза с 1967 по 1998 гг.) и Эльфии Салиховны Ахметзяновой (главный врач клиник с 1959 по 1986 гг.). В этот период количество коек возросло до полутора тысяч, открылись новые корпуса и отделения, была построена консультативная поликлиника. Долгое время университетские Клиники оставались самым крупным лечебным учреждением области.
Развитию и признанию их на отечественном и международном уровне способствовали работавшие тогда ученые, ставшие основоположниками российских научно-педагогических школ. Это академик РАН А.Ф.Краснов, академик АМН СССР и РАМН И.Б.Солдатов, заслуженные деятели науки России, профессора А.М.Аминев, А.И.Германов, Г.Л.Ратнер, С.В.Шестаков, В.А.Германов, Б.Н.Жуков, И.П.Королюк, В.В.Косарев и другие.
Особенность наших университетских Клиник - в них очень многое сделано и делается со словом «впервые». Так, травматологами-ортопедами впервые в регионе были проведены уникальные операции сухожильно-мышечной пластики. Благодаря им были поставлены на ноги тысячи больных после разыгравшейся в 1956 г. эпидемии полиомиелита в стране. За разработку этого нового научно-практического направления в травматологии и ортопедии в 1997 г. группа самарских ученых (в том числе и Г.П. Котельников – ред.) были удостоены Государственной премии РФ.
В клинике факультетской хирургии под руководством профессора С.Л.Либова впервые в Куйбышеве открыты отделения грудной и сердечной хирургии. Сотрудники факультетской хирургии первыми в Поволжье начали выполнять операции под эндотрахеальным наркозом. Точно так же самарцы опередили всех в проведении одномоментных операций на обоих легких у больных с бронхоэктатической болезнью и при эхинококкозе легких. Еще в 1957 г. впервые в мире проведена операция резекции легких у годовалого ребенка по поводу абсцесса, осложненного пиопневмотораксом.
Под руководством почетного гражданина города Самары, профессора Г.Л.Ратнера в городе прошло становление экстренной сосудистой хирургической помощи и эндокринной хирургии, были созданы первые в Куйбышеве отделения реанимации, гипербарической оксигенации. Кафедра и клиника факультетской хирургии являются пионерами в СССР в выполнении операций на «сухом» сердце.
Профессор А.М.Аминев по праву считается основоположником проктологии в нашей стране и пионером применения эндоскопического метода в отечественной хирургии. Под его руководством разработаны и впервые в Союзе внедрены в клиническую практику наименее травматичные методы хирургического лечения выпадения и свищей прямой кишки, рака, геморроя, анальных трещин, повреждений сфинктера.
Академик АМН СССР и РАМН, почетный гражданин города Самары, профессор И.Б.Солдатов впервые в области провел операции при опухолях ЛОР-органов, эндауральные операции на стремени при отосклерозе, усовершенствовал их технику, предложив новые модификации хирургических вмешательств на ухе по поводу болезни Меньера. На базе руководимой им кафедры и клиники, которая теперь носит его имя, впервые регионе был основан межобластной центр по слуховостанавливающим операциям и школа передового опыта по оказанию ЛОР-помощи детям. И.Б. Солдатов основал и развил сурдологическую и фониатрическую службы в регионе.
Профессору И.П.Королюку удалось организовать службу лучевой диагностики и сформировать новое научное направление – радиоиммунный анализ. В Клиниках была создана одна из первых в нашей стране лаборатория радиоиммунного анализа.
К счастью, рассказывать о работе наших Клиник можно очень долго. Думаю, «Медицинская газета» могла бы сделать еще не один материал о дне сегодняшнем, достижениях в области медицины и науки в СамГМУ.
– Безусловно, идти вперед, обучать студентов у постели больного позволяет, в том числе, и современная материально-техническая база. Но все ли кафедры СамГМУ имеют свои учебные базы в университетских Клиниках?
- В настоящее время в них располагается 20 кафедр, из них - 16 клинических. То есть, почти половину учебного времени студенты проводят в нашем больничном комплексе. Хочу подчеркнуть, что все преподаватели этих кафедр одновременно являются и сотрудниками клиник.
Будущие врачи, непосредственно с первых курсов, участвуют в утренних конференциях, вместе с больничными ординаторами под контролем преподавателей задействованы в текущей лечебно-диагностической работе отделений. Их знакомят с планами работы подразделений, приглашают на клинические разборы сложных больных. В последующем они (вместе с преподавателями – лечащими врачами) курируют «своих» пациентов, заполняют документацию, участвуют в обходах, работают в перевязочных и операционных блоках.
На всех 20 кафедрах проходят профессиональную подготовку интерны и ординаторы, проводится переподготовка врачей, работающих в практическом здравоохранении.
– Как удается совместить лечебную, учебную и научную работу в клиниках СамГМУ? И каков итог такого симбиоза?
- Профессорско-преподавательский состав клинических кафедр имеет сертификаты врачей-специалистов. Некоторые из кафедральных работников трудятся в Клиниках на основную ставку, другие – по совместительству. В любом случае все они участвуют в оказании медицинской помощи. У нас железная дисциплина. Работа осуществляется в строгом соответствии с утвержденными графиками, расписаниями лекций и практических занятий. Заведующие клиническими кафедрами начинают свой рабочий день с утренних врачебных конференций, затем проводят клинические обходы, консультируют наиболее сложных и тяжелых больных, оперируют хирургических больных. Ассистенты и доценты кафедр совместно со студентами участвуют в клинических разборах и конференциях. Не все, наверное, понимают, что именно так студенты получают бесценный опыт врачебного доклада, высокопрофессионального дифференцирования заболеваний, индивидуализированного плана обследования и лечения пациентов. Его не заменишь обучением в виртуальной клинике или занятием на симуляционных тренажерах. «Отточить» навыки, научиться пользоваться сложной техникой, избежать досадных ошибок – всему этому помогут, бесспорно, занятия в виртуальной клинике. Но обучение у постели больного – гораздо более важная составляющая в погружении в специальность.
– Полагаю, что не весь учебный и научный процесс замыкается только на университетские Клиники. Что-что переносится и в практическое здравоохранение. В этом случае есть ли проблемы с размещением кафедр СамГМУ в лечебных учреждениях, которые относятся к региональному здравоохранению?
- Нам повезло. Одной из отличительных черт регионального здравоохранения является полное взаимопонимание и на основе этого взаимодействие между областным Минздравом, подведомственными медицинскими организациями и Самарским государственным медицинским университетом. Министр здравоохранения региона Геннадий Гридасов, директор ТФОМС Виктор Мокшин поддерживают развитие университетских Клиник, понимая, насколько это ценно.
Сегодня самые крупные лечебные учреждения области имеют статус клинических (в данный момент – 21, 17 – в Самаре, 4 – в Тольятти). На базе них располагаются многие клинические кафедры СамГМУ. В целом, более 140 учреждений Самарской, Пензенской и Ульяновской областей являются базами теоретической и практической подготовки всех категорий обучающихся. То есть с этим у нас тоже все в порядке.
В Клиниках СамГМУ ежегодно проходит лечение в стационарных условиях более 28 тыс. больных, а наши врачи консультируют порядка 400 тыс. чел. Большинство из них – это жители нашего региона. Мы оказываем, как и другие федеральные медицинские центры, высокотехнологичную медицинскую помощь. К нам приезжают на операции больные, проживающие в соседних территориях. И это тоже свидетельствует о востребованности нашей работы. Не замечать всего этого – было бы несправедливо.
Есть еще одна составляющая нашей работы – мы организовали межвузовский медицинский центр. В него приглашаем на диспансеризацию, а если надо, то и лечение студентов всех вузов области. Молодые люди состоят на учете в этом подразделении СамГМУ, какую бы специальность они не избрали для обучения. Это позволяет нам наблюдать за их состоянием здоровья.
– Медицинское образование – дело дорогое. Не приходят требования сократить расходы из-за сложностей текущего экономического периода? Как осуществляется финансирование университетских Клиник?
- Клиники СамГМУ самодостаточны и в финансовом плане. Более того, скажу такую вещь, что они могли бы работать самостоятельно. Но для поддержания необходимого университетского уровня им требуются большие ассигнования, нежели для работы обычного лечебного учреждения. Неразрывность Клиник и университета выгодна всем. Университету – наличием собственной клинической базы. Клиникам – возможностью создания и внедрения эксклюзивных методик и технологий, основанных на научных разработках, студентам – в предоставлении обучения, основанном на клиническом подходе, пациентам – возможностью получения самой современной медицинской помощи, опираясь на принципы доказательной медицины. Государству – средством подготовки высокопрофессиональных медицинских кадров, развития конкурентоспособной клинической медицины и медицинской науки.
- А как вы оцениваете качество медицинского образования в России?
- Я считаю, что отечественное медицинское образование по – прежнему достойно держит высокую марку. Учеными СамГМУ только за последние пять лет получено более 400 патентов на объекты интеллектуальной собственности, 197 из которых внедрено в практику. В настоящее время реализуется более 30 инновационных проектов, разработаны новые композиционные биоматериалы, клеточные технологии, лекарственные средства различного спектра действия. Именно в нашем университете разработана теория гравитационной терапии, послужившая основой новому направлению мировой медицины, изготовлена установка гипергравитации. Совместно с Атомным центром Российской академии наук (Саров) и учеными Самарского аэрокосмического университета создан нетканый титановый материал со сквозной пористостью - «металлорезина». Разработан уникальный аппаратно-программный комплекс «Виртуальный хирург» 3D.
Наши выпускники, имея прекрасную теоретическую и практическую подготовку, пользуются высоким спросом, как в стране, так и за рубежом. Для того чтобы отечественные медицинские и научные кадры по окончании вузов оставались в России, нужно создавать достойные условия для работы. Это нам удается. Иностранные гости университета считают, что уровень наших специалистов, оснащенность учреждения не уступают зарубежным.
Можно много вспомнить о знаменитых российских хирургах, имена которых известны далеко за пределами нашей страны. Говорить о том, что российское медицинское образование что-то утеряло за последние годы нельзя. Более того, наши больницы стали лучше оснащены и финансирование их увеличилось.
Но не надо замалчивать и трудности. Уровень знаний молодых врачей, учитывая развитие медицины, надо повышать. При этом проблема не ограничивается только квалификацией профессорско-преподавательского состава. Давайте не будем кривить душой и признаем, что не редки еще случаи, когда молодые люди поступают в вуз с высокими баллами ЕГЭ, а когда начинают учиться, выясняется, что их знания по какому-то предмету не позволяют успешно освоить учебную программу. То есть на первый курс медуниверситета вчерашние школьники, фактически, зачисляются заочно. А дальше преподаватели ломают голову, сумеет ли студент воспринять тот объем знаний, который в разы больше школьного, или его все-таки придется отчислить.
Ряд принятых нормативных актов породили другие серьезные проблемы. Преподаватель стал не считаться доктором! Представляете, доцент кафедры хирургии, травматологии по букве закона не является врачом. Или профессор акушер-гинеколог с многолетним стажем работы, показывая коллегам на курсах усовершенствования новые методы, не имеет право самостоятельно принять роды… А выпускник вуза, закончив аспирантуру и решив стать преподавателем медицинского вуза, теряет право на врачебную деятельность. Благо, что сейчас, осознав допущенную ошибку, взялись за исправление этой несправедливости.
- Но показатели здоровья населения оставляют почему-то желать лучшего…
- Да, они не столь впечатляющие, как хотелось бы. Но причины этого совершенно иные. Мы долгое время не уделяли должного внимания профилактике. У нас многие россияне курят, злоупотребляют спиртным, ведут образ жизни, который никак не назовешь правильным. К сожалению, не все у нас нормально и с экологией.
Молодой врач должен быть сторонником здорового образа жизни. Уверен, вы не увидите в СамГМУ курящих студентов. Еще 15 лет назад мы издали приказ о запрещении курения в вузе и в стенах университетского больничного городка. В Клиниках ежедневно находятся около 1000 больных, столько же трудится медиков, плюс от одной до полутора тысяч студентов, еще - 500 посетителей. Представьте, если курить будет каждый пятый из них? Можно утверждать, что клиника погрузится в табачное облако, и это, несомненно, будет вредить здоровью огромного количества людей…
- Геннадий Петрович, некоторые вузы ввели должность проректора по воспитательной работе. А как вы относитесь к этой идее, считаете ее своевременной?
- Я долгое время работал проректором по учебно - воспитательной работе СамГМУ. Когда наступили перестроечные времена, вышел приказ, подразумевающий, что студентов не надо воспитывать. Одна часть в названии моей должности сразу была удалена. Тогда уже стало понятно, что это ошибка. Нельзя обучать будущего врача и при этом не заниматься его воспитанием. Теперь, спохватились, поняли, что врач – это особая профессия. И в некоторых вузах ввели должность проректора по воспитательной работе. Но это уже лишнее. Количеством проректоров работу с молодежью не улучшишь. Надо заниматься преподавателям с каждым студентом, чтобы они понимали – на них лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье больных людей, в их подчинении находятся медицинские сестры, технический персонал. И надо уметь поставить каждому задачу и выстроить с ними деловые взаимоотношения. Быть примером также для больных и в деле сохранения своего здоровья. Чтобы не выглядеть, как в известной поговорке: сапожник, без сапог.
Конечно, уделять внимание надо и общей культуре. Это позор, когда даже на инаугурации Президента РФ не все поют гимн России. Не потому что не хотят влиться в общий хор, а потому что слов его не знают. Школьники, а тем более студенты, должны знать, как выглядит российский флаг, что означает бело-синяя и красная полоска на нем. И это надо прививать студентам, чтобы они хотели быть людьми образованными, интеллигентными.
- Какие планы у руководства СамГМУ по поводу будущего университетских клиник: будут ли строиться новые, расширяться или реорганизовываться существующие?
- Мы принимаем самое активное участие в пилотном проекте по развитию медицинской реабилитации в РФ. Конкретные планы дальнейшего развития предусматривают повышение доступности и качества специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование инфраструктуры, в том числе, и в рамках государственно-частного партнерства.
Приближается и важная веха в истории – 100-летие со дня образования университета. К этой дате нужно закончить ремонт во всех аудиториях и клиниках СамГМУ (сегодня отремонтированы приблизительно 4/5 корпусов). К 2018 г. планируем построить новое общежитие, в котором смогут проживать молодые врачи, ученые. В планах – возведение многофункционального спортивного комплекса. И конечно, не забудем о переоснащении университетских клиник. В еще большей степени они будут «насыщены» современным оборудованием, а операционные и отделения реанимации станут, не побоюсь такого определения, одними из лучших в стране. Мы уверены, что у СамГМУ большое будущее, и что в этом нам поможет совместная плодотворная работа с федеральным министерством и администрацией Самарской области.
На снимке: губернатор Самарской области Николай Меркушкин (справа) вручает памятный подарок ректору СамГМУ Геннадию Котельникову
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru