09 ноября 2024
Его пирамида «подлинного человека» не имеет вершины
Широко известная «пирамида Маслоу» - диаграмма, представляющая иерархию потребностей человека, не принадлежит перу этого психолога. В его публикациях этой схемы нет. Он считал, что иерархия потребностей зависит от индивидуума, не являясь фиксированной мраморной конструкцией. Впервые пирамида, упрощающая изложение идей иерархии потребностей, встречается в немецкоязычной специальной литературе 70-х гг. прошлого века.
Трудное детство
Иерархия потребностей человека выстроена Маслоу так: а) физиология; б) безопасность; в) любовь/принадлежность к чему-либо; г) уважение; д) познание; е) эстетика; ж) самоактуализация. Первая ступень пирамиды - дань очевидности: человек должен есть, пить и пр. Но трудно отделаться от ощущения того, что позиции со второй по пятую являются теми условиями, дефицит которых был хорошо знаком человеку, испытавшему его на себе и оттого так тонко понявшему его значение. Невоплощенность этих потребностей обозначает тревогу одиночества и отверженности, порождаемую неуверенностью в себе, своей востребованости и, говоря широко, праве на существование. Ощущение превращается в уверенность при более близком знакомстве с биографией Маслоу – человека, упорно катившего камень к вершине своей пирамиды.
Погромы, случившиеся в начале прошлого века на Украине, заставили многих евреев эмигрировать. Уехал из Киевской губернии и бондарь Самуил Маслов. Он открыл в Нью-Йорке мастерскую и выписал с родины свою невесту. Абрахам Харольд Маслоу стал в семье старшим из троих детей. Бизнес отца развивался успешно, но жизнь ребенка нельзя было назвать счастливой. Родители часто ссорились. Отец часто не ночевал дома. Мать была человеком жестких требований и предрассудков. Отношения Абрахама с ней были окрашены устойчивой взаимной неприязнью. Роза Маслоу наказывала детей за любую провинность. Кроме того, она отдавала предпочтение младшим детям, что было слишком хорошо заметно. В памяти мальчика навсегда запечатлелась сцена: мать разбивает о стену головы котятам, принесенным им с улицы. В записках Маслоу есть слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она». Маслоу говорит о матери. На ее похороны он не пришел.
Когда Маслоу было девять лет, семья переехала из еврейского квартала в другой район города. В новой школе Абрахам столкнулся с антисемитизмом. «Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей», - писал потом психолог. Его судьба под влиянием обстоятельств могла бы покатиться под гору – в направлении психического расстройства; но Маслоу избрал противоположный вектор, создавая новые обстоятельства на протяжении всей жизни, непрерывно поднимаясь из ущелья - вверх. Тот, кто много читает, часто обречен на виртуальную жизнь в воздушном замке, где строит fantasy-конструкции, воспаряя в мечтах, возводя утопии, грезя алыми парусами…
Мальчик так переживал особенности своей внешности, что ездил в метро, лишь дождавшись пустого вагона, где можно было никому не попадаться на глаза. Это был выраженный комплекс неполноценности. Вероятно, именно поэтому позднее Маслоу так интересовала теория А. Адлера, согласно идеям которого, он стремился компенсировать внешность и неуклюжесть занятиями спортом. На этом поприще реализовать себя ему не удалось, и Маслоу занялся учебой, подрастая одиноким, застенчивым, печальным ребенком, став одним из лучших учеников школы (а куда ему было деваться? – с ним мало кто общался, оставались лишь книги и мечты).
Путь к славе
После окончания школы в 1926 г. по совету отца он поступил в юридический Сити-колледж Нью-Йорка. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе под влиянием лекций лидера американских бихевиористов Дж.Б. Уотсона.
В 1928 г. судьба Маслоу совершила разворот: неожиданно ему ответила взаимностью кузина Берта, в которую он был влюблен с 12-ти лет, но из-за своего комплекса, долго не говорил ей об этом. Маслоу не допускал мысли о том, что может быть кому-то нужен. Ответная любовь стала терапией его низкой самооценки. Он испытал первое в жизни пиковое переживание (это понятие позже стало одним из базисных понятий теории Маслоу). Через год Абрахам и Берта поженились. В этом же году Маслоу принял еще одно важное решение: он перевелся в Висконсинский университет, где занялся психологией. В 1930 г. Маслоу получил степень бакалавра, в 1931г. - магистра, а в 1934 г., в возрасте 26 лет, - доктора философии. Его первая публикация вышла в 1937 г.
Постепенно он утвердился в мнении о том, что бихевиоризм не решает многих проблем и даже не занимается ими. «…программа Уотсона привела меня в психологию. Но ее роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть и снять ее, как лабораторный халат… Она не создает представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создает ориентиров для жизни, ценностей, выбора». Бихевиоризм был слишком прямолинеен, чересчур прагматичен, не оставляя места для мечты и надежды…
В 1937 г. Маслоу стал профессором Бруклинского колледжа, где работал в течение 14 лет. Здесь он познакомился с европейскими психологами, укрывшимися в США от нацистов - А. Адлером, Э. Фроммом, К. Хорни, основателем гештальтпсихологии М. Вертгеймером. Маслоу занялся изучением созидательных сторон человеческого поведения, исследуя в человеке - человеческое. Прежде психология занималась девиациями, формируя теории личности на основе клинических наблюдений. Бихевиоризм и психоанализ (Маслоу называл их «дефицитарные психологии») избегали культурных, социальных и индивидуальных аспектов бытия человека (любовь, альтруизм и т.д.) Психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на патологических проявлениях его личности. Бихевиоризм низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. Маслоу исследовал здоровых и состоявшихся людей. Высшей потребностью человека он счел необходимость самоактуализации.
Теория Маслоу, ставшая основой гуманистической психологии, в общем виде была сформулирована им в статьях, опубликованных в 1943 г. Он не пренебрегал экспериментами, но они поблекли на фоне его философии. Первые попытки заговорить новым языком вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе. Коллеги по факультету сторонились Маслоу, ведущие психологические журналы перестали принимать его статьи.
Первая крупная работа психолога «Мотивация и личность» вышла в 1954 г. В ней он сформулировал иерархическую теорию потребностей. С точки зрения Маслоу, каждый обладает врожденным стремлением к своей высшей потребности - самоактуализации. Для того чтобы она проявилась, следует удовлетворить потребности базисные. Биология, анатомия и физиология оказались лишь условием осуществления высшего предназначения, гусеницей, из которой может выйти бабочка, ставшая энтелехией самоосуществления. Термин самоактуализация использовал еще Юнг, считавший, что это и есть конечная цель развития личности, достижение ею цельности на основе полной дифференциации и интеграции различных ее аспектов. Близки к идее самоактуализации и концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.
Важным концептом теории Маслоу является дефиниция комплекса Ионы, которым он назвал нежелание человека реализовать свои способности. Как Иона желал уклониться от роли пророка, так многие избегают ответственности, предпочитая иметь перед собой мелкие тактические цели, не стремясь к стратегии смысла. Страх величия, возможно, - наиболее трудный барьер для самоактуализации. Интенсивная творческая жизнь многим кажется невыносимо сложной. Люди опасаются что-либо изменить, стремясь сохранить ограниченное, но отлаженное существование; не желая отрываться от привычного, дабы не утратить того, что имеют. Но Маслоу предостерегал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь».
С классической естественно-научной точки зрения, теория Маслоу уязвима. Американская «История современной психологии» писала: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - и вовсе не подтверждается». Критики гуманистической психологии отмечают, что выборки исследований малы для глобальных обобщений, а критерии – субъективны. В теориях Маслоу не учтен социальный контекст. Многие его суждения возникли, как итог наблюдений и размышлений и не подкреплены экспериментом. Под словом «subjects» психолог подразумевает не испытуемых, а людей, привлекших его внимание. Статистических выкладок он не приводит и постоянно оперирует «ненаучными» словами: «вероятно», «наверное», «судя по всему»… Досталось Маслоу и за произвольный выбор самоактуализировавшихся личностей. К их числу он отнес А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, О. Хаксли, Б. Спинозу... Но можно вспомнить и о полуголодном, презираемом обществом, непризнанном, одиноком В. Ван Гоге, судьба которого вовсе не соответствует иерархии потребностей Маслоу, хотя едва у кого-то могут быть сомнения в том, что художник состоялся как творческая личность. Маслоу, понимая недостатки теории, подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой естественно-научному подходу, а дополнением к нему.
В 1951 г. он стал деканом психологического факультета университета Брандейса. Именно тогда началось признание его идей; гуманистическая психология стала оформляться в отдельное направление. В 1960-е гг. Маслоу неожиданно для самого себя обрел известность, в 1967 г. его избрали президентом Американской психологической ассоциации.
Интерес к гуманистической психологии совпал с ростом популярности экзистенциализма, отразившего кризис системы ценностей западноевропейского либерализма, который уповал на технический прогресс, но не мог объяснить неустроенность человеческой жизни, присущие человеку страх и отчаяние. Свобода в понимании экзистенциалистов требует от человека постоянного определения его отношения к миру, предполагая ответственность за персональную версию судьбы. Говоря о свободе личности в выборе своего бытия, Ж.П. Сартр и А. Камю декларировали мысль о том, что проект «Я» - не путь к свободе, лежащей за горизонтом, а ее непосредственное выражение. Человек постоянно строит себя, постигая свою суть в течение всей жизни, отвечая за каждое совершенное им деяние, не имея возможности свалить ошибки на «обстоятельства». «В тот мимолетный миг, когда человек окидывает взглядом все им прожитое, Сизиф, возвращаясь к своему камню, созерцает череду бессвязных действий, которая и стала его судьбой, сотворенной им самим…», - писал Камю. И эта концепция вызывала аналогию с движением к самореализации, о которой говорил Маслоу.
Одним из важных текстов экзистенциализма стало эссе Камю «Миф о Сизифе». Уделом античного царя было вечное вкатывание камня на вершину горы (пирамиды?), самосозидание и строение персонального пути. Царь обретал имя, становясь Сизифом лишь в процессе преодоления. Остановившись, он стал бы безымянным обывателем. Но, несмотря на слова о том, что следует «входить узкими вратами», большинство людей предпочитает нехоженым тропам - удобство асфальтированных трасс, путь наименьшего сопротивления.
Концепция экзистенциалистов была утопией: обыватель не считает труд восхождения – необходимостью, напротив, он относится к нему, как к помехе на проторенной дороге. Выбор между комфортом и восхождением решался однозначно: экзистенциализм строил воздушный замок, в котором никто не хотел жить. Люди останавливались, не доходя до вершины и не возвращаясь к ежедневной каторге подъема камня, в очередной раз скатившегося вниз. Куда легче было отыскать пригодную площадку на непритязательной высоте, где удобно и уютно можно было расположиться, включив телевизор, не вспоминая о комплексе Ионы, не замечая того, что жизнь превратилась в вегетативное существование; а пустоту, вызванную отсутствием смыслов, заполняют неврозы, алкоголизм, лудомания, депрессии, ожирение, диеты, сериалы…
К вершине движется лишь «подлинный человек» (М. Хайдеггер). «Подлинная» ориентация раскрывает потенции субъекта, обусловливая рождение его личности (по Маслоу – самоактуализацию). Аналоги экзистенциалистского понятия «подлинный человек» встречаются и у других психологов и психиатров этой эпохи.
Экзистенциализм и психология Маслоу совпали во времени и совпали с Временем. Начиналась эпоха Энди Уорхола и рок-н-ролла, Тимоти Лири и студенческих волнений в Европе. Поколение «аngry young men» отозвалось на привлекательную потенцию обретения свободы через аутентичность, осуществления самостановления – через самовыражение. Новые литература, кинематограф, музыка, политика всколыхнули мир. Человек полетел в космос, таблички с надписями «Только для белых» ушли в прошлое, «The Beatles» спели песенку «Getting Better»... Казалось, приоритеты человека могут радикально измениться. Очередная утопия выглядела близкой к осуществлению. Появились песни о «яблонях на Марсе», что было не мечтой о сельскохозяйственных успехах, но символом новой жизни, меняющей устои. Происходящее на планете казалось новой справедливой и бескровной этической революцией. Но космос стал пространством для боевых ракет, «The Beatles» записали «Helter Skelter», вскоре распавшись; интеграция «цветных» обернулась убийством М.Л. Кинга и террором «Черных пантер». А спустя пару десятилетий оказалось, что битники и хиппи закончили восхождение, обратившись к буржуазной респектабельности, социальной стандартизации, погрузившись в комплекс Ионы. Утопия снова не состоялась.
В работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971) Маслоу модифицировал концепцию мотивации и личности, отказавшись от пирамиды. Потребности человека он разделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостатком чего-либо (еда, сон и пр. – т.е., обеспечивающие выживание) и потому потенциально насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие, связанные с получением удовольствия, сопровождающиеся поиском смысла. Эти потребности предела не имеют, потому что, взяв любую вершину, всегда можно еще немного подпрыгнуть. Или взлететь. И строить на этой высоте новый воздушный замок. Пирамида подлинного человека Абрахама Маслоу не имела вершины, и длительность восхождения определялась лишь продолжительностью его жизни. Психолог умер от инфаркта миокарда 8 июня 1970 г. Но «Одного восхождения к вершине достаточно, чтобы наполнить до краев сердце человека. Надо представлять себе Сизифа счастливым».
Игорь ЯКУШЕВ,
Доцент Северного государственного медицинского университета
Архангельск
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru