22 декабря 2024
Насколько оправданы опасения в связи с зарубежными исследованиями биоматериалов россиян?
Фабула бредовых конструкций синдрома Кандинского-Клерамбо всегда становится зеркалом культурно-социально-экономического статуса цивилизации, отражая его реалии в текущий момент времени. Но зеркало это – кривое, ибо отражает действительность так, как ее воспринимает психически больной человек, а точнее - интерпретирует: галлюцинации в структуре синдрома Кандинского-Клерамбо возможны, но они, как правило, имеют характер псевдогаллюцинаций, не относятся к деятельности анализаторов, и потому суть этого состояния выражает система патологического мышления.
Новая бредовая фабула
При этом сама схема синдрома, его стратегический концепт остаются неизменными: отчужденность некоторых персональных процессов – мышления, эмоций, движений, которые, повинуясь диктату патологических автоматизмов, выглядят для больного человека, как «не ему принадлежащие, отобранные какими-то тайными или явными врагами». Но тематическое наполнение фабулы претерпевает культурно-исторические изменения, в результате которых мыслями и действиями пациента, в зависимости от эпохи, могут «управлять (руководить)» или «пение птицы Кетцалькоатль», или «луч, испускаемый кораблем инопланетян». В силу этих обстоятельств, в Лете периодически тонут сюжеты, утратившие социальную актуальность, как например, бред «преследования со стороны царской охранки». (Что не означает того обстоятельства, что они не могут иногда всплывать снова).
Сегодня – практически у нас на глазах – возникает новая бредовая фабула, которая имеет все шансы стать долгоиграющей. Тема изъятия («отчуждения») индивидуальных биоматериалов «в интересах зарубежных государств», по всей видимости, в ближайшее время станет тематическим трендом синдрома Кандинского-Клерамбо. Становление именно такой фабулы бреда облегчается той верой в возможности магии и способы ее воздействия на человека, которая существовала на протяжении многих тысячелетий и потому теперь легко всколыхнется в глубине исторической памяти нашей цивилизации.
По мнению этнолога Дж.Дж. Фрэзера, древняя магия могла быть
а) контагиозной: непосредственное воздействие шамана или магического предмета, прикасающихся к объекту, который следует заколдовать (мифический царь Мидас превращал в золото все, до чего дотрагивался); и
б) симпатической: «влияние» оказывалось на расстоянии – посредством предмета, некогда принадлежавшего субъекту или бывшего частью его тела (одежды) – волосы, окровавленная повязка, образки ногтей (вовсе не случайно гоголевская Оксана просит кузнеца Вакулу принести ей «черевички, в которых ходит царица»; можно вспомнить и библейскую историю о Самсоне и Далиле…) Запрет на переливание крови, распространяемый сектой «Свидетели Иеговы», по сути, основан на языческих страхах перед магией колдунов.
Тема исследуемых неведомо кем (и непонятно – зачем) биоматериалов в нынешней ситуации выглядит угрожающе-тревожно даже для людей, привыкших мыслить рационально. Человек психически неустойчивый будет подозрительно сооружать ментальные конструкции неопределенного содержания, оснащенные тревогой. Субъект психически нездоровый – и вовсе соткет многоцветный гобелен бреда, в который им будут вплетены нити патологических ощущений (ибо любой, в том числе – мнимый – укус комара будет интерпретирован пациентом, как, к примеру, «след от иглы, которой у него во сне брали кровь»); идей отношения («в автобусе пассажиры отводили глаза, так как они заодно, и им все обо мне известно»); идей воздействия («в парикмахерской мои остриженные волосы были собраны и увезены в неизвестном направлении»)… Основой этого гобелена станут интерпретированные и оркестрованные бредом автоматизмы, то есть, собственно синдром Кандинского-Клерамбо: «мои мысли украли, мои чувства мне не принадлежат, мои действия совершаю не я». И все эти симптомы будут вытекать из той бредовой убежденности, что «биоматериалы были взяты именно для того. чтобы завладеть» личностью, «подчинить» ее себе, - «заколдовать» посредством симпатической магии, «сделать» ее «послушным роботом», утратившим индивидуальность.
Формированию такой фабулы бреда будет способствовать регулярно возникающая в средствах массовой информации тема «киборгов», имеющая под собой вполне реальные основания: все большее число аппаратов и интеллектуальных протезов входит в арсенал практической медицины, формально превращая любого субъекта, использующего искусственный орган, в кибернетический организм, «оснащенный чипом» и, соответственно, - во вражеского резидента, «внедренного в человеческий социум». Впереди – развитие системы «самозащиты» психически больных людей, их ухищрения, направленные на то, чтобы сохранить свои «биоматериалы» при себе, или на то, чтобы уничтожить их максимально эффективным способом, или уберечь от «посягательства» иным методом. При этом хорошо понятно, что патологическая конструкция «преследуемый преследователь» тоже не канет в небытие. Когда фабула бреда сформирует «окончательную ясность» происходящего для пациента, и он «убедится в том, что является объектом преследования», психически больной человек начнет донимать не только парикмахеров, но и врачей – самых разных специальностей: от стоматолога – до гинеколога, требуя вернуть ему то, что было резецировано и экстирпировано. Врач, отказавший пациенту, скорее всего, окажется в числе «врагов» и «злоумышленников рода человеческого» - со всеми вытекающими из этого тезиса последствиями. И здесь со стороны таких больных вполне возможны агрессивные действия, характеризующиеся внезапностью и изобретательностью.
«Прямое знание»
Однако, как гласит известный афоризм, «Если у вас паранойя, это не означает, что за вами не следят». Неспроста М. Цукерберг заклеил скотчем подсматривающий глазок-объектив на своем персональном компьютере.
Фабулу, формально отвечающую многим признакам синдрома Кандинского-Клерамбо, уже комментируют политологи, военные и медицинские эксперты, приводя данные о количестве и характере деятельности иностранных медико-исследовательских лабораторий, находящихся на территории бывшего СССР. Как оказалось, эти довольно многочисленные организации занимаются весьма разнообразными делами (в том числе, - и изъятием биоматериалов). На них не распространяется законодательство стран, территории которых эти лаборатории используют. Эти структуры, как оказалось, превосходно финансируются. Их деятельность – ни финансовую, ни производственную – не могут проверять комиссии стран, в которых они базированы (существует прямой запрет даже на посещения этих лабораторий какими бы то ни было местными инспекциями). Работниками этих учреждений не могут являться аборигены. И т. д., и т. п….
Некоторые из экспертов считают, что деятельность этих лабораторий может быть направлена на создание биологического (генетического) оружия. Именно по этой причине так высок интерес к биоматериалам граждан бывших республик СССР: поиск этнической генной специфики, по мнению специалистов, помогает установить локусы и условия оптимального внедрения повреждающего агента, позволяющего нанести урон и ущерб. Возможно, - говорят эксперты (Г. Онищенко), - речь и не идет о полновесной биологической войне, однако, организация локальных эпидемий, в том числе, - причиняющих вред сельскохозяйственным культурам и животным, - является вполне реальной.
Все это выглядит как индуцированный бред, при том, что, по всей видимости, объективно таковым не является. Но весь антураж и стилистика деятельности биолабораторий и цели, ими преследуемые, по существу воспроизводят ритуалы шаманов и колдунов. Выходит, что симпатическая магия имела под собой более чем реальные основания? Возникает вопрос: каким образом колдунам было ведомо то, о чем современная наука догадалась сравнительно недавно? Проще всего объяснить это совпадением и случайностью, но столь точное воспроизведение древнейшей магической системы - в ХХ веке – заставляет подумать о каких-то иных причинах. И тут всплывает термин «прямое знание», который достаточно давно используется серьезными учеными, осознавшими, что бывают случаи, когда можно обойтись без костылей эмпирики, микроскопов дедукции и пошло-примитивной логики детерминизма.
Этим же «прямым знанием», вероятно, обладают поэты (платоновское «священное безумие») и многие психически больные люди, которые чаще всего не могут использовать и применить свои прозрения в силу того, что либо к ним относятся скептически и невнимательно – именно как к «безумцам» (всем известна история Кассандры); либо ни сами не могут разобраться в собственных крайне сложных ментальных озарениях-построениях, излагая их туманно, непоследовательно и противоречиво (Д.Л. Андреев, Э. Сведенборг…)
Но иногда поэты, пророки и безумцы перестают принадлежать себе и становятся орудием каких-то иных сил, проводниками их замыслов. (Отсюда – «отчужденность» их психических процессов). Тогда вспышка осознания озаряет их мозг (душу?) ослепительной молнией и Андрей Белый пишет в 1921 году: «Мир - рвался в опытах Кюри атомной лопнувшею бомбой…»; Дж Свифт предсказывает: «Я начну умирать с головы»; а М.Ю. Лермонтов пророчит за несколько десятков лет до революции 1917 года: “Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет»…
Все эти строки настолько конкретны и точны, что их невозможно объяснить «просто совпадениями». И тогда невольно задаешься вопросом: что если бредовые конструкции психически больных людей могут быть верными, но – в другом месте и времени, актуальными для иного хронотопа? И безумцы могут знать то, что, действительно, имело место, но в другую эпоху, в иной цивилизации и свойственно какой-то другой культуре, именно по этой причине выглядя людьми «не от мира сего»? Им удалось заглянуть в отверстие так называемой «кротовой норы» или скважину «червячного перехода» и увидеть другие миры, которые необязательно лежат в Космосе пространств: можно обитать и в Космосе времен, читая архетипы, давно язык, затертый культурными и паракультурными наслоениями. Этот праязык понятен поэтам и безумцам, кривые зеркала которых отражают другие времена и иные ландшафты.
А если это забытые нынешней цивилизацией, разучившейся понимать собственный не так, то кто сможет объяснить – почему безграмотный швейцарский каменотес А. Вёльфли регулярно воспроизводил в своих рисунках тибетские мандалы, знать о коих априори не мог?
Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Северного государственного медицинского университета
Архангельск
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru