Вы здесь

Что посеем, то и пожнём



Программа «Десятилетие детства» на старте

 

В течение 5 последних лет государственная политика в сфере охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения реали-зовывалась в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей, рассчитанной до 2017 г. Масштабный проект подходит к концу. Ему на смену выступает новый: Указом Президента РФ 2018-2027 гг. объявлены Десятилетием детства. О том, какое место в нём отводится здравоохранению, наш разговор с директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, главным специалистом Минздрава России по школьной медицине, членом-корреспондентом РАН Владиславом КУЧМОЙ.


– Владислав Ремирович, сейчас идёт подготовка плана мероприятий, намечаемых в рамках Десятилетия детства. Какие, с вашей точки зрения, первоочередные вопросы нужно решить?


– Десять лет – жизненно важный период ребёнка, за который он из малыша превращается в подростка, а вскоре – во взрослого человека. Каким вырастим новое поколение, то и получим в последующем, как говорится, что посеем, то и пожнём. Поэтому важно, какие ставим перед собой задачи. А они, на мой взгляд, должны быть амбициозными. Ведь человек успешен в работе, в служении Отечеству, в семье тогда, когда он благополучен, здоров, когда у него сформированы здоровые стереотипы. Мне кажется, за десятилетие, к 2027 г. , эту задачу нужно решить. За период обучения в школе, начав в первом классе, можно сформировать новую когорту детей, которая будет действительно вести здоровый образ жизни. Но совершенно очевидно, что реально это можно сделать только в союзе образования и здравоохранения.

В начале Десятилетия детства целесообразно зафиксировать и оценить положение детей в стране, подготовив Государственный доклад, внести изменения в законодательство, наладить регулярный мониторинг.

– Должна ли охрана здоровья подрастающего поколения как-то измениться?

– Безусловно. В Национальной стратегии действий в интересах детей было чётко записано: развивать здравоохранение, дружественное детям, подросткам и молодёжи. А сейчас в плане мероприятий по реализации программы «Десятилетие детства» говорится о создании инфраструктуры медицинского обеспечения детей, поскольку всё ещё не решены все вопросы, которые ставились в стратегии.

Необходимо выстроить эффективную систему здравоохранения, дружественного детям.

– Вы имеете в виду принцип, который закладывается во всю систему?

– Конечно, принцип, предполагающий добровольность, дружелюбие, доброжелательность. О формировании здорового образа жизни в программе «Десятилетие детства», конечно, это упоминается, но мы даже не знаем, какие факторы риска, кроме алкоголя и табака, распространены. А их – очень много. Центры здоровья для детей определяют факторы риска. Центры гигиены и эпидемиологии, имеющиеся по всей территории РФ, располагают данными об условиях обучения. Центры медицинской профилактики проводят целый ряд комплексных программ, в том числе по обучению здоровью. Конечно, это всё должно быть объединено в школе. Именно школьное здравоохранение должно взять на себя ведущую роль.

Исследования показывают, что риски для здоровья разные у мальчиков и девочек, у городских и сельских детей, у гимназистов и учащихся колледжей (то есть в различных образовательных учреждениях), у 11- и 15-летних... И огульно проводить среди них пропаганду ЗОЖ бессмысленно. Современные дети не воспринимают устаревшие формы просветительской деятельности, порой даже смеются над ними. А то, что им интересно, нам далеко не всё известно. Сегодня по-старому рассказывать детям о вреде алкоголя и табака – вчерашний день. Информационно-коммуникационные технологии уже широко вошли в практику школ. Педагоги учат с помощью игр, поэтому геймификацию (игровые технологии) мы должны использовать в формировании здорового образа жизни, как, впрочем, и рекламу.

– Хочу уточнить. Значит, первоочередной задачей программы «Десятилетие детства» вы считаете формирование здорового образа жизни?

– Да. Обучение здоровому образу жизни должно стать краеугольным камнем десятилетия. А это подтянет за собой и инфраструктуру. Как ребёнку вести ЗОЖ, если для того, чтобы заняться спортом, надо поехать в другой конец города и при этом пройти кварталы, где хулиганит местная шпана? Всё должно быть в шаговой доступности. И школа должна открыть свои возможности, они у неё должны быть. А мы сегодня видим, как одновременно в одном спортзале занимаются физкультурой 3 класса.

Дети открыты всему новому, они любят современные технологии, тренажёры и нельзя этим не воспользоваться. Необходима разработка (конечно же, индивидуальная, персонализированная) технологий на основе применения аппаратно-программных комплексов, тренажёров, повышающих резервы здоровья обучающихся.

Подчёркиваю, без системы образования, без социальных институтов, без коммуникаций с задачей не справиться. Если сегодня уже есть элементы гей-мификации в обучении, то нам сам Бог велел её использовать в формировании ЗОЖ.

– В таком случае, не привяжем ли мы детей ещё сильнее к компьютеру, они и так сидят за ним часами?

– Всё нужно делать грамотно. Можно ведь разработать такие программы, устройства, которые позволят снизить риски и повысить физическую активность. Нужно знать, чего мы хотим.

Весь мир проводит скрининговые исследования. На недавнем Международном конгрессе целая секция была посвящена методикам мониторинга и раннего выявления отклонений со стороны органов зрения. Европейцы ежегодно осуществляют оценку артериального давления у детей. А мы от этого всего отказались, поэтому отклонения увидим в лучшем случае на профосмотре, который, кстати, подвергается критике. Дойдёт ли информация до родителей и школы, никто не знает. Пока не доходит. А за рубежом это делают. У нас школьное здравоохранение свели к вакцинации, организации медосмотров. Правда, ещё говорят о гигиеническом обучении. Говорить-то говорят, а где результативность? Конечно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, средний медицинский работник с такой задачей не справится.

– А я недавно была на конгрессе медицинских сестёр, где утверждалось обратное...

– Да они просто не знают многих вещей, связанных со здоровьем школьников. Даже педиатр не знает в силу своей загруженности!

К тому же сейчас всё развивается очень быстро. Появилась масса программ, практик, которые нужно осваивать, что требует усилий. Если человеку платят мизерную зарплату, вряд ли он будет выкладываться. В Перечне медицинских услуг, финансируемых из средств ОМС, отсутствует подавляющее большинство тех, что оказывают школьные медработники, за исключением профосмотров и вакцинопро-филактики. Профилактическая деятельность, предусмотренная приказом Минздрава России № 822н, медицинскому персоналу образовательных организаций не оплачивается, что понижает зарплату и способствует дефициту кадров, вследствие чего сотрудники отделений медицинской помощи обучающимся находятся в образовательных организациях ограниченное время. Медсестра приходит в школу один раз в три дня, что она может сделать?

Я не утверждаю, что медсёстры в принципе не могут справиться с выдвигаемыми требованиями, но они должны быть для этого подготовлены.

– Вы полагаете, что средний медперсонал сегодня не может на достойном уровне заниматься профилактикой, охраной здоровья обучающихся  и формированием здорового образа жизни. Педиатрам тоже не всегда всё по плечу. Так кто же должен взять ношу на себя?

– В сложившейся ситуации, на мой взгляд, наиболее подготовлен к этой деятельности выпускник медико-профилактического факультета – врач по гигиене детей и подростков. Он знает все профилактические программы, имеет и базовую клиническую подготовку, изучал детские болезни, инфекционные заболевания, организацию здравоохранения, менеджмент. Таких специалистов готовят на базе 31 факультета в стране.

– Но ведь их выпускается не так много, и в основном для службы Роспотребнадзора, а не для системы здравоохранения.

– Выпуск можно увеличить. Дело же в социальном заказе. Уверен, отклик на данное предложение будет. Кстати, вспомним: школьные врачи времён Эрисмана, служившие в гимназиях, институтах благородных девиц, кадетских училищах, были выпускниками Императорского университета, которые прошли гигиеническую подготовку. На мой взгляд, врач по гигиене детей и подростков вполне может стать центральной, действенной фигурой на территории школы и поликлиники. Раз мы говорим, что профилактика первична, давайте и сделаем главным бойцом врача такого профиля. Он сможет реально вести профилактическую работу. А заведующим отделением организации медицинской помощи обучающимся пусть останется педиатр, как это и есть сейчас. Он решает сложные экспертные задачи, оценивает состояние здоровья.

Неблагополучно в школе! Роспотребнадзор не может обеспечить каждодневный контроль. Выполнять санитарные правила обязан директор школы, а он порой их не знает и не понимает, как действовать. Врач по гигиене детей может ему оказать и экспертную, и оценочную, и реальную помощь.

– Сейчас в ряде регионов страны реализуется пилотный проект «Школьная медицина». Он уже высветил что-то существенное?

– Пока я увидел один положительный результат, полученный в Москве, – преодоление разобщённости с помощью единой информационной системы.

– Поясните, пожалуйста, на примере.

– Сегодня дела обстоят так. Допустим, я – школьный врач, у меня на руках только та информация, что сам записываю в картах. Вроде бы направлял ребёнка 3 месяца назад на медицинский осмотр, но результатов нет. Чтобы их узнать, я должен идти в поликлинику, искать карточку ребёнка и всё заполнять. Обратилась мама другого учащегося за справкой в спортивную секцию, в санаторий или ещё куда-то, надо опять идти в поликлинику. Москвичи благодаря информатизации всё объединили. Родители теперь могут даже СМСкой запросить нужную бумагу и получить её в автоматическом режиме. Пока это сделано в одном из округов. Но опыт легко тиражируется.
Вообще-то, если мы хотим предложить какую-то модель работы, то должны сказать: вот у нас на старте по индикативным показателям, разработанным Минздравом, такое-то состояние. Мы делаем то и то с такой-то частотой. И в 2018 г. снова проведём замеры. Этого я пока не обнаружил. Хотя в методическом плане Минздрав с участием главных специалистов хорошо потрудился. Правда, какую медицинскую помощь обязан оказывать школьный врач, не сформулировал.

– Но есть же функциональные обязанности…

– Я имею в виду в рамках пилотного проекта. Там перечислены направления деятельности, а конкретики нет, нет понимания того, что должен делать врач. Он не знает, за что с него спросят. Ему никто не поставил задачу.
«Совершенствование медицинской помощи обучающимся в образовательных учреждениях» – общие слова. Они правильные, но механизм, как этого добиться, не определён. Не названы конкретные виды медицинской деятельности, которые должны быть доведены до сведения и медицинского персонала, и образовательных организаций, и родителей, и финансистов, и системы ОМС. На наш взгляд, помимо оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, организации и проведении вакцинации, основными видами деятельности в образовательной организации должны быть: выявление и мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, организация и ежегодное проведение скрининг-диагностики с целью раннего выявления нарушений физического развития.

Критерии, по которым можно оценивать результативность этой работы, есть. Весь инструментарий профессиональным сообществом создан. Но людей же нужно научить, и они должны быть, потому что то количество медицинских работников в школе, которое есть, успевает только организовать вакцинацию, направить детей на осмотр, быстро среагировать на какую-то возникшую ситуацию и провести урок здоровья, рассказать о чём-то, что сам знает. Зачастую рассказывают без учёта интересов ребёнка. Например, повествуют о питании, а его интересует, что происходит с ним в его репродуктивной сфере.

Кстати, важнейшей составляющей программы должно стать обеспечение регулярного и здорового питания обучающихся в образовательных организациях. Также в рамках Десятилетия детства следует создать систему безопасной общественно-полезной деятельности, труда подростков в свободное от учёбы время. Нужны соответствующие меры и в сфере безопасного отдыха детей, так как нет сведений с позиций доказательной медицины о его результативности и эффективности в каникулярные периоды с учётом времени года, продолжительности смены, месторасположения лагеря. При этом на отдых и оздоровление тратятся достаточно большие средства как государства, так и родителей.

К сожалению, в программе «Десятилетие детства» о школьном здравоохранении даже не говорится.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Фото автора.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru