Вы здесь

Принцип «50 на 50»: миссия выполнима


Как обеспечить доступность сложных видов медицинской помощи для пациентов?

 

Федеральные медицинские центры не должны сосредоточиваться на работе с пациентами только «своей» территории. Ведь на то они и федеральные, чтобы максимальное число жителей России могло получать здесь медицинскую помощь самого высокого уровня. Понятие «доступность» в данном случае приобретает конкретные параметры: 50% от числа пациентов любого федерального медицинского учреждения, не важно, находится он в Москве, Астрахани, Томске или Хабаровске, должны составлять иногородние жители. Это задание Министерства здравоохранения РФ.
Оправдано ли данное решение и выполнимо ли оно в принципе, если федеральная клиника находится вне пределов Центрального федерального округа? Об этом, а также о маркетинге в здравоохранении, принципах добросовестной конкуренции и защите интересов пациента – в интервью доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ Андрея ЩУКО, директора Иркутского филиала Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» им. С.Н.Фёдорова Минздрава России.



– Андрей Геннадиевич, насколько я знаю, Иркутский филиал МНТК испытывает сложности с исполнением госзадания в части пропорции 50 на 50: половина пациентов – жители Приангарья, а остальные – из других территорий. И, думаю, не только ваше учреждение, но любая федеральная клиника, которая находится не в Москве или Санкт-Петербурге, с этим заданием справиться не сможет. Или я ошибаюсь?

– Отчасти это правда. Но я бы ещё добавил к числу успешно справляющихся с данным заданием федеральные клиники в Южном федеральном округе. Таковы объективные условия: там, где регионы небольшие по площади, а транспортная доступность высокая, жителям не составит труда поехать на лечение из одного города в другой. Например, из Калуги или Нижнего Новгорода в Москву, из Пскова – в Санкт-Петербург, а из Кисловодска или Сочи – в Краснодар.

Совсем иная ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке, где тоже есть медицинские учреждения федерального подчинения, в том числе филиалы МНТК «Микрохирургия глаза».

К Иркутскому филиалу «приписаны» для оказания специализированной и высокотехнологичной офтальмологической помощи Читинская область, Красноярский край, республики Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия и Тыва. За исключением компактных Хакасии и Тувы, остальные регионы представляют собой огромные площади с низкой плотностью населения и разбросанностью населённых пунктов. Чтобы пройти в Иркутске диагностику и лечение заболеваний органа зрения на уровне мировых стандартов, человек должен преодолеть расстояние 1500 км от Норильска до Красноярска, потом ещё тысячу километров до нашего города.

Из Якутска в Иркутск надо лететь 3,5 часа. Если же пациент живёт не в самой столице Республики Саха (Якутия), а в отдалённом районе, то это ещё дополнительные несколько сотен километров. Можно ли назвать такую организацию медицинской помощи «обеспечением доступности»?

Нашим дальневосточным коллегам и их пациентам ничуть не легче. Например, чтобы попасть на лечение в федеральные клиники Владивостока, житель Магадана должен пролететь 2300 км, а житель Анадыря – 3700 км. Немногим короче будет дорога до Хабаровска. От самого северного города России – Певека – путь к федеральной клинике будет ещё дальше, сложнее и значительно дороже.

Но если у пациента есть выбор, где лечиться, то федеральная клиника такой возможности – кого лечить – лишена, ей необходимо соблюсти пропорцию 50 на 50.

– В этом смысле, конечно, в наиболее выигрышном положении федеральные медицинские учреждения, которые расположены в Москве: человек сел в метро за МКАД, и через полчаса он в центре столицы. Но если условия заведомо неравные, может быть, имеет смысл говорить о том, что правила игры должны быть пересмотрены?

– В том-то и дело, что сами правила хорошие. Я абсолютно согласен в этом смысле с политикой Министерства здравоохранения РФ: учреждения, в строительство и техническое оснащение которых государство вложило огромные средства и где работают ведущие специалисты, не должны превращаться в обычные областные и краевые больницы. В то же время потенциал многих федеральных учреждений используется далеко не в полную силу. И я имею в виду не клинический, а методологический потенциал.

Любой федеральный центр, в том числе МНТК «Микрохирургия глаза» – это не просто прекрасно технически и технологически оснащённая клиника, но и научная школа, где проводится обучение специалистов и тиражируются лучшие медицинские практики. А если мы говорим о сети учреждений, как в случае с МНТК, они работают по единым стандартам не только лечебно-диагностическим, но и организационным. Продумана и выверена временем вся логистика оказания лечебно-диагностической помощи от момента, когда пациент перешагнул порог филиала, и до его выписки. Причём правильность именно такой логистики доказана не только клинически, но и экономически, что немаловажно для учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

– Как можно использовать этот опыт федеральных центров в контексте обеспечения доступности медицинской помощи и необходимости выполнять разнарядку «50 на 50»?

– Поясню. Как мы уже сказали, чтобы добраться из Якутии до Иркутского филиала МНТК «Микрохирургия глаза», человек должен потратить много времени и денег. Поэтому республика идёт по пути развития собственной офтальмологической базы, у неё просто нет другого выхода. По моему мнению, было бы правильно создавать подразделения филиалов МНТК «Микрохирургия глаза» в «приписанных» к ним регионах и там тиражировать клиническую и организационную идеологию нашего научно-технического комплекса.

– Иными словами, создать филиалы филиалов?

– Именно так. Они могут иметь статус отделений, представительств или называться как-то иначе. Главное, что именно таким образом мы действительно решим задачу приблизить специализированную и высокотехнологичную офтальмологическую помощь к населению российских регионов.

Фактически, мы это уже сделали в Якутии на основе личных договорённостей и энтузиазма обеих сторон. Специалисты Иркутского филиала МНТК выезжали туда долгое время с лекциями и мастер-классами для врачей, помогали внедрять технологии, выполнять операции, проводили консультативный приём пациентов. И в настоящее время наши коллеги начали выполнять некоторые сложные операции самостоятельно, на своей базе, которая прекрасно оснащена современным оборудованием.

Остаются Хакасия, Тува, Читинская область и Бурятия. Безусловно, здесь тоже стараются развивать офтальмологию как частные клиники, так и государственные. Но существует ряд абсолютных преимуществ МНТК. Это, во-первых, доскональная диагностика органа зрения, значительно более детальная, чем обычно проводится офтальмологическому пациенту. Во-вторых, это технологии, которыми владеют учреждения системы «Микрохирургия глаза» и не владеют многие другие профильные клиники: хирургия сетчатки и стекловидного тела, кератопластика, фемтолазерная хирургия катаракты, рефракционная фемтолазерная хирургия. И, конечно, нужно учитывать возможности МНТК в приобретении нового оборудования и внедрении новых технологий.

Вот почему имеет смысл развивать сеть представительств филиалов МНТК «Микрохирургия глаза» в прикреплённых к нам регионах. То есть создавать условия не для самих себя, чтобы сидеть-ждать, пока все россияне съедутся к нам и выстроятся в очередь, а для наших пациентов. Я вижу только такой путь, другого нет.

– Если я не ошибаюсь, Иркутский филиал Фёдоровского центра несколько лет назад уже открыл два таких представительства? Опыт оказался удачным?

– Действительно, первый «филиал филиала» мы открыли в городе Братске Иркутской области 16 лет назад. До этого пациенты из Братска приезжали к нам, но, учитывая, что расстояние до областного центра – 800 км, и транспортные расходы немалые, многие больные затягивали визит к врачу и приезжали уже в запущенном состоянии. Тогда мы совместно с администрацией Братска приняли решение о создании представительства Иркутского филиала «Микрохирургия глаза», которое теперь оказывает офтальмологическую помощь по стандартам МНТК для жителей всех северных районов области. Сейчас мы расширяем там сферу хирургии, кроме операций по поводу катаракты и глаукомы в ближайшее время специалисты в Братске начнут выполнять операции на сетчатке. В целом филиал работает очень успешно, здесь выполняют операции и проводят консультативно-диагностический приём. Благодаря этому очерёдность на лечение в МНТК «Микрохирургия глаза» сократилась, показатель запущенности снизился до минимума, соответственно, уменьшились расходы на лечение таких больных.

Десять лет назад мы открыли лечебно-диагностический кабинет Иркутского филиала МНТК в Улан-Удэ. Это была инициатива Министерства здравоохранения Республики Бурятия, которое понимало: создавать в регионе офтальмологическую службу с нуля будет хлопотнее и дороже, чем воспользоваться опытом федерального учреждения. Теперь первый и самый важный этап – диагностика и отбор на хирургическое лечение – проводится в этом кабинете, и к нам пациенты приезжают только на само оперативное лечение, то есть максимум на 2-3 дня. Но и здесь есть перспектива развития: на мой взгляд, необходимо создать полноценное отделение не только с диагностикой, но и хирургией.

– Насколько успешны ваши диалоги с министрами здравоохранения в других регионах, «прикреплённых» к Иркутскому филиалу МНТК? Есть ли примеры, когда вам идут навстречу, и примеры обратного?

– Вопрос справедливый, ведь считается, что любой министр заинтересован прежде всего в развитии региональной лечебной сети и будет поддерживать интересы «своих» ЛПУ. Но это предвзятое мнение.

У нас состоялся очень продуктивный диалог с министром здравоохранения Красноярского края Вадимом Яниным, который правильно оценил ситуацию, подойдя к ней объективно. Мы разъяснили, что ни в коей мере не планируем экспансию в Красноярск с целью ущемить интересы местной офтальмологической службы. Но мы можем предложить жителям Красноярского края такие возможности в лечении офтальмопатологии, которых пока нет в регионе. И показали статистику запущенных случаев заболеваний сетчатки и стекловидного тела, с которыми в Иркутск приезжают пациенты из Красноярска.

Причём, сами красноярские офтальмологи направляют к нам далеко не всех пациентов, которые нуждаются в нашей помощи. И такие данные мы тоже представили министру. В итоге он при нас распорядился обеспечить направление пациентов, имеющих медицинские показания, на получение специализированной и высокотехнологичной офтальмохирургической помощи в Иркутский филиал МНТК. Тем более что эта помощь будет для больного бесплатной, поскольку мы работаем в системе ОМС и ВМП.

Недопустимо, когда в борьбе амбиций крайним остаётся пациент. Поэтому мы намерены направлять в региональные министерства здравоохранения информацию о том, что в Иркутский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» поступило из этой территории такое-то число пациентов с запущенными формами заболеваний, с осложнениями после неадекватно проведённого на местном уровне лечения. Составить такие справки для нас не проблема, благо в МНТК ещё при Святославе Николаевиче Фёдорове была создана и до сих пор работает система контроля качества, направленная на защиту интересов пациента.

– Всё, о чём вы говорили, наверное, можно использовать для организации работы любого федерального центра – кардиохирургического, нейрохирургического, офтальмологического. К примеру, они могли бы создать свои подразделения в том же Анадыре, Петропавловске-Камчатском, на Сахалине, в Чите и Якутске. Что нужно для реализации этой идеи?

– Необходимо, чтобы Минздрав России позволил нам увеличить штатное расписание, потому что, открывая представительства, мы должны набрать сотрудников. Кроме того, нужно разрешение Минздрава России на приобретение или аренду здания для нового подразделения.

А вот сделать там ремонт и приобрести оборудование мы можем сами, за счёт доходов от внебюджетной деятельности. То есть финансовых затрат федерального бюджета вообще не требуется, только разрешения и организационная помощь, не более того. Во всяком случае, в отношении филиалов МНТК «Микрохирургия глаза» это именно так.

Елена БУШ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru