08 ноября 2024
С ректором КГМУ, доктором медицинских наук, профессором, депутатом Казанской городской Думы Алексеем СОЗИ НОВЫМ встретилась специальный корреспондент «МГ» доктор медицинских наук Наиля САФИНА.
– Алексей Станиславович, в наше время быть ректором непросто. В современных условиях трудновато сохранять и привлекать лучшие преподавательские кадры, развивать науку, представлять по-прежнему перспективной и интересной профессию врача, делать университетскую жизнь яркой и насыщенной…
– А кому в конкурентной среде легко? Развитие цивилизованных рыночных отношений – это главная и интересная задача руководи телей в нашей стране. В народе говорят: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!» Имея опыт управленческой работы и определенные жизненные принципы, идти к намеченной цели проще.
– Интересно, а какие у вас главные принципы жизни?
– «Не навреди», «Сделать всё, что возможно!» Это касается работы, коллег, студентов и любого человека. И еще, стараюсь не забывать, что мне никто ничего не должен и что несу ответственность за родителей и дочерей.
– А снять усталость и обрести покой в душе помогает жена?
– Да, у нее это хорошо получается еще и потому, что она по профессии тоже врач.
– Сегодня сложно воспитывать детей. Они находятся под влиянием Интернета, СМИ…
– Я убежден, что детей нужно воспитывать в первую очередь личным примером.
– Ваш путь профессионального роста, можно сказать, классический. Врач центральной районной больницы, клинический ординатор, аспирант, ассистент кафедры, доцент, заведующий кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины, проректор вуза и ректор.
– Почти классический. Вообще-то, в начало этой цепочки надо обязательно включить, может быть, самый основополагающий в моей жизни статус – студент лечебного факультета Казанского государственного ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. С.В.Курашова. А до того, как стать проректором, был директором филиала медуниверситета в Набережных Челнах.
– Инфекционные болезни, этическая экспертиза биомедицинских исследований, защита прав пациентов – это область лично ваших научных интересов. А каковы научные приоритеты университета в целом?
– Многие мировые научные открытия в медицине принадлежат ученым и выпускникам нашего университета. Это и окислительное фосфорилирование Владимира Александровича Энельгардта, и экспериментальное доказательство участия медиаторов в межнейронной передаче импульсов Алексея Васильевича Кибякова, и явление блокады склерального синуса Аркадия Павловича Нестерова, и многие другие.
Продолжая вековые традиции нашей физиологической школы, имеющей официальный статус «государственной ведущей научной школы России», в КГМУ особое значение придают ней-ронаукам. И мы имеем в этом направлении новые открытия. К примеру, недавно наш физиолог Марат Мухамедьяров стал лауреатом престижной Национальной премии в сфере инноваций им. В.Зворыкина в номинации «Инновационная идея» как автор нового способа лечения болезни Альцгеймера.
– Знаю, что академик РАН Михаил Угрюмов, непререкаемый авторитет мирового уровня в этой области, очень любит брать к себе в аспирантуру выпускников именно вашего университета, которые пре красно подготовлены по физиологии.
– Кстати, и в области трансплантологии медицина нашей респуб лики сделала мощный рывок в ушедшем году: это и первая трансплан тация печени, и первая трансплантация сердца. Наш университет успешно работает по созданию алгоритмов лечения тяжелых заболе ваний, в частности, цирроза печени и сосудов нижних конечностей.
Есть достижения и у фармакологов, продуктивно сотрудничающих с химиками. Результатом их совместного труда является один из последних препаратов – капах. Только у нашего медуниверситета, единственного в России, имеется вузовский банк стволовых клеток. Следует отметить, что в отличие от других аналогичных банков у нас нет коммерческой составляющей в этом деле. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на широкое внедрение наших разработок на российском уровне.
– Вы являетесь председателем Этического комитета при Минздраве Республики Татарстан, членом Российского комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В 2007 г. избраны председателем форума этических комитетов стран СНГ, а также входите в состав руководящего совета «Стратегической инициативы по развитию возможностей этической экспертизы» ВОЗ. Эта деятельность не сильно обременяет?
– Любая работа есть работа, и мне приятно осознавать, что я принимал участие в подготовкеважного документа – модельного За кона «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах – участниках СНГ», принятого Генеральной ассамблеей Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, а также в раз работке рекомендаций Межпарламентской ассамблеи «Об этико-правовой защите и безопасности генетических медицинских исследований в государствах – участниках СНГ». Наша кафедра биомедицинской этики и медицинского права является одной из первых в стране, начавших преподавание медицинской биоэтики студентам-медикам. Это знания не только по проблемам медицинской этики, но и о правах, обязанностях и защите как пациентов, так и медицинского персонала.
– В вашем вузе бурлит общественная жизнь. У вас постоянно что-то новое в работе со студентами, не имеющее аналогов: «Медико-правовая клиника», «Клуб Дебатов», «Судебное разбирательство», «Архивная практика», «Паллиативная помощь», посещение государственных правовых учреждений Республики Татарстан и многое другое…
– Подготовить профессионального доктора, всесторонне развитого, юридически и этически грамотного специалиста – это основное наше предназначение. Конечно, и проведение XXVII Всемирной лет ней универсиады 2013 г. в Казани накладывает определенную спе цифику на обучение в нашем вузе в последние годы. На базе нашего университета создан центр по подготовке волонтеров спортивного и медицинского профиля.
– Еще не успел выйти приказ Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака», а в КГМУ уже открылся центр здоровья…
– Причем с максимально персонифицированным контролем над состоянием здоровья коллектива, включая студентов. Наш центр здоровья – это не просто диспансерное обследование, это еще и квалифицированные рекомендации как по оптимальным видам физической нагрузки, так и по здоровому образу жизни. «Мы здоровы, присоединяйтесь!» – так называется комплексный проект, направленный на формирование культуры здорового образа жизни у населения республики, тон которому задает КГМУ.
Кроме того, ректорат освободил субботу для занятия спортом. В рамках так называемых спортивных суббот нашим студентам предоставлены лучшие спортивные залы и площадки Казани, на которых мы проводим различные состязания. К примеру, фигурное катание и хоккейный товарищеский турнир – на ледовом стадионе «Тат нефть арена», лыжня – в Казанской школе олимпийского резерва, причем количество одновременно занятых на всех спортплощадках сотрудников и студентов достигает 800 и более человек. При этом развиваются и новые интересные для молодежи виды спорта. В нашем университете функционирует единственный в Казани клуб воздухоплавателей. Становится уже традицией выступление министра здравоохранения Татарстана перед студентами университета с лекцией «Состояние здравоохранения Республики Татарстан: проблемы и перспективы развития». Это своего рода взаимный энергетический обмен. На не давней встрече Айрат Закиевич Фаррахов рассказал студентам о про грамме модернизации здравоохранения в республике, проблемах, стоящих перед медицинской наукой, а также проектах в сфере здраво охранения – профилактика и лечение туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и неинфекционных заболеваний, включая сердечнососудистые и диабет. Сегодня у каждого студента есть возможность задать интересующие вопросы в режиме он-лайн и министру, и ректору.
– Универсиада – это еще и знание иностранного языка. На одной из официальных встреч министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов отметил, что КГМУ – это медицинский вуз в стране, в котором высокая доля иностранных студентов. Сегодня каждый его десятый студент является иностранным гражданином. В таком случае, наверное, и студенты, и преподаватели владеют английским языком?
– В Татарстане развитие английского языка – приоритетная задача, на что нацелена и образовательная онлайн-программа «English First». По этой программе совершенствуются знания учителей английского языка, обучаются руководители министерств и ведомств республики, волонтеры и студенты и даже школьники. Вы же знаете, что на итоговой коллегии Министерства здравоохранения республики Президент Рустам Минниханов призвал все лечебные учреждения следовать примеру коллектива больницы скорой медицинской помощи в Набережных Челнах, где раз в неделю оперативные совещания проводятся на английском языке. И в нашем вузе – это само собой разумеющийся необходимый процесс.
– Во всех медицинских учреждениях и в большинстве субъектов Российской Феде- рации введена отраслевая система оплаты труда, базирующаяся на выделении большой доли фонда оплаты труда для стимулирующих выплат. А как в КГМУ обстоят дела?
– Во всем мире основным критерием оценки работы вузов и пре подавателей является научная работа. Но для нас одним из основных показателей стало мнение студентов, точно так же, как в здравоохранении республики основным критерием качества медицинского обслуживания является оценка пациентов.
Мы провели среди студентов конкурс «Лучший преподаватель», определили 20 лучших педагогов, каждый из которых получил от 80 до 100 тыс. руб. Несмотря на то, что для нашего вуза это немалые деньги, мы стремились показать, что хорошая работа всегда будет оценена высоко.
– В феврале этого года вы были в С.-Петербурге на встрече ректоров медицинских вузов с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой. Появились какие-то новые ориентиры в работе?
– В настоящее время в здравоохранении наступает важный момент – модернизация медицинских вузов с переходом на новые стандарты. Ее начало запланировано уже на этот год. Предполагается реорганизация клинических баз медицинских университетов, ремонт и новое оборудование, тотальная информатизация и много других мероприятий. Студенты КГМУ уже ощутили, что с сентября 2011 г. они начали обучаться по новым образовательным стандартам. Их принципиальным отличием стало увеличение в учебном процессе доли практической подготовки, начиная с младших курсов.
– Не секрет, что во время медицинской практики многие студен ты безуспешно и мучительно пытаются сделать внутривенную инъекцию пациенту, который нередко прогоняет стажера…
– А вот для этого у нас есть подразделение – центр практических умений, в котором европейские и североамериканские технологии адаптированы к российским реалиям. Медицинские манипуляции отрабатываются на муляжах и тренажерах, что дает возможность студентам освоить специальную доклиническую подготовку.
Татьяна Голикова на вышеназванной встрече с ректорами говорила о необходимости усиления практических навыков в учебном процессе и подчеркивала важность более активного использовании симуляционных классов и тренинговых комплексов. Хотя, конечно, мы все понимаем, что довести практические умения до уровня высокопрофессиональных навыков в стенах университета – это пока остается проблемой. Ведь многое, очень многое в процессе учебы зависит и от позиции самого студента.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru