09 января 2025
Национальная онкологическая программа позволит снизить бремя заболеваемости, смертности и инвалидности
Онкологические заболевания – главная причина смертности населения в экономически развитых странах. В нашей стране люди старшего поколения часто "не доживают" до «своего» рака, а умирают раньше от инфарктов и инсультов. Правда, с внедрением федеральной программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями наметились существенные подвижки. Во всех субъектах РФ построены сосудистые центры. Они оснащены современным оборудованием. Соблюдаются принципы маршрутизации пациентов. В результате смертность от этого класса болезней неуклонно снижается. На этом фоне смертность от онкологических заболеваний вот-вот выйдет в печальные лидеры и в нашей стране. Это послужило поводом для разработки целого комплекса мер, нацеленных в будущее, которые смогут привести к увеличению продолжительности жизни россиян. Именно о них шла на Первом Всероссийском совещании «Актуальные вопросы клинической онкологии» в Москве. Вёл заседания председатель профильной комиссии по специальности «Онкология», главный внештатный специалист-онколог Минздрава России, директор ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» академик РАН Михаил Давыдов. В мероприятии приняли участие руководители специализированных лечебных учреждений из регионов России.
С учётом Глобального плана ВОЗ
Как известно, медицина сегодня развивается, не опираясь на титанов-одиночек, а усилиями коллективов врачей. И прежде чем приступить к обсуждению отечественной программы по лечению онкологических заболеваний, надо представлять, как проводится лечение этой патологии в мире, а не только в России. Тем более Глобальный план действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020 гг. прописал варианты политики стран, в том числе и в отношении онкологических заболеваний. И это не какие-то абстрактные меры, больше похожие на призывы, а совершенно чётко выбранные приоритеты. Первым шагом, который серьёзно влияет на снижение уровня смертности, международными экспертами названа иммунизация против гепатита В. Именно эта инфекция часто является серьёзным фактором риска развития рака печени. Второй по значимости шаг - широкое внедрение скрининга на рак шейки матки (визуальный осмотр и тест с уксусной кислотой) или мазка Папаниколау (цитологического мазка). Следующие рекомендованные меры - вакцинация от папилломавируса человека, предоставление своевременного лечения больным. Кроме того, экспертами ВОЗ рекомендовано прохождение маммографии женщинам 50-70 лет, что даст возможность своевременно выявлять рак молочной железы. Пятым пунктом, напоминается, что анализ кала на скрытую кровь позволяет на ранних стадиях диагностировать рак ободочной и прямой кишок. И наконец, шестое - популяционный скрининг на рак полости рта среди представителей групп риска.
Уже начиная со второго пункта, реализовать всё это совсем непросто. Но сказать, что рекомендации не выполнимы - нельзя. В России пилотные проекты по скринингу рака шейки матки уже дали неплохие результаты. Об этом речь шла в докладе руководителя отдела перспективного развития и международных научных связей РОНЦ им. Н.Н. Блохина Минздрава России Дмитрия Борисова. На конец прошлого года такие программы были утверждены уже в 18 территориях. Финансирование осуществляется за счёт средств территориальных фондов ОМС. Таким образом, обследование доступно всем женщинам этих регионов, вне зависимости от их материального положения и статуса.
Первые результаты этой работы обнадёживают. На примере Ростовской области запущенность при диагностике злокачественных новообразований шейки матки теперь ниже, чем в целом РФ почти в два раза. По сравнению с 2012 г. данный показатель снизился на 31 %. За 4 года количество данной патологии в 3 стадии уменьшилось на 43 %, а выявляемость на 1-2, наоборот, увеличилась на 20 %.
Для эффективной диагностики и лечения различных видов опухолей требуется современное оборудование. А его по-прежнему не хватает региональным, да и федеральным клиникам. Более того, медицина не стоит на месте, появляются новые методы. Ещё недавно ПЭТ- томография, протонная терапия казалась не достижимой мечтой онкологов. А сегодня эти методы уже используют ведущие зарубежные и некоторые российские клиники. Очевидно, что требуется постоянное переоснащение больниц и поликлиник новой медицинской техникой. Дмитрий Борисов считает, что Национальная онкологическая программа сумеет обеспечить перспективное укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, оказывающих онкологическую помощь. Благодаря ей можно внедрять инновационные механизмы финансирования и организации специализированной медицинской помощи, передовые технологии.
Такая программа необходима России ещё по другой причине. Даже, если коснуться вопроса лекарственного обеспечения онкологических больных, то понимаешь, как нелегко приходится противостоять злокачественным новообразованиям. Конкретные цифры говорят сами за себя. Сегодня на борьбу со ЗНО выделяется не более 48 млрд руб. А расчёты показывают, что финансирование, обеспечивающее лечение по современным стандартам, требует порядка 435 млрд руб. Почувствуйте, как говорится, разницу. И похожие пропорции можно привести, если сравнивать объёмы выделенных средств на проведение высокотехнологичных операций, лучевой и химиотерапии.
Совсем небезнадёжное дело
Для определения приоритетов при подготовке проекта Национальной онкологической программы участниками совещания была утверждена рабочая группа (список её «МГ» разместит на своём сайте), которую возглавил академик Михаил Давыдов. Свою работу группа начнёт с анализа реальной потребности лечебных учреждений в закупке нового оборудования. Предполагается, что будет создана вертикальная система управления программой, которая позволит контролировать достижение поставленных целей. Как было заявлено, всячески будут поддерживаться пилотные проекты, результаты которых будут учитываться на федеральном уровне при принятии решений.
Основными направлениями предусмотрены скрининг и программы ранней диагностики (взаимодействие с первичным звеном и маршрутизация пациентов). В приоритеты записаны: специализированная нозологическая диагностика, хирургическое лечение, радиотерапия, лекарственное обеспечение, система учёта и анализа контингента пациентов (популяционный и нозологические регистры). В планах также - обсуждение финансового обеспечения и доступности диагностики и лечения. Предстоит выработать ещё и критерии оценки эффективности национальной программы. Они предполагаются как краткосрочные, так и долгосрочные. Среди последних: одногодичная летальность, 5- летняя выживаемость, инфраструктурное и кадровое обеспечение.
Между тем, главный онколог Министерства здравоохранения РФ, академик Михаил Давыдов высказал сомнение, что столь масштабный проект удастся принять в ближайшее время. Секрет его пессимистического настроя прост: Правительство РФ с трудом добивается сбалансированности бюджета по расходам и доходам. Во времена экономических трудностей «пробить» новую масштабную программу будет нелегко - как бы она не была нужна населению страны, не влияла на эффективность работы важнейшей из специализированных служб. Но это не значит, что ничего не надо предпринимать. Служба нуждается в модернизации. От уровня оказания помощи онкологическим больным зависят важнейшие показатели, о которых так много говорится в последнее время – продолжительность жизни россиян. В 2016 г. она достигла 72 лет, но без мощной онкологической службы трудно надеяться, что этот показатель будет улучшаться в ближайшее время. Онкологи должны бороться за принятие новой программы, прекрасно понимая, что перед ними стоит исключительно сложная задача. И от уровня её проработанности, поддержки профессиональным сообществом и в целом населением России зависит успех совсем небезнадёжного дела.
В регионах не хватает онкологов
Национальная онкологическая программа должна учитывать реальное положение дел с лечением онкологических заболеваний в территориях. Сегодня статистика говорит о том, что диагностика и лечение этого класса заболеваний в России улучшается. Но надо иметь ввиду, что смертность от новообразований в РФ за период 2000-2015 гг. имеет циклический характер. Минимальное значение (200,9 случаев на 100 тыс. населения) регистрировалось в 2006 г., пик отмечался (206,9 случаев) в 2009 г. По словам начальника отдела Минздрава РФ Михаила Крамарова, внедрены и применяются современные методы, ситуация улучшается.
Что касается последних данных, то смертность от новообразований в РФ за период январь-сентябрь 2016 г. (203,1) на 0,05% ниже, чем за аналогичный период 2015 г. (203,2). Были названы и регионы-лидеры.
По данным Минздрава России, которые размещены на официальном сайте ведомства, в прошлом году распространённость злокачественных новообразований на 100 тыс. чел. составила 2327,4 случая. При этом наибольшие показатели регистрируются в областях: Курской – 3204,6, Калужской – 2900,4, Республике Мордовия – 2844,2, Краснодарском крае – 2836,6, городе Севастополе – 3300,2.
Но можно предположить, что там, где заболеваемость в отчётах значится как высокая, онкологическая служба как раз уделяет нужное внимание профилактике. Взять тот же Краснодарский край. Можно критиковать какие-то организационные решения, которые приняты на уровне этого региона. Но представить, что кубанские онкологи работают слабее, чем их коллеги в Чечне и Ингушетии, нельзя. Скорее это свидетельствует о том, что масштабные акции (такие как «Онкопатруль») позволяют выявлять больных на ранних стадиях. И это как раз хорошо. То есть скрининг, о котором говорится в документах ВОЗ, уже осуществляется на должном уровне. А доступность высокотехнологичных методов лечения в этом субъекте РФ на порядок выше, чем у соседей.
Получается, хорошая диагностика ведёт к статистическому увеличению заболеваемости. Поэтому статистика в нашей стране не даёт прямолинейного представления, как работают онкологи конкретной территории. А объединяет регионы скорее тот факт, что в лечебных учреждениях не хватает онкологов. Хуже всего ситуация с укомплектованностью кадрами сложилась в Чукотском автономном округе.
Популяционный раковый регистр
Более точное представление о том, сколько в нашей стране онкологических больных, какое число из них нуждаются в применении того или иного препарата, какова эффективность назначенной им терапии должен дать популяционный раковый регистр. Об особенностях его составления говорила ведущий научный сотрудник РОНЦ, кандидат медицинских наук Ольга Герцова. По её мнению, необходимо придание законодательного статуса системе Федерального ракового регистра. Кроме того, потребуется целевое финансирование на постоянной основе работ по его совершенствованию, сопровождению и администрированию. Ещё один из вопросов, требующий рассмотрения, - решение на государственном уровне вопроса о ведении персонифицированной базы данных регистра.
Проект профессионального стандарта
Оживлённую дискуссию вызвал проект профессионального стандарта. В онкологии десятки направлений, которые требуют от сотрудников лечебных учреждений серьёзной подготовки. А руководство Минздрава России сегодня исповедует сокращение количества врачебных специальностей. Поэтому определить, что должен знать, уметь и каким опытом обладать сертифицированный специалист, совсем непросто. Секретарь профильной комиссии по специальности «Онкология» Минздрава России, кандидат медицинских наук Павел Шабалкин обратил внимание на то, что изменения сначала должны быть внесены в содержание и объём программ высшего и дополнительного медицинского образования. А дальше стандарт должен учитывать непрерывное совершенствование квалификации всеми специалистами. Профессиональный стандарт по специальности «Онкология» должен быть утверждён Минздравом и Минтрудом России в ближайшее время.
Научно-практическая часть совещания ещё раз подтвердила, что российские онкологи прекрасно знакомы с лучшим международным опытом. А их квалификация позволяет применять самые передовые методы диагностики и лечения злокачественных опухолей. Поэтому реализовать на практике Глобальный план ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний им вполне под силу. Задача Национальной онкологической программы - придать этой деятельности системный характер. Чтобы адекватный скрининг функционировал в масштабах всей страны, а не только в рамках пилотных территорий. Более широкое применение в регионах новых методов позволит серьёзно снизить смертность от онкологических заболеваний. Другое дело – откуда взять деньги на то, чтобы повысить доступность лечения, сделать его абсолютно бесплатным. Программа должна способствовать поиску ответа и на этот вопрос.
Алексей Папырин, корр. «МГ», Москва.
На снимке: сегодня региональные онкологические клиники осваивают передовые технологии
Фото Александра Худасова.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru