23 декабря 2024
Проект программы уже разослан на согласование в министерства и ведомства, в этом году она может быть утверждена Правительством РФ, а в будущем – стартовать, сообщили «МГ» в Минздравсоцразвития России. Стратегические ориентиры новой госпрограммы, отмечают здесь, совпадают с целями и гармонизируют Концепцию развития страны до 2020 г., Концепцию демографической политики до 2025 г. и соответствуют положениям федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Приоритеты остаются прежними
Государственная программа ста вит целью снижение младенческой смертности с нынешних 7,5 на 1 тыс. родившихся до 6. В полтора раза должно сократиться потребления алкоголя, с 40 до 25% – табакокурение среди взрослого населения. Средняя продолжительность жизни, как предусматривается, увеличится до 70 лет, снижение численности населения страны стабилизируется.
Расходы на здравоохранение к 2020 г. возрастут, согласно программе с ее подпрограммами развития паллиативной помощи, инновационных технологий, ядерной медицины и другими, с нынешних 3,7% ВВП до 5,5% (3 трлн руб). Для этого, по словам замглавы Минздравсоцразвития России Максима Топилина, будут объединены все ресурсы здравоохранения и возможные источники финансирования как на федеральном, так и на региональных уровнях. Разработчики проекта не исключают, правда, что «предстоят еще интенсивные дебаты на площадках Минфина и Минэкономразвития об объемах этих инвестиций».
Основные приоритеты программы министерство видит, как и сей час, в профилактике заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, формировании здорового образа жизни. В подпрограмму развития системы качества и доступности медицинской помощи «загружены» та кие направления, как предотвращение смертности от сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных заболеваний, ДТП и др. Еще одна подпрограмма – обеспечения здравоохранения квалифицированным персоналом – предполагает развитие вузовской и послевузовской систем подготовки кадров, внедрение системы непрерывного образования, стажировки за рубежом. Меры социальной поддержки медиков предусматривают повышение к 2020 г. вдвое зарплат врачей, в 1,8 раза – среднего медицинского персонала. Но это, подчеркивают в министерстве, как и вопрос о введении лекарственного страхования, будет решаться в зависимости от увеличения совокупных расходов на здравоохранение, то есть от того, насколько полно будут финансироваться заявленные в госпрограмме показатели.
Телега впереди лошади?
Речь, таким образом, идет о продолжении, преемственности Национального проекта «Здоровье». «Это стратегический документ, по сути – стратегия развития всей сферы охраны здоровья граждан, а не концепция развития системы медицинской помощи», – заявил журналистам директор Департамента инновационной политики и науки Мин здравсоцразвития России Николай Семёнов. Вместе с тем он подчеркнул, что работа над Концепцией развития здравоохранения до 2020 г., проект которой представлен медицинскому сообществу еще 4 года назад, будет продолжена.
Многострадальный документ этот хотят «гармонизировать и скорректировать в соответствии с новой госпрограммой». Не пропадать же добру! Тем более что благодаря публичному обсуждению этого проекта в Минздравсоцразвития, по словам Татьяны Голиковой, «смогли увидеть всю палитру точек зрения на стратегию и тактику раз вития здравоохранения, сопоставить и проанализировать часто противоположные точки зрения».
В ходе дискуссии поступило, по данным министерства, 584 предложения и 2268 комментариев к ним. После этого документ был направлен на согласование в Министерство финансов и Министерство экономического развития, представлен в Правительство РФ и... канул в Лету. О дальнейшей его судьбе редакции, во всяком случае, ничего неизвестно, хотя медицинскому сообществу и было обещано, что «после получения уточненных расчетов от министерств экономического блока Минздравсоцразвития проведет ряд широких публичных обсуждений».
А вот теперь, полагают в министерстве, в основу Концепции раз вития здравоохранения до 2020 г. и должна лечь новая государственная программа с тем же сроком исполнения. Подход этот вызывает, мягко говоря, недоумение у экспертов, которые никак не возьмут в толк: как можно принимать и утверждать программу, когда перспектива и будущая модель системы здравоохранения до сих пор так и не определены этой самой концепцией – так сказать, дорожной картой системы охраны здоровья?
Диалог надо продолжить
Новой программой просто прикрывается провалившаяся попытка разработки концепции, под госпрограмму писать ее нельзя, убежден заместитель Формулярного комитета РАМН, объединяющего около 50 ведущих медицинских экспертов страны, член исполкома Пироговского движения врачей России профессор Павел Воробьёв. По его мнению, медицинское сообщество в министерстве не слышат, не хотят обсуждать с ним планы и представили «очередной документ для галочки», за результаты реализации которого будут отвечать уже другие люди.
– Мы внимательно проанализировали программу сразу после ее появления на свет. Этот не системный, состоящий из отдельных лоскутных, не связанных между собой подпрограмм документ не имеет отношения к проблемам охраны здоровья, которые нельзя свести только к набору общих фраз относительно формирования здорового образа жизни, – заявил член бюро исполкома Пироговского движения врачей России, вице-президент Российской медицинской ассоциации профессор Юрий Комаров.
Он напомнил, что в развитых странах разрабатываются и реализуются программы улучшения
и укрепления здоровья населения и только у нас – программы развития здравоохранения.
– А это далеко не одно и то же ни по требуемым ресурсам, ни по мероприятиям, – полагает ученый. – Охрана здоровья – прерогатива не медицинской отрасли, а государства, которое должно по возможности обеспечить все условия, положительно влияющие на укрепление здоровья граждан. Речь идет о создании факторов и условий, способствующих его улучшению, мотивации населения к здоровью и адекватном, с учетом научно обоснованных приоритетов, развитии здравоохранения.
А вот экс-председатель Комиссии по охране здоровья и экологии Общественной палаты РФ профессор Евгений Ачкасов смотрит более оптимистично:
– Хорошо уже то, что информация о новой программе появилась в начале года. При конструктивном подходе можно основательно поработать над этим документом, привлечь всех критиков. Общественная палата должна инициировать его обсуждение, а Минздравсоцразвития – быть готовым к диалогу. Досадно, если госпрограмма пройдет без согласования с общественностью и экспертами, все постфактум будут ругать ее.
Евгений Евгеньевич напомнил, что возглавляемая им комиссия ОП провела экспертизы всех последних нормативно-правовых актов в здравоохранении, включая Федеральный закон об основах охраны здоровья.
– К диалогу с министерством пришли не сразу, были и взаимные обвинения, и недовольства, – заметил он. – Сейчас очень важно, чтобы конструктивная дискуссия при подготовке подзаконных актов в связи и с этим законом, и тем более госпрограммой, была продолжена.
Пойдут ли на это Минздравсоцразвития и Правительство РФ, куда уже ушел на утверждение проект государственной программы развития здравоохранения до 2020 г., пока неизвестно. Ведь и решения, постановления ЦК КПСС и Совета министров ССР о перестройке здравоохранения в конце 80-х годов прошлого столетия тоже не очень-то обсуждались с медицинским сообществом...
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru