23 декабря 2024
Ярославский государственный медицинский университет отвечает на вызовы времени
С 9 по 12 апреля на базе Ярославского государственного медицинского университета состоится традиционный 13-й Фестиваль искусств студентов-медиков и медицинских работников (с международным участием), который проходит под патронажем Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, ЦК профсоюза работников здравоохранения и редакции «Медицинской газеты».
Избрание организаторами фестиваля ЯГМУ в качестве масштабной площадки для проведения главного творческого форума медиков страны отнюдь не случайно: вуз динамично развивается, является одним из лидеров и в развитии медицинской науки, и во внедрении современных методик по обучению будущих врачей и фармацевтов. Представители университета активно участвовали во всех предыдущих фестивалях искусств и становились победителями в различных его номинациях, тем самым завоевав право стать хозяевами и непосредственными организаторами федерального смотра художественных талантов учащейся медицинской молодёжи и представителей практического здравоохранения.
Сегодня ректор ЯГМУ, доктор медицинских наук, профессор Алексей ПАВЛОВ (кстати, выпускник ЯГМИ 1975 г., окончивший с отличием лечебный факультет) не только рассказывает читателям «МГ» о жизни вуза, проблемах и перспективах его развития, но и приглашает многочисленные творческие делегации коллег со всех уголков России для ярких выступлений в концертных залах богатого театральными традициями старинного города на Волге Ярославле.
– Ваш вуз является одним из ведущих медицинских высших учебных заведений страны. Как складывался авторитет ЯГМУ, на что опираются его основные составляющие сегодня?
– Репутация и авторитет нашего вуза формировался годами, и наиболее важным в этом процессе фактором являлась высокая квалификация и неоценимый вклад в клиническую медицину, науку и образование тех специалистов, которых за все эти годы он выпустил. За время своей деятельности вуз подготовил более 30 тыс. специалистов здравоохранения и фармации, в том числе для стран Азии, Африки и Америки. Более 60 тыс. врачей, провизоров и преподавателей прошли разные формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Достижения многих наших выпускников хорошо известны далеко за пределами нашей области и страны.
В век глобализации и высоких технологий для решения стратегических задач в сфере отечественного здравоохранения крайне важным является верно настроенная система взаимодействия университета с клиническими базами и другими вузами. И наш университет следует современным тенденциям. Примером такого взаимного сотрудничества является активно работающий научно-образовательный медицинский кластер Центрального федерального округа «Восточно-Европейский», объединяющий работу ведущих медицинских вузов Москвы, Воронежа, Рязани и Ярославля.
Наш университет является крупным центром современной науки, осуществляющим разработку фундаментальных и прикладных концепций, их экспериментальную и клиническую апробацию, внедрение результатов в педагогический процесс и клиническую медицину.
Замечу, что это далеко не все аспекты успешного функционирования и поддержания высокого авторитета университета. Время идёт, и рецепт успеха постоянно меняется, но неизменным остаётся его ключевой компонент – преданность сотрудников вуза главному делу – совершенствованию системы сохранения здоровья населения и повышения качества жизни общества.
– В медицинских и фармацевтических вузах идёт модернизация образовательного процесса. Какими, по-вашему, должны быть направления модернизации? Как это происходит в ЯГМУ? Каков первый опыт работы центра симуляционной подготовки?
– Ректорат, учёный совет, коллектив университета в целом проводят объёмную предметную работу в этом направлении, уже сделан ряд серьёзных шагов по формированию современной информационно-образовательной среды для обучающихся, включающей как программно-аппаратную модернизацию, так и создание современного цифрового контента.
В 2009 г. на базе вуза создан центр симуляционного обучения, необходимость открытия которого была продиктована резким повышением требований общества к качеству практической подготовки современного врача. На сегодняшний день в целом создана виртуальная клиника, обеспечивающая формирование и совершенствование практических навыков у обучающихся всех направлений подготовки, начиная с 1-го курса, создана система высокотехнологичных экзаменационных станций для проведения объективного структурированного клинического экзамена. Опыт проведения первичной аккредитации выпускников в 2016-2017 гг. показал высокую эффективность такой системы и рост заинтересованности студентов в обучении.
Большое внимание уделяем и модернизации научной составляющей деятельности вуза. Одной из тенденций в данном направлении является формирование межкафедральных лабораторий, взаимодействие внутри которых существенно повышает потенциал как фундаментальных, так и прикладных научных исследований. В последние годы созданы и активно функционируют лаборатории водной токсикологии и биотестирования природных сред, аналитических методов исследования, молекулярно-биологических методов исследования, иммуногисто-химии и цифровой микроскопии. Серьёзная работа проводится и в направлении вовлечения студентов в работу научных кафедральных кружков и участие в олимпиадах различного медицинского профиля. Подтверждением этому может служить первое место нашей команды в отборочном туре по ЦФО XXVII Всероссийской студенческой хирургической олимпиады имени академика РАМН М.Перельмана, которая проходила на базе ЯГМУ в конце 2017 г.
– Портрет-образ сегодняшнего студента ЯГМУ. Сравните его с образом своих студенческих времён. В чём вы завидуете сегодняшнему студенту? В чём он может вам позавидовать?
– В целом основные черты студента-медика остались неизменными, никуда не исчезло стремление к знаниям, желание быть на шаг впереди своих сверстников, решимость и готовность ко встрече с трудностями в практической деятельности. С точки зрения образования изменились, скорее, способы получения информации и навыков.
В современном мире, в отличие от прошлых лет, главной задачей является не столько поиск ценной информации, сколько её тщательная фильтрация из множества недостоверных и зачастую ложных источников. Конечно же, существенно изменился и уровень коммуникаций, характер социальных взаимоотношений, да и вообще сам ритм жизни. К сожалению, стиль мышления студентов в современной системе школьного образования (нацеленность на ЕГЭ) стал более фрагментарным, клиповым – для формирования целостного клинического мышления нам приходится прилагать дополнительные усилия, особенно на младших курсах.
...Когда я учился в нашем вузе в 70-х годах прошлого века, медицина была далеко не такой высокотехнологичной, однако перед нами открывались гораздо большие возможности работать и получать профессиональные навыки непосредственно у постели пациента.
– Аккредитация как новая система допуска к врачебной профессии. Это некая современная формальность или возможность ещё выше поднять планку профессионализма? Что говорит первый опыт?
– Несомненно, первичная аккредитация выпускников на соответствие чётким требованиям профессиональных стандартов в высокотехнологичной среде объектного структурированного клинического экзамена – существенный шаг в повышении уровня профессиональной компетентности специалистов. С учётом всего лишь двухлетнего опыта, наверное, ещё рано в полной мере судить о степени вклада данной процедуры в интегральное качество образования и уровень профессионализма выпускников.
Аккредитация несёт в себе важную, на мой взгляд, особенность – она заставляет находиться в тонусе не только обучающихся, но и преподавателей вуза, служит мощным толчком в развитии симуляци-онных центров обучения, что, в свою очередь, также плодотворно влияет на возможности развития, поддержания и улучшения клинической компетентности будущих и состоявшихся специалистов. Тем не менее не надо забывать, что это всего лишь один из высокотехнологичных механизмов контроля качества реального образовательного процесса в вузе.
– Трудоустройство выпускников. Как вы относитесь к возрождению системы госраспределения?
– В современных условиях мы должны стремиться, чтобы выбор будущего места работы был продиктован осознанным личным решением молодого специалиста, базирующимся на предоставляемых условиях осуществления медицинской деятельности: социальных условий, достойной оплаты труда и оценки перспектив профессионального роста. По сравнению с системой госраспределения, соответствующей уровню развития советского общества, в действующем правовом поле для решения кадровой проблемы в здравоохранении существуют более эффективные механизмы, работающие пока ещё не в полной мере. Это целевой приём и целевая контрактная подготовка: при наличии реальной заинтересованности и поддержки регионов, необходимого уровня работы с вузом она способна принести ощутимые результаты. Наш университет в 2017-2018 гг. заключил соглашения с правительствами Ярославской и Вологодской областей, а также администрацией Костромской области, включающие серьёзные меры по подготовке и закреплению медицинских кадров в регионах. На базе крупных областных больниц Вологды и Костромы созданы базовые кафедры ЯГМУ, которые наряду с реализацией программ дополнительного профессионального образования начали вести системную работу по профориентации, отбору абитуриентов для целевого приёма, обеспечению проведения учебных практик студентов-целевиков на базе направивших их медицинских организаций. По инициативе регионов появляются новые формы взаимодействия с вузом: 11 апреля впервые в наших стенах запланирована встреча с выпускниками делегации Костромской области во главе с губернатором С.Ситниковым, в ходе которой на самом высоком уровне ими будет получена конкретная информация о реальных планах развития костромского здравоохранения и мерах по поддержке молодых специалистов. Эта системная работа требует времени и должна принести необходимые результаты в ближайшем будущем. Ведь вспомним – многие замечательные специалисты начинали свой профессиональный рост в отдалённых от крупных научных и медицинских центров лечебных учреждениях.
Для быстрого решения нынешних кадровых проблем, несомненно, назрели меры по существенному повышению ответственности участников договоров о целевой подготовке к исполнению принятых обязательств. Насколько мне известно, необходимые изменения в действующее законодательство должны быть внесены и вскоре заработают в полной мере.
– Научные и практические результаты деятельности вуза. Какие сегодня стоят задачи перед коллективом университета? Что способствует его развитию?
– На всём протяжении своей деятельности университет располагал достаточным научным потенциалом. За время своего существования в вузе подготовлено свыше 220 докторов наук и 1000 кандидатов наук, в научных кружках занимаются более 1500 обучающихся всех курсов и факультетов. Ярославский государственный медицинский университет – учредитель сетевого научного журнала «Медицинская психология в России», под эгидой университета издаётся научный журнал «Медицинская этика».
В настоящее время в университете успешно функционирует 6 научно-образовательных центров: эндоскопии, изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний, ней-робиологических исследований, изучения демиелинизирующих заболеваний; клинико-фармако-логических исследований, рефракционной лазерной хирургии глаза. Учёные вуза пользуются высоким авторитетом в стране и за рубежом, входят в состав руководства Всероссийских научных обществ, профессиональных ассоциаций, редакционных советов и редколлегий журналов, являются членами Проблемных учебно-методических комиссий Минздрава.
Положительный эффект в развитии научного потенциала университета оказывает тесное взаимодействие с другими вузами, а также партнёрство с современными предприятиями, в частности фармацевтической направленности. И, конечно же, сложно переоценить вклад профессорско-преподавательского коллектива университета в развитие данного направления: уже с начальных курсов педагоги-медики прививают обучающимся интерес к новым знаниям и формируют комфортную среду для будущих научных открытий.
– Университет вступил в 2018 г. У каких кафедр грядут юбилеи, на какие научные конференции приглашаете высоких гостей, светил науки и практики?
– В университете функционирует 62 кафедры, и конечно же с завидной периодичностью мы празднуем юбилеи той или иной кафедры. Навскидку можно назвать ряд кафедр, которые в скором времени встретят свой очередной юбилей: кафедра физической культуры и здоровья (1948) – 70 лет, кафедра травматологии и ортопедии (1968) – 50 лет, кафедра поликлинической терапии, клинической лабораторной диагностики и медицинской биохимии (1993) – 25 лет, кафедра поликлинической педиатрии (1998) – 20 лет... Помимо кафедр, юбилеи празднуют и факультеты – совсем недавно фармацевтический факультет отпраздновал своё 35-летие.
Что касается конференций, то при активном участии нашего университета ежемесячно проводится ряд образовательных и научно-практических конференций как клинической, так и фундаментальной направленности. В частности, на апрель и май запланировано проведение как минимум 7 конференций разного уровня, и двери нашего вуза открыты для всех желающих выступить с научной разработкой или поделиться клиническим опытом. В мае мы принимаем V Съезд фармакологов России «Научные основы поиска и создания новых лекарств» – знаковое мероприятие для вуза и нашего региона, реализующего программу развития фармацевтического кластера!
Совсем скоро, 19-20 апреля, состоится одно из ключевых научных мероприятий в деятельности университета, приуроченное ко Дню студенческой науки, – 72-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых учёных (с международным участием) «Актуальные вопросы медицинской науки». В этом году она посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского патолога, в прошлом ректора нашего вуза, профессора Никиты Ярыгина.
Беседу вёл
Владимир КОРОЛЁВ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru