Два года, 2010-й и 2011-й, очень важны для хирургов, особенно для российских. Две памятные даты выпадают на эти годы, и обе связаны с именем выдающегося хирурга и ученого-анатома, исторического Учителя многих поколений хирургов – Николая Ивановича Пирогова. В 2010 г. весь мир отмечал 200-летие со дня его рождения (11 ноября 1810 г.), а 5 декабря 2011 г. исполнится 130 лет со дня его смерти.
Великий хирург и великий педагог
Юбилеи великих людей – это повод не только вспомнить, поклониться и восхититься тем, что сделал юбиляр, но и возвратиться к его работам. Конечно, не ко всем: даже беглый просмотр 10 томов, оставленных нам Пироговым, занял бы слишком много времени, да и вряд ли оказался бы очень полезным. Поэтому ограничимся «Дневником старого врача», к сожалению, не законченным автором, но от этого не потерявшим своей мудрости и пользы для нас сегодняшних, работающих уже в ХХI веке.
Не в первый раз читаю «Дневник…» и, как бывает часто при чтении хорошей и умной книги, обращаешь внимание на то, что при первом и последующих чтениях тебя не очень заинтересовало. На этот раз это было просвещение, которым автор занимался всего-то 5 лет своей жизни, когда официально был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов.
Почему именно эта тема меня заняла? Причин несколько. Во-первых, меня всегда удивлял уход Пирогова из хирургии в возрасте 46 лет, когда работа хирурга наиболее плодотворна. Во-вторых, его педагогическая карьера также закончилась быстрой и вынужденной отставкой. Проповедуемые Пироговым идеи воспитания и просвещения вызвали агрессивное неприятие со стороны чиновников, отвечающих за школьное образование. И наконец, в-третьих, я преподаю свою специальность в вузе почти 50 лет, не имея педагогического образования, как и большинство моих коллег – ассистентов, доцентов и профессоров клинических кафедр. Мы делаем свою преподавательскую работу, копируя тех, кто учил нас в вузах, внося в нее свой личный накопившийся с годами опыт, а также используя свои индивидуальные характерологические особенности.
Попытки самостоятельно «образоваться» в педагогике, читая современную специальную литературу, ни к чему не привели. Почему? Об этом позже. А сейчас – о педагогических трудах Пирогова, которые, признаюсь, столь подробно и в подлиннике, читал впервые.
Мне повезло, в 1985 г. в московском издательстве «Педагогика» под редакцией Академии педагогических наук СССР вышел сборник, в котором собраны основные работы Пирогова по воспитанию и образованию детей и юношей. Составители также включили в сборник часть личной переписки Николая Ивановича с официальными, частными лицами и младшим сыном, доставившим немалые хлопоты и переживания родителям особенностями своего поведения. В результате у меня в руках оказался довольно объемный том документов, позволивший составить представление как о личных качествах великого хирурга и ученого, так и о вкладе его в отечественную педагогику.
Да, еще раз убедился в справедливости фразы: «Талантливый человек талантлив во всем». Внимательно прочитав (и не по разу) всё, что опубликовано на 500 страницах упомянутого сборника, можно к определению «великий хирург, ученый-анатом» смело добавить «великий педагог», и это не будет преувеличением. Как много полезного я узнал не только как преподаватель вуза, но и как человек, воспитывающий своих детей и внуков.
Более 50 работ, написанных автором с 1856 по 1863 г. , напечатаны в упомяну том сборнике. Каждая из них, даже просто циркуляры попечителя учебного округа, то есть чиновника, мне показались такими важными и актуальными для современных педагогов, что остается только удивляться, почему современные реформаторы не заимствуют уже готовые идеи, а пытаются придумывать велосипед. А каким простым и красивым языком всё это написано, как логично и разумно. Приведу несколько названий, которые уже о многом говорят: «О тяжелом материальном положении учителей и о разрешении им давать частные уроки» (1856); «О замене маршировки преподаванием гимнастики» (1857); «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей» (1858); «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий» (1859).
Все перечисленные работы и не упомянутые в этом списке, не просто циркуляры чиновника Пирогова, а краткие и содержательные предложения, направленные на образование и воспитание юных граждан России.
Главная работа
Но главной педагогической работой Пирогова следует считать статью «Вопросы жизни», опубликованную в журнале «Морской сборник» в 1856 г. Статью можно считать программной, так как год публикации совпал с назначением Пирогова чиновником Министерства народного просвещения – попечителем Одесского учебного округа. В ней автор подверг глубокому критическому анализу существующее в России воспитание и обучение детей и юношей и определил основную цель для преобразований этих процессов.
Пересказывать статью Пирогова – дело неблагодарное и, не скрою, трудное, поскольку в ней подробно обсуждаются очень серьезные философские проблемы развития и жизни человека от младенчества до старости. Для чего мы рождаемся и живем, как из многих путей возможного развития человека выбрать тот единственный, который позволит оптимально использовать его природные способности и влечения, что позволит принести радость в жизни самому воспитуемому, обществу и его детям.
Многое из того, о чем пишет автор, нам, сегодняшним, трудно перенести в современность. Статья писалась в то время, когда в России существовало крепостное право (по существу – рабство), общество подразделялось на сословия, и думать о смысле жизни было под силу только представителям дворянства, духовенства, купечества и немногим из представителей мещанского сословия. Все вместе они составляли меньшинство населения страны, а большинству было не до философских рассуждений: надо было учиться какому-то делу, что бы выжить. Женщинам вообще автор оставлял в своих планах удел хранительниц домашнего очага и семейной нравственности.
И все-таки часть из того, о чем писал Пирогов, справедливо и приемлемо для сегодняшних «сеятелей доброго и прекрасного» (насчет «вечного» сомневаюсь).
Воспитание должно начинаться с формирования нравственной, внутренней основы ребенка, а, сформировав ее, можно заняться обучением практических знаний и умений. «Не спешите, – пишет Пирогов, – с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанник реальных школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себя наружного, и у вас будут и негоциан ы, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное, у вас будут люди и гра дане».
Ребенка лишили детства
Не могу удержаться, чтобы еще раз не процитировать Пирогова. «…ни одно образованное правительство, как бы оно не нуждалось в специалистах, не могло не убедиться в необходимости общечеловеческого образования. Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми».
Все, кто интересовался образованием и просвещением, начиная с древних времен, стремились к постепенной и неторопливой подготовке ребенка к восприятию конкретных знаний и умений. Даже в современном определении понятия «педагогика» на первом месте стоит «воспитание», а затем «обучение»: «Педагогика – наука о воспитании и обучении». Но, заглянув в историю российского образования, я обратил внимание на то, что три слова наиболее часто использовались в статьях на эту тему: воспитание, просвещение и образование. Интересна динамика применения этих слов даже в названии российского ведомства, отвечающего за благополучие растущего поколения. «Министерство народного просвещения», «Народный Комиссариат просвещения (Наркомпрос)», «Министерство образования РФ» и нынешнее «Министерство образования и науки РФ». Так постепенно исчезли «просвещение» и «воспитание», а осталось только «образование». В принципе, так оно и есть. Всё сосредоточено на получении «систематизированных знаний и навыков». И не только в школе и профессиональных колледжах и вузах, но даже на дошкольном уровне. Сегодня при приеме в обычную школу от малыша требуют умения читать и считать. О воспитании упоминается в основном с определением «патриотическое». О нравственном вспоминают только в связи с борьбой с наркоманией, алкоголизмом, другими вредными привычками, ранней половой жизнью и детской беременностью.
Все усилия отечественной педагогической науки сосредоточены на создании методов усвоения большого количества конкретных сведений в более раннем возрасте. Отсюда уроки быстрого (бездумного) чтения, изучения в младших классах элементов алгебры и геометрии и т.п. Но человек в своем строении не меняется много тысяч лет. Такая нагрузка на мозг ребенка не может не сказаться на его здоровье. А сколько болезней появилось у детей в связи с несвойственным образом жизни! Ребенка лиши ли детства: гулянья и узнавания природы, игр и свойственной ребенку подвижности и много другого, из чего состоит прекрасное понятие «детство».
Еще Платон в IV веке до н.э. в своей фундаментальной работе «Государство» писал следующее. «Весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры – незаменимое средство воспитания в этом возрасте, благодаря им дитя незаметно приобретает целый ряд элементарных знаний».
Вернемся тогда к более позднему Пирогову. Читаем в «Вопросах жизни»: «Да и какие предметы составляют самую существенную цель образования в специальных школах? Разве не такие, которые требуют для их изучения уже полного развития душевных способностей, телесных сил, талантов и особого призвания?
К чему же, скажите, спешить так и торопиться со специальным образованием? К чему начинать его так преждевременно? К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм?»
Надеюсь, что читатели простят меня за большое количество цитат, но я вынужден к ним прибегать, так как при изложении замечательных мыслей великих людей своими словами теряется вся прелесть языка и мудрость, и половина убедительности.
«Он пробудил спавшую мысль»
К сожалению, революционная статья Пирогова «Вопросы жизни» не привела к радикальным изменениям в системе российского просвещения, хотя и вызвала бурное обсуждение среди образованных и прогрессивных слоев общества. На нее откликнулись в журнале «Современник» Н.Г.Чернышевский и НАДобролюбов. А известный педагог того времени К.Д.Ушинский написал о сочинении Пирогова: «…он пробудил спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль». Не смотря на то, что в чиновничьей среде «Вопросы жизни» были встречены очень недоброжелательно, статью в том же 1856 г. перепечатал журнал Министерства народного просвещения. В судьбе Пирогова эта статья сыграла роковую роль, его вынудили уйти в отставку теперь и с попечительской должности в 1861 г., в возрасте 51 года. Правда, под давлением прогрессивной общественности (и студентов в том числе) его вернули, но уже в качестве чиновника Министерства народного просвещения с такой обтекаемой формулировкой – «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». В 1866 г. его уволили окончательно.
Не могу судить, как изменилась вся система просвещения и воспитания в России в результате деятельности Пирогова, но то, что она была лучше сегодняшней, никаких сомнений нет. Даже такой активный противник всего самодержавного, как В.И.Ленин, считал, что в системе образования надо всё сохранить, кроме уроков Закона Божьего. Даже мой, совсем уж скромный, опыт общения с моими близкими, их друзьями и знакомыми, получившими классическое гимназическое и высшее образование в дореволюционной России, всегда заставлял восхищаться меня и моих сверстников их воспитанием и образованностью.
Преемственность отечественного воспитания и образования прервалась в начале ХХ века: войны, репрессии привели к потере не худших людей России. Государство наше также внесло свой «вклад»: неуважение к тем, кто воспитывает будущие поколения, формализация и бесконечные реформы образования, попытки копировать неудачный зарубежный опыт – всё это привело и продолжает приводить к нарастанию хаоса и в этом разделе нашей жизни. Можно ли всё это исправить? Не знаю. Ведь для этого всё надо начинать сначала. На чалом же всего являются семья и просвещенные люди, возглавляющие и государство в целом, и все те общественные институты, влияющие на нравственность всего населения.
Даже 150 лет назад сам Николай Иванович Пирогов в «Вопросах жизни» сетовал по этому поводу: «…талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания».
За прошедшие полтора века это «несоответствие» еще более возросло.
Игорь ГРИГОВИЧ,
заведующий кафедрой
детской хирургии,
профессор.
Петрозаводский государственный университет.