Вы здесь

Сегодня и всегда учить новому – наша задача

Судя по конкурсу в медицинские вузы в этом году, профессия врача вернула свой былой авторитет, начинает считаться престижной. Этому много объяснений. Одно из них – надежды молодых людей на модернизацию здравоохранения. В ближайшие годы ожидается, что материальная база большинства лечебных учреждений будет «подтянута» до самых современных требований. Запланировано приобретение новейшего оборудования, а работа по медицинским стандартам обещает наконец повышение заработной платы.

Наш корреспондент в преддверии нового учебного года взял интервью у ректора 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова члена-корреспондента РАМН Петра ГЛЫБОЧКО.
 

– Пётр Витальевич, что показал конкурс на вступительных экзаменах в этом году?

– В нашем университете конкурс на все специальности и направления подготовки вырос не менее чем на 25–30%. Подчеркну, что интерес у абитуриентов вызывают не только те специальности, которыми 1-й Мед славится на протяжении многих десятилетий («лечебное дело», «медико-профилактическое дело», «фармация», «стоматология»), но также и открытые в нашем вузе в 2010 г. – «биотехнологии», «биоинженерия и биоинформатики», – имеющие статус прорывных. Это означает, что многие молодые люди готовы работать на инновационное будущее нашей страны в области биологии и медицины, не только реализуя себя в практической деятельности, но и занимаясь научными исследованиями, совершенствуя технологии производства биологических лекарственных препаратов или разрабатывая модели живых систем с запрограммированными свойствами, например, вирусы-транспортеры молекул, стимулирующих ангиогенез, или, напротив, направленно уничтожающих клетки злокачественной опухоли. Наш университет – первый среди медицинских вузов, который предоставляет абитуриентам возможность овладеть соответствующими направлениями подготовки.

Привлекает внимание также и беспрецедентно высокий конкурс на педиатрический факультет: очевидно, это связано не только со сравнительно небольшим числом бюджетных мест, но также и с тем, что интерес к профессии педиатра сегодня заметно увеличился, поскольку охрана материнства и детства названа руководителями нашей страны в ряду приоритетных направлений ее развития.

– Вы довольны результатами прошедших испытаний?

– Абитуриенты нашего университета в ходе данной приемной кампании продемонстрировали высокие баллы, полученные за Единый государственный экзамен, в связи с этим заметно увеличился и проходной балл. Естественно, что медицинский вуз заинтересован в том, чтобы в его стены пришли те, кто наиболее мотивирован к получению профессии врача или фармацевта и работе на благо системы здравоохранения нашей страны. Хочется надеяться, что высокий конкурс в наш университет и большое число абитуриентов говорят не только о погоне за «брэндом» вуза, но и об имеющемся у многих вчерашних школьников желании получить одну из наиболее гуманных и востребованных в обществе профессий.

– С этого года обучение студентов-медиков будет вестись по новым образовательным стандартам. Как изменится в связи с этим учебный процесс?

– Новые федеральные государственные стандарты отличаются заметной интенсификацией образовательного процесса. Другая их особенность – существенное увеличение количества учебных дисциплин, которые студент выбирает для изучения самостоятельно. Задача кафедр вуза – сделать так, чтобы студент был готов к этому выбору, а самостоятельная, внеаудиторная работа его стала действительно эффективной. Трудности, которые при этом возникнут, понятны, тем более что профессорско-преподавательскому составу кафедр придется подчас радикально перестраивать образовательный процесс и, по существу, заново разрабатывать его методическое обеспечение. Адаптация к новым государственным образовательным стандартам, безусловно, потребует времени. Наша задача – сделать эту адаптацию максимально безболезненной и для преподавателей, и для студентов.

– Насколько известно корреспонденту «МГ», целевой набор этого года был расширен, особенно много молодых специалистов готовится для системы ФМБА России. Как вы думаете, не повлечет ли это увеличение количества отчисленных после первой сессии? Не отразится ли он на уровне подготовки студентов?

– В этом году целевой прием в наш университет существенно вырос и составил почти четверть бюджетного набора. Наряду с «целевиками», направленными ФМБА, к нам пришли целевые студенты из всех областей Центрального федерального округа, в которых отсутствуют собственные медицинские вузы. В настоящее время на целевой прием в медицинские вузы во многом делается ставка с точки зрения восполнения кадрового дефицита, существующего в региональном здравоохранении. Именно студенты, обучающиеся по договорам целевой подготовки, уже в ближайшем будущем перейдут на послевузовский этап (клиническая ординатура) по системе государственного заказа. Понятно, что при этом для «целевиков» несколько уменьшатся возможности выбора медицинских специальностей – в приоритете будут те, которые востребованы в его родном регионе, а далеко не все из этих специальностей считаются престижными. Хотелось бы отметить, что престиж медицинской специальности – понятие весьма условное, тем более что для выпускника, обучавшегося в медицинском вузе по договору целевой подготовки, при этом открываются широкие перспективы карьерного роста в родном регионе. Поэтому у «целевиков» есть все стимулы для того, чтобы учиться на «хорошо» и «отлично». В свою очередь, медицинские вузы в партнерстве с территориальными органами управления здравоохранением и территориальными управлениями Роспотребнадзора должны оптимизировать меры социальной поддержки этих студентов и контроля по их трудоустройству.

– Сейчас ведутся дискуссии о том, что оценивать уровень научных исследований в вузе следует по индексу цитируе-мости. Если РАМН и Минздрав-соцразвития России перейдут к такой системе, как вы думаете, вузовская наука 1-го Меда подтвердит столь же высокую, как и раньше, оценку?

– Индекс цитируемости – общепринятый во всех развитых странах показатель, характеризующий не только и, может быть, не столько собственно качество научных исследований, сколько востребованность их результатов. Результаты научно-исследовательской деятельности многих учебных, научных и клинических подразделений университета носят приоритетный характер и регулярно публикуются в ведущих отечественных и зарубежных медицинских журналах. В целом, вузовская наука 1-го Меда должна с успехом пройти проверку индексом цитируемости. Очевидно, что внедрение индекса цитируемости как аккредитационного показателя потребует решения ряда неотложных задач: к числу таковых, например, можно отнести создание электронных он-лайн-версий отечественных научных медицинских журналов и включение их в международные поисковые информационные системы.

– Занимает ли высокие места 1-й МГМУ в международных рейтингах вузов, составленных не в России?

– Наш университет неоднократно занимал высокие места в различных независимых рейтингах, достойно конкурируя с ведущими медицинскими вузами Европейского союза. Тем не менее,сегодняшний вектор развития медицинского образования, подразумевающий совершенствование академической мобильности, предполагает, что вузы должны переходить от соперничества к сотрудничеству. Наш университет успешно расширяет партнерские отношения с зарубежными вузами: от ознакомительных поездок преподавателей и краткосрочных стажировок студентов мы переходим к масштабным интегративным образовательным и научно-исследовательским проектам.

– Как вы относитесь к Болонскому процессу? На ваш взгляд, может ли быть внедрена в России двухуровневая система медицинского образования?

– Столь радикальная перестройка системы медицинского образования, очевидно, в ближайшем будущем невозможна. 1-й Мед, вместе с тем, уже сегодня готовит бакалавров (направление подготовки «биотехнология», «менеджмент») и магистров (направление «общественное здравоохранение»). Базовые принципы Болонского процесса (в частности, непрерывность образования – «образование в течение всей жизни») полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к подготовке врача. Однако на первых этапах внедрение этих принципов, очевидно, не потребует быстрого пересмотра организации всего процесса медицинского образования.

– Сегодня не только активно обсуждается проект новой редакции закона «Об основах  законодательства об охране здоровья граждан», но и проект закона «Об образовании». Как вы оцениваете последнюю редакцию закона «Об образовании»?


– Потребность в новой редакции этого закона очевидна – сегодня наша страна существует в совсем иных реалиях по сравнению с первой половиной 1990-х годов, когда готовилась его предыдущая версия. Наше общество изменилось, оно стало более открытым. Сам по себе факт подготовки этого закона свидетельствует о том, что совершенствование системы необходимо, и эта необходимость признается всеми. То, что закон об образовании широко обсуждается, а результаты этого обсуждения тщательно анализируются, очень важно, поскольку позволяет рассчитывать на то, что окончательная редакция его будет полностью отвечать интересам нашего государства.

– Какими вам видятся перспективы высшего образования в нашей стране?

– Высшее образование в нашей стране, сохраняя лучшие традиции, должно становиться конкурентоспособным на международном рынке за счет расширения экспорта образовательных услуг. Классические педагогические приемы необходимо дополнять интерактивными и дистанционными образовательными технологиями.

В нашем университете в связи с этим активно развивается электронный образовательный портал, введена образовательная программа «МВА – «Организация и управление в здравоохранении», которая уникальна не только для нашего вуза, но и для медицинского образования в целом. Мы используем новейшие образовательные технологии, в частности, телемедицину, дистанционные технологии обучения. Также мы работаем над созданием электронной библиотеки, которая станет большим информационным ресурсом как для студентов, так и для всех практикующих медиков. Сегодня нужны новые методические и методологические подходы в образовании. В этой связи при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Рф возрождается Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Не вызывает сомнения, что носителями системы высшего образования в нашей стране будут по-прежнему выступать ведущие вузы. В свою очередь, это означает, что все они должны в ближайшие годы переходить от стратегии, ориентированной на выживание, к долгосрочной стратегии успешного развития.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru