22 декабря 2024
Он развивается по своему оригинальному пути, и – как знать – может быть именно курские подходы в практической подготовке врачей окажутся наиболее эффективными, станут полезными примерами для подражания. На чем основаны такие прогнозы? На самой структуре центра, сосредоточенном не в одном месте, а имеющем несколько лабораторий на разных клинических базах. В этом-то и преимущество: при организационной целостности он «впитывает» опыт нескольких научных коллективов, неразрывно связанных как с обучением студентов и врачей, так и с лечением реальных пациентов.
Курский ГМУ представляет
За плечами курян – более 3 лет созидательной работы в прогрессивном учебном направлении. Они были в числе первых медицинских вузов, открывших новые возможности формирования профессиональных компетенций обучающихся. Напомним, что первым среди медвузов страны центр практических навыков появился в ноябре 2002 г. в Казанском ГМУ, который впитал в себя европейский опыт и стал «законодателем мод» в России. Настоящая волна открытий подобных центров началась в марте 2007 г. с Московской Медицинской академии И.М.Сеченова, после чего центры практических навыков наряду с Курским ГМУ открылись в нескольких медицинских вузах. Сейчас уже мало где такая структура не существует.
– В нашем университете совершенствование практических навыков и умений обучающимися стало одним из приоритетных направлений, – сказал корреспонденту «МГ» ректор Курского ГМУ профессор Виктор Лазарен-ко. – Мы значительно расширили учебно-методическую и материально-техническую базу вуза, создав все условия для полного и качественного освоения практических навыков и умений. Это особенно актуально при переходе на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, которое ориентировано на подготовку специалиста, готового к квалифицированному оказанию услуг населению.
Несомненное ноу-хау Курского ГМУ в том, что их центр практической подготовки студентов (ЦППС) обладает разветвленной сетью лабораторий по различным направлениям подготовки обучающихся. Центральная лаборатория ЦППС располагается в центральном корпусе, другие – на университетских профильных кафедрах, поэтому максимально приближены к клинике. Это позволяет консолиди ровать материально-технические и пе дагогические силы, расширить возможности качественной самостоятельной подготовки обучающихся. То есть полученные на манекенах и симуляторах навыки студенты, интерны, ординаторы и слушатели факультета последипломного образования тут же могут отрабатывать на больных. При этом сохраняется консуль тативная роль преподавателя и реализуется принцип европейских педагогических и научных школ на индивидуализацию обучения и возрастающую роль самообучения.
Часы, определяющие будущее
Сейчас в структуре ЦППС 4 лаборатории на лечебном факультете, лаборатория «Педиатр» – на педиатрическом, «Стоматологическая помощь» – на стоматологическом, «Гигиенист» – на медико-профилактическом, «Технолог» – на биотехнологическом, «Физико-химический метод анализа» – на фармацевтическом, «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» – на факультете экономики и управления здравоохранением, «Экспериментальная психология» – на факультете клинической психологии, «Социальная помощь» – на факультете социальной работы. По сути, охвачено всё.
Работа на кафедральных лабораториях контролируется специалистами ЦППС – самостоятельной вузовской структуры, которой руководит доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии факультета последипломного образования Курского ГМУ кандидат медицинских наук Ирина Долгина. Она не только имеет высшую квалификационную категорию по анестезиологии и реаниматологии, но и большой опыт в научной организации учебного процесса и проблемного обучения. Ириной Ивановной и ее коллегами учитываются все расходные материалы, строго фиксируются статистические данные – какие навыки и где осваиваются, проводится анализ результатов их освоения. Каждая лаборатория предоставляет ежемесячные отчеты. Ничто не должно выпасть из утвержденного перечня! – впрочем, здесь учащимся дают больше, чем положено по образовательному стандарту.
Еще одно преимущество «курской системы»: резкое увеличение количества часов работы с манекенами. Ведь к «официальным» часам непосредственно на главной базе ЦППС прибавляется время тренинга на кафедрах. В Курске к настоящему моменту создана стройная методическая основа, которая касается, в том числе, и элективного курса (по свободному выбору студента) – для студентов всех факультетов 3-го курса. Именно после него они приравниваются к медицинским работникам. Количество часов за год в зависимости от факультета разное – от 71 до 110.
– Последний год работы показал, кстати, что «вольноопределяющиеся» отдают предпочтение неотложным состояниям, – говорит проректор по учебной работе Курского ГМУ профессор Александр Конопля. – Это особенно отрадно – такую помощь должны уметь оказывать все выпускники. Кстати, уже со 2-го курса занятия начинаются в лабораториях практических навыков на кафедре пропедевтики внутренних болезней и кафедре общей хирургии, где обучают уходу за пациентом – профилактике пролежней, постановке клизм и т.д.
Часы для практических занятий в Курском ГМУ превышают таковые в других вузах. Например, на 6-м курсе специализированные элективы составляют 160 часов -это помимо основной программы. Существует блок углубленного изучения неотложных состояний общий и в зависимости от того, какую профессию выбирают студенты. То есть они могут набраться навыков неотложной помощи в клинике хирургических болезней, или в клинике внутренних болезней, или в акушерстве и гинекологии. Все методики обучения оригинальны, они разработаны сотрудниками Курского ГМУ. Стоит заметить при этом, что программы по оказанию неотложной помощи разрабатывались на кафедре реаниматологии и интенсивной терапии факультета последипломного образования задолго до открытия ЦППС.
Умные манекены
В центральной лаборатории ЦППС находятся манекены, обеспечивающие обучение навыкам неотложной помощи. Она оснащена современными имитаторами, что позволяет освоить навыки расширенного жизнеобеспечения всем категориям населения. Имеющееся оборудование способно имитировать клинические ситуации при различных неотложных состояниях с возможностью оценки действий обучающегося. Так, на имитаторах пациента MegaCode Kelly Advanced, многофункциональном имитаторе подростка, манекене младенца ALS Baby 200 можно проводить комплексы лечебно-диагностических мероприятий при более 40 вариантах неотложных состояний с возможностью контроля и самоконтроля действий обучающегося (имитация введения лекарственных средств, проведение наружной кардиостимуляции, плевральной пункции, сердечно-легочная реанимация и др.). Контроль эффективности проводимых лечебных мероприятий подтверждается объективными методами обследования пациента (осмотр, пальпация, аускультация, регистрация ЭКГ, оценка 17 вариантов ритма сердечной деятельности и др.).
Учитывая, что компьютеризированные имитаторы очень хорошего качества и соединены с мониторами, не составляет труда получить оценку после, например, проведения комплекса сердечно-легочной реанимации. Будет зафиксирована степень релаксации, компрессии грудной клетки, повреждения грудной клетки, объем и скорость вдоха. А прибор для проведения наружной дефибрилляции сердца сам предупреждает надписью на табло: «Не касайтесь пациента. Идет анализ ритма» или «Можно произвести разряд». Он регламентирует все необходимые действия. Это учебный прибор, но имитирует все возможности настоящего.
Ну а данные будут обязательно занесены в имеющийся у каждого студента «Лист учета практических навыков», где указывается их количество, качество освоения, конечно с подписью преподавателя.
Раньше такого не было
Скажите, много ли выпускников не акушерского профиля принимали роды, учась в вузе? Думаю, что единицы, если речь идет о последних 30 годах прошлого века и 10 нынешнего. А принять роды, между прочим, как и провести аппендэктомию, обязаны все выпускники медвузов. И поэтому когда студент Курского ГМУ приходит на кафедру акушерства и гинекологии лечебного факультета и его подводят для самостоятельной работы к симулятору женщины-роженицы «Ноэлль» – это не может не радовать. Уникальный тренажер для совершенствования практических навыков и умений при родовспоможении – с манекеном ребенка и электронным управлением родовым процессом – обеспечивает превосходный тренинг навыков по акушерству. Учащийся сталкивается с различными вариантами родовспоможения, включая возможность проведения операции кесарева сечения и авансированного жизнеобеспечения роженицы и новорожденного. Предусмотрено автоматическое продвижение плода со всеми поворотами по родовым путям в головном и ягодичном предлежа-ниях – при 5 различных скоростях родов. Через брюшную стенку можно пальпировать и определять положение плода, и даже мембрана, имитирующая шейку матки, хотя и не рвется, но всё же требует к себе пристального внимания и защиты промежности!
Симулятор может имитировать клинически узкий таз, дает возможность прослушать сердцебиение плода (от 60 до 200 уд/ мин). При отделении плаценты в полости матки могут оставаться ее участки. Заметим, что такие манекены есть не только на кафедре, но и в центральной лаборатории ЦППС.
Перейдем на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии, где студенты приобретают навыки хирургических и эндохирургических вмешательств при различных заболеваниях органов грудной и брюшной полостей, малого таза и т.д. Им доверяют виртуальный тренажер-симулятор для отработки эндови-деохирургических вмешательств с комплектом учебных программ на русском языке, лапароскопическое оборудование, манекены для отработки хирургических навыков. Если к эндоскопической стойке подпускаются все студенты, то виртуальный тренажер-симуля-тор – только для тех, кто выбрал своей специальностью хирургию.
На кафедре общей хирургии есть манекены для обучения вопросам общего ухода за больными, проведения сестринских и врачебных манипуляций: кормления тяжелобольных, промывания желудка, обработки ран, наложения швов и повязок, остановки наружного кровотечения, осуществления внутривенных, внутримышечных и подкожных инъекций, наложения вакуумных и пневматических шин, фиксации различных отделов позвоночника при их травме и т.д.
А уникальные имитаторы взрослых пациентов, подростков и детей, которые способны воспроизводить человеческие звуки (речь, звуковую симптоматику легких, сердца, кишечника) – «собственность» кафедр пропедевтики внутренних болезней и педиатрии. Поэтому будут студенты владеть основными врачебными навыками осмотра, пальпации и аускульта-ции пациента. И наконец, совсем недавно было оборудовано 16 стоматологических классов, что позволит выполнять обучающимся все стоматологические манипуляции от диагностики различных заболеваний зубов и полости рта до всех методов лечения и протезирования.
В Курском ГМУ не жалели денег на современные имитаторы и тренажеры: достаточно сказать, что самые дорогие из них стоят более 3 млн руб. Теперь с их помощью студенты, интерны, ординаторы и слушатели ФПО могут освоить весь перечень профессиональных медицинских навыков и прийти в клинику, а значит к пациентам, во всеоружии.
* * *
Центры практических навыков наших медвузов совсем молоды. Они очень бурно развиваются, насыщаются современным оборудованием для тренинга. И от того, насколько быстро новые структуры будут перенимать друг у друга опыт, тем скорее здравоохранение России станет получать когорты специалистов, превосходящих прежние поколения по всем показателям. В этом мы убедились в Курске.
Альберт ХИСАМОВ,
спец. корр. "МГ".
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru