Еще не так давно пациент практически оказывался бесправным и беззащитным перед медицинскими работниками не только в лечебном учреждении, органах управления здравоохранением различного уровня, но и в судебных инстанциях, до которых дело обычно не доходило. Как правило, всё ограничивалось устными, реже письменными жалобами и уклончивыми ответами руководителей здравоохранения.
В чем причины подобной несправедливости? Основная – в дефиците у пациентов специальных знаний. Медицинские работники также не могут похвастать серьезными по знаниями в области медицинского права.
Чем возразить?
В последние годы ситуация стала коренным образом меняться. Растет правовая грамотность пациентов и медицинских работников. Это естественный процесс, и он будет продолжаться. Сегодня же хотелось бы поговорить о таком важном аспекте при возникновении коллизий в лечебной практике, как использование доверенного лица пациента. В соответствии со ст. 185 ГК РФ лицо, получившее доверенность, становится «представителем» доверителя.
В доверенности должен быть указан объем полномочий и срок ее действия. Максимально он составляет 3 года. Если срок не указан, то доверенность сохраняет силу в течение одного года. Если не указана дата выдачи, невозможно определить действует ли доверенность в настоящий момент времени.
Оптимальный вариант доверенного лица – это практикующий врач с высшим юридическим образованием и опытом работы в области медицинского права. Наиболее эффективны действия представителя в упреждающем режиме.
Часто предлагается следующая или подобная ей формулировка: «…осуществлять от моего имени все права пациента, предусмотренные ст. 30–33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в частности, право давать информированное добровольное согласие на проведение медицинского вмешательства или отказ от него, право выбора медицинского учреждения и врача, право получать любую информацию о состоянии моего здоровья, право знакомиться со всеми, касающимися моего здоровья медицинскими документами и получать их копии, право выбирать лиц, которым в моих интересах мо жет передаваться любая информация о состоянии моего здоровья, право обращаться от моего имени с жалобами и заявлениями к любым должностным лицам, в том числе в органы государственной и местной власти, суд, прокуратуру, любые экспертные, правозащитные и иные организации».
Это распространенный вариант текста доверенности, с небольшими вариациями он встречается практически повсеместно. Такая формулировка должна вызвать ряд серьезных возражений. Во–первых, перечисленные права доверенного лица не соответствуют перечню, который указан в ст. 30–33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы). Во-вторых, право подписывать бланки информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или на отказ от него – сугубо личное право каждого дееспособного пациента и оно не может быть делегировано доверенному лицу. Что касается других полномочий представите ля, то они возражений не вызывают.
Какова должна быть адекватная реакция медицинского работника на заявление о том, что перед ним доверенное лицо пациента N? Она должна быть спокойной, корректной и грамотной. В начале следует проверить паспорт представителя, затем ознакомиться с оформлением и тщательно, даже въедливо, изучить текст доверенности. При отсутствии паспорта или доверенности никакие аргументы («забыл, привезу потом, вышлю факсом» и т.п.) не должны приниматься в расчет. Свои слова и действия медицинский работник должен точно соизмерять с полномочиями представителя, указанными в доверенности. Всегда следует помнить о том, что доверенность – юридический документ и может фигурировать при судебном разбирательстве в качестве доказательства.
А если проигнорировать…
Не всякая доверенность требует обязательного нотариального удостоверения. Оформление нотариальной доверенности необходимо в тех случаях, когда законом прямо установлено это условие. Бытует мнение о том, что доверенность на представление интересов пациента может быть удостоверена главным врачом ЛПУ, при этом ошибочно ссылаются на ст. 185 ГК РФ. Однако доверенность на представление доверенным лицом интересов пациента в данной статье не указана.
Нередко доверенности содержат грубые дефекты, например, представителя наделяют правом подписи бланков информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или на отказ от него. Медицинские работники вправе такие пункты проигнорировать. Отказ от принятия доверенности может быть и по формальным признакам, например из-за отсутствие даты ее оформления.
Любое безосновательное препятствование деятельности доверенного лица является нарушением конституционного права доверителя, поскольку в соответствии со ст. 45 Конституции РФ «каждый гражданин может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами».
В конфликтной ситуации представитель имеет право на адекватные действия. Каков же их алгоритм? Если представитель сталкивается в лечебном учреждении с необоснованным противодействием какого-либо медицинского работника, то он сразу же обращается к лечащему врачу, а в случае его отсутствия – к дежурному врачу. Далее вопросы решаются по восходящей: заведующий отделением, начмед, главный врач. Если проблему пациента не удалось урегулировать на уровне лечебного учреждения, то далее возможны два варианта действий. Первый заключается в личном обращении доверенного лица к директору Департамента здравоохранения или одному из его заместителей, либо письменно – на имя директора. При письменном обращении ответа на запрос в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует ожидать в течение месяца. Второй вариант – об ращение в прокуратуру по месту расположения лечебного учреждения. Опыт показывает, что прокуратура действует более оперативно, проверка не заставляет себя долго ждать и память у руководства ЛПУ об этом мероприятии остается надолго. Но прежде чем предпринимать такой демарш следует убедиться в том, что притязания пациента не противоречат Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан и приказам министерства, которые носят обязательный характер, а также стандартам медицинской помощи, имеющим только рекомендательное значение.
Соблюдать неукоснительно!
Распространено мнение о том, что представителя обязаны беспрепятственно допускать в любые помещения лечебного учреждения, причем в любое время суток, если этого требуют интересы пациента. С этим приходится считаться. Однако требования санитарно–эпидемиологического режима должны соблюдаться неукоснительно, а правила внутреннего распорядка лечебного учреждения – учитываться. Никакие вольности в действиях представителя недопустимы, даже если они ошибочно прописаны в доверенности.
По поручению доверителя представитель имеет право защищать интересы пациента не только в структурах органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и в правоохранительных органах, а также в суде. При этом полномочия на представление интересов доверителя в суде должны быть четко оговорены в тексте доверенности. Они могут быть ограничены ведением конкретного дела в отношении пациента либо представлением интересов пациента по всем вопросам, возникающим в течение определенного периода времени.
В случае возможности пациента лично участвовать в судебном процессе по гражданскому делу вопрос о допуске к участию в деле представителя может быть решен судом по устному заявлению пациента в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ. В судебном заседании пояс нения представителя будут расцениваться как пояснения самого доверителя.
Главное – результат
Следует помнить, что пациент после выдачи доверенности сохраняет за собой весь объем своей гражданской право- и дееспособности, то есть способности своими собственными действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности. В том числе осуществлять свои права не только с участием представителя, но и самостоятельно. В соответствии со ст. 188 ГК РФ пациент в любой момент вправе отозвать доверенность, а представитель – отказаться от нее. Причем соглашение, содержащее условия сторон об отказе от этих правомочий – ничтожно, то есть не имеет юридической силы по причине несоответствия действующему законодательству РФ на основании ч. 1 ст. 422 ГК РФ.
В настоящее время обращение к услугам доверенного лица – явление достаточно редкое. Однако среди пациентов уже циркулируют сведения о таком эффективном способе защиты прав и интересов. И медицинским работникам полезно получать информацию об этом способе охраны прав находящихся на лечении или обследовании сограждан.
Считаем, что в п. 12 ст. 30 «Права пациента» Основ необходимо внести изменения следующего содержания: «допуск доверенного лица (представителя) и/или адвоката для защиты его прав». Кстати, в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», представленном для ознакомления общественности на сайте Минздравсоцразвития России, какие-либо новации по доверенному лицу пациента отсутствуют.
Таким образом, считаем, доверенное лицо позволит предотвратить и разрешить большинство конфликтных ситуаций на уровне лечебных учреждений, что значительно повысит качество медицинских услуг.
Николай БАЖАНОВ,
доктор медицинских наук,
профессор.
Наталья ИВАНЕНКО, врач.
Ярославль.