22 декабря 2024
Общественный контроль за качеством и доступностью лекарственной помощи населению Российской Федерации – эта тема парламентских слушаний вызвала огромный интерес его участников. Свое слово спешили сказать представители федеральных и региональных органов власти, Общественной палаты РФ, региональных общественных палат, представители аптечной сети, предприятий фармацевтической отрасли. Красноречивый факт: о своем желании выступить на встрече заявили 184 человека…
Наломано немало дров…
Говоря о роли институтов гражданского общества в контроле за качеством и доступностью лекарственной помощи для населения страны, председатель Комиссии Совета Федерации Борис Шпигель напомнил о последних мерах государства, обеспечивающих соблюдение конституционных прав граждан на получение необходимых лекарств, поддержку отечественной фармацевтической промышленности.
К сожалению, в 90-х годах было наломано немало дров. На рынке оказалось огромное количество лекарств под од ним и тем же торговым названием, но с разными ценами. Началось массовое оболванивание и пациентов, и медиков. Итог?
Эксперты подсчитали: в течение 2009 г. средняя стоимость упаковки лекарств на коммерческом рынке выросла на 30%. По данным штаба отрасли – Минздравсоцразвития России, в амбулаторном сегменте за этот период рост цен составил 10,8%, в госпитальном – 16,1%. В целом продажи лекарств тогда выросли на 22% – за счет роста цен. Кто-то неплохо нагрел руки на людской беде... Ведь для подавляющего большинства россиян покупка препаратов – существенный удар по их бюджету.
Причины? Проверки Генеральной прокуратуры РФ позволяют называть их однозначно: изъяны в государственном регулировании, элементарная бесконтрольность. Регистрация цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) носила заявительный характер. Никого не волновала ответственность от уклонения регистрации цены, ее завышения. На фоне бурного потока импортных препаратов… В стране множились цепочки посредников, озабоченных одним – не упустить деньги, сорвать куш. Развернулась настоящая погоня за установлением предельных оптовых и розничных надбавок на лекарства.
Государство было вынуждено обратить внимание на проблему регулирования цен на лекарства. В декабре 2009 г. появился новый перечень ЖНВЛП. В него вошли 500 наименований лекарственных средств – отечественных марок, российского и зарубежного производства, только зарубежного изготовления.
Была введена обязательная регистрация отпускных цен. С 1 апреля 2010 г. начал действовать утвержденный Правительством РФ новый порядок регулирования цен на ЖНВЛП. В частности, региональные власти уже не могут устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам посредников – только к фактическим отпускным ценам отечественных и зарубежных производителей.
1 сентября 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Он вобрал в себя правила государственного регулирования цен на ЖНВЛП, определил правила государственной регистрации предельных отпускных цен, а также предельных размеров оптовых и розничных надбавок к таким ценам.
В январе 2011 г. утверждена федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Она предусматривает технологическое перевооружение отрасли, организацию в стране выпуска стратегически значимых лекарственных средств, препаратов, изделий медтехники, медицинского назначения, увеличение в 8 раз, по сравнению с 2010 г., экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности. На эти цели решено направить 188 млрд руб.
24 мая под председательством Президента РФ Д.Медведева на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России были обсуждены инновационные технологии в детском здравоохранении. Намечены меры по обеспечению юного поколения высокоэффективными лекарственными препаратами.
Непросто расчистить завалы
О том, как идет оздоровление обстановки с лекарственным обеспечением в стране, участникам заседания рассказали Иосиф Дискин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества, Владимир Зеленский, директор департамента Минздравсоцразвития России. Что и говорить – непросто навести порядок в завалах, поспешно созданных новоявленными хозяевами аптечного производства и торговли. Перед обществом предстает поистине горемычная картина, когда фармацевты – по определению люди высокого нравственного порядка – были вынуждены соприкоснуться с атмосферой рвачества, безнравственности.
Об опыте работы Союза ассоциаций предприятий и медицинской промышленности поведал его президент Юрий Калинин. Актуальные проблемы лекарственного рынка на Алтае заняли центральное место в информации начальника главка Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Оксаны Кудиновой. Многосложным болевым проблемам лекарственного обеспечения детей, страдающих ревматическими болезнями, посвятила свое выступление заведующая ревматологическим отделением Научного центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук, профессор Екатерина Алексеева. Ход модернизации здравоохранения в Сибири – тема доклада заведующей кафедрой Иркутского государственного института усовершенствования врачей, члена Комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Татьяны Бардымовой. Аудитория с интересом встретила выступления генерального директора ЗАО «Фарм-Ситез» Тимофея Петрова, руководителя службы коммуникаций Союза профессиональных фармацевтических организаций Олеси Зайцевой и других.
Взволнованно прозвучал вывод председателя С.-Петербургской профессиональной ассоциации фармацевтических работников Татьяны Зайченко о том, что провизоры приобщаются к худшим видам торговли:
– Нами руководят те, кто ничего не понимает в фармацевтике. Мы получаем законы, которые настолько сырые, настолько не адаптированы к реальной жизни, что исполнять их невозможно. Членство специалистов фармацевтики должно стать обязательным в профессиональных организациях…
Анализируя первые итоги государственного регулирования цен на лекарства, участники парламентских слушаний отметили тенденцию к стабилизации обстановки. Если еще недавно цена упаковки лекарств ежегодно росла на 25%, то в 2010 г. впервые она снизилась на 1,3%. Немного. Но и это обнадеживает.
Вместе с тем, по оценке экспертов, продолжается «вымывание» дешевых лекарств из аптек. Здесь по-прежнему выгоднее продавать то, что подороже. В течение минувшего года, к примеру, доля препаратов стоимостью до 50 руб. сократилась с 14,4 до 12%. Не может не вызвать тревоги сокращение количества аптек. За последний год закрыло двери каждое пятое аптечное учреждение, прежде всего в небольших населенных пунктах. Эксперты предрекают: к концу года перестанет работать до половины аптек. Их владельцы ссылаются на непосильное бремя страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Львиная доля аптечных учреждений в стране работает на рентабельности в 1-1,5%. В такой обстановке выживать удается лишь аптекам в крупных городах, за счет объемов продаж. Складывающаяся ситуация может повлечь сворачивание социальных программ…
На кого работает система госзакупок?
Участники парламентских слушаний привели немало иллюстраций того, что система ценообразования в сфере государственных закупок лекарств, система контроля в этой зоне способствуют завышению цен. В песок уходят значительные государственные средства. Взять те же аукционы по закупкам лекарственных препаратов. Известны примеры, когда заявленная цена падала в 90 раз. Что за препарат нам предлагают, если его заявленная цена так стремительно пикирует вниз! Можно ли ему доверять?..
Что происходит с лекарственными субстанциями? Когда-то они выпускались в разных республиках бывшего Союза. Сегодня наша фарминдустрия в глубоком загоне. На рынке засилье зарубежных препаратов. Непросто найти обычную отечественную «аскорбинку». На полках аптек сплошь лекарства из Китая, Индии, других стран. А ведь речь идет о национальной безопасности!
Есть случаи демпингового сговора при продвижении препаратов. Этим заняты отряды лоббистов. Прокурорские проверки выявили немало фактов – в Сибири, на Урале, в Астраханской, Свердловской, Волгоградской, Ленинградской областях, в Москве и т.д., когда в конкурсную документацию попадают преимущественно дорогостоящие импортные препараты. Но ведь лекарство – не товар, а средство для обеспечения лечебного процесса. Это цена не упаковки, а стоимости курса лечения. Прозвучал вывод: система преференций в отношении продукции отечественных производителей на практике сегодня буксует. К сожалению, государственных рычагов управления и контроля оказывается недостаточно.
Хочешь не хочешь, а напрашивается вывод о всесильности коррупционной составляющей.
Требуется строгий контроль
Оздоровлению сферы здравоохранения и лекарственного обеспечения большое внимание уделяет Общественная палата РФ. В ее структуре создана Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта. Тема лекарственного обеспечения – постоянно в повестке дня Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации.
Сферой лекарственного обеспечения активнее занимаются общественные советы при органах исполнительной власти. Медики и отдельные граждане могут обратиться за помощью в общественные советы при Минздравсоцразвития России, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Экспертный совет по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении сформирован при Федеральной антимонопольной службе. Возрос интерес к экспертной деятельности в области лекарственного обеспечения со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ.
На парламентских слушаниях отмечена инициатива Ассоциации российских фармацевтических производителей по гибкому формированию списка ЖНВЛП, совершенствованию методики ценообразования.
Соблюдение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, серьезные проколы в этой сфере постоянно отслеживает институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Так, не остались незамеченными нарушения при обеспечении лекарствами в республиках Карелия, Дагестан, Амурской, Курской и других областях.
Повысить уровень медицинской помощи в стране, без сомнения, поможет появление двух новых крупных общественных организаций – Национальной медицинской палаты и Всероссийского союза общественных объединений пациентов. И, конечно, «горячие линии», которые открыты органами власти во многих регионах страны.
Общественный контроль призван способствовать созданию эффективной системы мониторинга обращения лекарственных средств в стране. Разумеется, отметили участники парламентских слушаний, он не является панацеей от хронических недугов отечественной медицины и системы здравоохранения. Но это – действенный инструмент государственной политики в исключительно важной сфере нашей жизни.
Михаил ГЛУХОВСКИЙ, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru