25 декабря 2024
Застать дома Леонида Каневского трудно – съемки, командировки по всей стране, участие в театральных постановках, в том числе и зарубежных. И это при том, что вот-вот заслуженному артисту РФ стукнет 72 года. Удивительная работоспособность! Да и на это интервью он выкроил время в ходе съемок. Мы беседовали в комнате, куда постоянно заглядывали члены съемочной группы.
– Леонид Семёнович, вам можно позавидовать, что в Театральном училище им. В.В.Щукина вы учились с прославленными впоследствии артистами: Василием Ливановым, Андреем Мироновым, Зиновием Высоковским, Ольгой Яковлевой, Вениамином Смеховым…
– Да, мы все дружили, со многими играли в одних спектаклях и фильмах. С моим близким другом Веней Смеховым – в «Трех мушкетерах», с Ольгой Яковлевой – почти во всех спектаклях Эфроса, с Андреем Мироновым мы вместе играли в пьесе Э.Радзинского «Продолжение Дон Жуана».
– А как дальше сложилась ваша театральная карьера?
– Я был приглашен на работу в Московский театр им. Ленинского комсомола и проработал там до 1967 г. В 1963 г. Ленком возглавил замечательный, просто гениальный режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, и я, к счастью, попал в его команду. Все спектакли Эфроса запомнились и зрителям, и артистам. На премьеры приезжали из многих городов страны. Счастливое было время.
– А с чем был связан ваш переход из Ленкома в Театр на Малой Бронной?
– В тот год Анатолия Васильевича сняли с должности главного режиссера Ленкома – такое было время – с просто смешной формулировкой: «За несоответствие репертуарной линии названию театра». Но поскольку в мировых средствах массовой информации, в кругах российской интеллигенции поднялся шум, Эфроса перевели на должность очередного режиссера в Театр на Малой Бронной, разрешив ему взять с собой 11 артистов. В их число попал и я. В этом театре я проработал 24 года.
– Всеобщую любовь и известность, нет сомнения, принесла вам роль майора Томина в телесериале «Следствие ведут знатоки», впервые показанного в 1971 г. – 40 лет назад!
– А потом еще, учтите, два десятка лет этот сериал был на экране. Всего было 24 «дела», но каждое из них состояло из 2-3-4 серий, огромная работа. Последний сериал был снят в 1989 г. В 2002 г. вышли «Знатоки, 10 лет спустя», два фильма, но уже, к великому сожалению, без ушедшей из жизни Эльзы Леждей, которая играла в «Знатоках» роль Зиночки Кибрит.
– Любовь и уважение сотрудников правоохранительных органов вы, без сомнения, заслужили! Я вычитал, что вы и Георгий Мартынюк были награждены знаком «За содействие МВД России». По мнению тогдашнего заместителя министра МВД Владимира Васильева, фильм демонстрировал «образ интеллигентного сотрудника милиции, глубочайшего профессионала, который с уважением относится к людям и своим коллегам… Нам как раз этого не хватает». А теперь на канале НТВ огромную зрительскую аудиторию собирает очень интересная и познавательная передачу «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.
– Она идет уже пять лет. Это программа, в которой речь идет о событиях, происходивших еще в советское время в разных регионах СССР, поэтому съемочная группа так много ездит по стране. Работают журналисты, которые находят интересные уголовные дела тех лет. Для меня же это не просто «криминальная программа», а воспоминания, рассказы о жизни, о том времени – грустном и веселом, трагическом и счастливом. Мне кажется, что в ту пору люди были чище и честнее, менее коммерциализированные. Человеческие отношения – яснее. Короче, это рассказ о том времени. И я рад, что эту передачу смотрят не только пожилые люди. Ко мне часто подходят молодые ребята 13-15 лет и говорят именно те слова, которые хотелось бы услышать: «Как интересно, как здорово!»
А ведь действительно, обычные криминальные разборки сегодняшние россияне могут увидеть на любом телеканале. Нашу же программу они смотрят с интересом и доверием, слушая мою интонацию и отношение к происходившим событиям, их участникам.
– Но вы-то, прежде чем приступить к очередным съемкам, тщательно прорабатываете все детали, вырабатываете свой взгляд на происходившее?
– Мне «выдают» сценарий, подготовленный коллективом авторов, журналистов. Ну а, ознакомившись с ним, я его потом «подминаю» под себя, немножко редактирую. Но, повторяю, это совместный труд всего коллектива.
– В начале 90-х годов поехали работать в Израиль…
– Тогда там организовался театр, сначала русскоязычный, с тем чтобы затем перейти и на иврит, стать двуязычным. Так и случилось – Государственный театр «Гешер» (Мост) – двуязычный, мы играем и на русском языке и на иврите. Труппа с большим успехом выступала на многих фестивалях.
– Так вы уехали тогда из России не из-за начавшейся неразберихи, экономических и политических трудностей?
– Нет. Главный режиссер «Гешера» Евгений Арье предложил мне поучаствовать в создании русскоязычного театра в Израиле. Ну, а если вспомнить, что в начале 90-х годов в самой России в театры никто не ходил, залы были полупустыми, мне показалось интересным принять это предложение. Захотелось вновь вернуться в незабываемые для меня творческие 60-е годы, когда мы вместе с Эфросом создавали, по сути, новый театр. И вот я сделал кульбит и поехал. И не жалею ни секунды – «Гешер» замечательный театр, как и его репертуар и вся труппа.
– Тогда чем объяснить, что вы вернулись?
– Начнем с того, что я никогда и никуда не «уезжал» и не «возвращался». Просто я работаю там и работаю здесь, и это благодаря моей профессии. Я очень рад, что у меня и сейчас так много интересной работы и на телевидении, и на театральной сцене. Сейчас, например, начались съемки продолжения сериала «Сёмин» – «Сёмин-2». В прошлом году этот сериал, где я играл роль полковника Сёмина, был показан на НТВ.
Я с удовольствием играю в двух спектаклях. Один из них – «Поздняя любовь», пьеса созданная по рассказу Б.Зингера московским драматургом В.Мухарьямовым. Постановка на русском языке была осуществлена в израильском театре «Гешер» в Тель-Авиве. Мои партнеры – Клара Новикова, Эммануил Виторган, Даниил Спиваковский. За несколько лет объездили всю Россию, Израиль, США, Германию и многие другие страны.
А совсем недавно меня пригласили сыграть роль Городничего в «Ревизоре» в Московский театр на Малой Бронной, на сцене которого я выступал. Мне было очень приятно вновь сыграть в родном театре. Уже состоялась премьера этого спектакля, поставленного нынешним главным режиссером театра Сергеем Анатольевичем Голомазовым. Рад, что спектакль идет с большим успехом у зрителей, пока свободных мест в зале нет. Так что моя театральная жизнь тоже продолжается...
– С начала бурных перемен в нашей стране прошло уже 20 лет. Насколько за это время изменилась, по вашему мнению, театральная и кинематографическая жизнь?
– В кино много хороших работ, хотя сериалы, что очень обидно, серьезно подкосили художественный вкус зрителей, да и некоторых артистов. Театральная жизнь просто бурлит. Я видел очень хорошие спектакли за последнее время. Короче, театр возродился, и я надеюсь, что будет процветать и дальше.
– Известно, что о своей семье, близких вы не любите говорить с журналистами. Но может быть для «Медицинской газеты» сделаете маленькое исключение?
– Моя дочь Наталья Каневская – художник по костюмам, работает и в кино, и на телевидении, и в театре. Наташа окончила театральное отделение Тель-Авивского университета. Для спектакля «Ревизор» в Театре на Малой Бронной костюмы создавала она, и, как мне кажется, прекрасно с этим справилась.
– Ваша супруга Анна Ефимовна, филолог, переводчик, очень добрая женщина, судя по ответам на бесчисленные звонки надоедливого корреспондента «МГ». Она дочь известнейшего артиста Ефима Березина – знаменитого Штепселя из всеми любимого дуэта Тарапунька и Штепсель. Вам, должно быть, отлично знакомо их творчество…
– Еще бы, ведь мой старший брат Александр Каневский писал для них программы, тексты. Кстати, недавно он выпустил две интересные книги, в одной из которых есть воспоминания об этих замечательных артистах.
– Когда человеку за 70, а он столь энергичен, активен, то невольно спрашиваешь – это здоровье от природы или результат труда медиков?
– Слава Богу, у меня связи с медиками в основном дружеские. Очень надеюсь, что такими они и будут оставаться. Ну, а уж если мне понадобится их помощь, то они ее окажут. Я твердо убежден – врачи у нас хорошие, классные. Среди многих замечательных врачей, с которыми я лично знаком, могу назвать и моего близкого друга, профессора Юрия Кротов-ского, и замечательного человека – детского хирурга Леонида Рошаля. Для меня все медики – люди творческой профессии, самоотверженностью которых можно восхищаться.
– Что бы вы им пожелали на будущее?
– Чтобы при всей их занятости они как можно чаще бывали дома, виделись со своими родными и близкими.
– Бывали бы дома?
– Именно дома – значит, у них будет меньше работы (смеется).
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru