23 декабря 2024
Не окажутся ли министры здравоохранения регионов «меж двух огней»?
Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому возвращается прежняя норма, действовавшая до 2015 года - регионы должны согласовывать с Минздравом России кандидатуры на должности руководителей территориальных органов управления здравоохранением. Соответствующие поправки вносятся в ст.14 и ст.16 Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан». Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость восстановить прежний порядок оёусловлена реализацией нацпроектов и некими «новые вызовы», которые требуют координировать государственную политику в сфере здравоохранения. В этом смысле, поясняют авторы законопроекта, всем субъектам РФ необходимо действовать единообразно, а руководители региональных минздравов должны обладать определённым набором компетенций, «что обусловлено сложностью достигаемых задач в сфере охраны здоровья граждан».
Позволим себе несколько мыслей вслух. Если рассматривать данную законодательную норму буквально, то в случае, когда утверждённый «на самом верху» региональный министр и его команда не «потянут» реализацию госполитики в сфере здравоохранения и федеральных медицинских проектов, в частности, то виноват в этом будет уже не губернатор, а Минздрав России. И, если следовать логике законопроекта, то Минздрав России отныне будет вправе настаивать на смене главы любого регионального министерства здравоохранения, если тот не оправдает ожиданий федерального центра. В связи с этим вопрос: много ли теперь найдётся медиков, желающих занять эту должность, и без того стопроцентно «расстрельную»?
Эти опасения не разделяет Председатель Комитета Госдумы России по охране здоровья доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Морозов, который, напротив, воспринимает данную законотворческую инициативу МЗ РФ позитивно.
- Дмитрий Анатольевич, насколько я понимаю, Комитет будет поддерживать законопроект?
- Думаю, что все члены Комитета поддержат проект данного закона, тем более, что мы уже не первый год говорим о необходимости восстановить вертикаль управления в системе здравоохранения страны. По примеру того, как выстроена управленческая вертикаль в системе ОМС, Росздравнадзоре и Роспотребнадзоре. На их фоне федеральный Минздрав сегодня может общаться с региональными министерствами здравоохранения только в режиме рекомендаций и просьб, но не требований. Это, конечно, неправильно. Все мы понимаем, что существует определённая национальная политика в сфере здравоохранения, и государство заинтересовано в том, чтобы регионы участвовали в её реализации по единым правилам.
Здесь нет противоречия с давно узаконенным принципом разделения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в части здравоохранения, ответственность за медицину у территорий никто не отбирает. Но согласование кандидатур региональных министров, я убеждён, внесёт необходимый - не избыточный, а как раз должного уровня! - элемент порядка в работу всей отечественной системы охраны здоровья населения. Если в России декларирована равнодоступная и на равно высоком уровне качества медицинская помощь всем гражданам страны вне зависимости от места их проживания, то обеспечить данный принцип возможно только при условии, что все территории действуют, как одна, а не кто как считает возможным.
Помните истории пятилетней давности с закупками препаратов для лечения орфанных заболеваний или ВИЧ-инфекции? В некоторых субъектах РФ либо эти препараты вообще не закупались, и пациенты оставались без помощи, либо цены на эти препараты исходно были завышены в десятки раз, и тогда бюджеты несли необоснованно высокие расходы. Спрашивается: допустимо ли такое в одной стране? На наш взгляд, недопустимо.
- Предположу, что эпидемия COVID9 -19 стала катализатором законотворческого процесса в Минздраве России и ускорила появление законопроекта.
- О вертикализации управления в здравоохранении и, в том числе, о согласовании кандидатур на должности руководителей региональных органов управления здравоохранением ваш покорный слуга говорил ещё два года назад на встрече с В.И.Скворцовой. Тогда депутаты предлагали министру разработать такой законопроект и убеждали в его необходимости, с нашей точки зрения. А это было, заметьте, «мирное» время.
В «военное» же время, которым можно назвать нынешнюю сложную эпидемическую ситуацию, принятие управленческих решений должно быть чётким и быстрым, а сами решения - унифицированными. Нужны решения, которые принимаются и проходят насквозь по всей большой территории страны за считанные часы. Промедление либо альтернативные решения могут привести к драматическим последствиям. Поэтому повторюсь - в вертикализации власти в здравоохранении нет ничего плохого.
- Нет опасений, что в этой ситуации жизнь региональных министров здравоохранения только осложнится? Ведь они, с одной стороны, будут должны безоговорочно следовать указаниям Минздрава России, коль скоро фактически назначены его решением, а с другой - оставаться членами Правительства региона и подчиняться губернатору. Как министр должен будет между ними лавировать? Уже сегодня есть примеры, когда министр говорит о необходимости вводить ограничения для сдерживания коронавируса, а глава региона настроен поддержать экономику, то есть политика вмешивается в работу медицинской отрасли.
- На мой взгляд, эти предположения всё-таки от лукавого: любой работник всегда подчиняется не одному начальнику, а нескольким руководителям разных уровней. Просто надо выдерживать баланс в зависимости от ситуации.
К тому же, скорее всего, законопроект и последующие подзаконные акты к нему предусмотрят данную коллизию. Ведь норма по согласованию кандидатур министров становится актуальной не только для самих глав региональных минздравов, но также для глав регионов. Губернатор теперь должен понимать, что при очередной смене министра здравоохранения он не может поставить на эту должность человека, исходя из своих собственных предпочтений или неких местных интересов. Кандидат должен быть человеком системным и авторитетным в глазах федерального Минздрава.
- По-вашему, статус регионального министра здравоохранения таким образом повысится в глазах губернатора?
- Думаю, да. Для регионального министра федеральная поддержка его персоны - это знак повышения статуса и значимости принимаемых им решений в глазах главы субъекта РФ. При этом свои решения он, конечно, должен будет согласовать с федеральным Минздравом, это очевидно.
С одной стороны, ты становишься, может быть, менее свободным в принятии решений, а с другой - сами эти решения становятся более обоснованными и более защищёнными.
- Очевидно, что федеральный Минздрав просто не в состоянии знать всех работников отрасли, которые более-менее подходят на роль регионального министра. Всё равно выбирать придётся из списка, предложенного главой субъекта РФ и, скорее всего, заочно, по анкетным данным. Не превратится ли процедура согласования в формальность с высокой вероятностью ошибочного выбора?
- Если ориентироваться на процедуру согласования претендентов на должность ректора медицинского вуза, она происходит очно. Несколько кандидатов, предложенных губернаторами, приезжают на заседание специальной комиссии Минздрава России, докладывают свои программы, отвечают на вопросы. Вероятнее всего, с кандидатами на должности министров здравоохранения будет такой же порядок.
А что касается стопроцентно точного попадания, то его, наверное, в принципе не бывает. Однако, вероятность удачного выбора при таком подходе максимально высока, она заведомо выше, чем когда руководителя минздрава назначает глава региона. Кстати, ситуация с коронавирусом показала, что это так: посмотрите, какое число министров здравоохранения сменилось в территориях за нынешний год - больше десятка. То есть люди, занимавшие данный пост, оказались не способны действовать в экстремальных условиях ни в рамках общегосударственной политики, ни в рамках региональных задач по борьбе с инфекцией.
Главное, о чём прямо сейчас необходимо задуматься губернаторам - это о кадровом резерве. На «скамейке запасных» должен быть не один потенциальный министр здравоохранения, а два-три компетентных специалиста, чтобы действительно иметь возможность выбора.
Подготовила Елена БУШ, обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru