15 ноября 2024
В ряде стран, например в Китае, Корее, возраст ребенка исчисляется от момента зачатия, а не рождения. В России эта точка зрения находит всё больше сторонников.
Многочисленные исследования показали, что ребенок слышит, чувствует, различает голоса близких людей задолго до рождения, по-своему реагирует на изменения в настроении матери и т.д. А раз так, то, очевидно, нужно более ответственно подходить к этому отрезку времени в его развитии. По словам академика РАМН Галины Савельевой, перинатальный период составляет всего 0,95% от продолжительности жизни человека, но его значение колоссально.
В последние годы отношение к внутриутробному ребенку начало меняться, плод стали рассматривать как полноценного пациента, оказывать ему помощь. Правда, далеко не все и не везде, да и касается это преимущественно физического здоровья. О психической составляющей такой заботы нет. В нашем сознании пока еще не упрочилась эта точка зрения.
Еще в начале 90-х годов в России активно заговорили о необходимости изменения взглядов на дородовый период, о возможности влиять на здоровье, развитие и даже воспитание ребенка до его рождения. Появились энтузиасты, претворяющие идею в жизнь. Среди них в ту пору - заведующая детской поликлиникой Набережных Челнов, а ныне педиатр кабинета дородовой педагогики детской поликлиники № 109 Москвы Флюра Ахмерова. Она стала применять методику дородового воспитания в 1995 г. (сейчас уже издан специальный приказ Мин здрава Республики Татарстан: во всех детских поликлиниках Набережных Челнов открыты кабинеты дородовой педагогики, в штате которых состоят педиатр, аккомпаниатор и медицинская сестра.)
Переехав в Москву, Ф.Ахмерова постаралась привнести на столичную почву тот опыт, который наработала в Набережных Челнах. Благодаря поддержке заведующей детской поликлиникой № 109 Натальи Жижиной, в 2008 г. впервые в Москве организован кабинет дородовой педагогики (или, как его еще называют, по внутриутробному развитию ребенка), основная задача которого - работа с беременной женщиной, с семьей, воспитание в женщинах осознания необходимости общения с ребенком до его рождения.
Подготовка молодых мам к предстоящему материнству начинается с прихода их в этот кабинет. Дыхательная гимнастика, психопрофилактическая подготовка к родам, питание беременных, анатомо-физиологические особенности новорожденных, преимущества грудного вскармливания - все эти аспекты находят отражение в беседах и специальных упражнениях. Основой программы «Перинатология» служит метод, разработанный заведующим отделением пре- и перинатального здоровья детей Научного центра здоровья детей РАМН, доктором медицинских наук Михаилом Лазаревым, суть которого состоит в снятии жизненных стрессов у беременных с помощью занятий музыкой и другими видами творчества, а также в музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного.
– Рождение здорового и желанного ребенка – задача, которая должна осуществляться в тесном контакте медицинских работников с самой беременной и ее семьей, – уверена Ф.Ахмерова.
Как правило, беременных в кабинет пренатального воспитания детской поликлиники направляют из женских консультаций. Нередко женщины приходят сами, узнав от знакомых о существовании такой программы. Творческая часть занятий состоит из прослушивания классической музыки, рисования, изготовления аппликаций, сочинения сказок, стихов, песен, просмотра видеофильмов («Жизнь до рождения», «Грудное вскармливание», «Уход за ребенком» и т.д.). В конце каждого занятия – дискуссии, обмен мнениями.
– Пришла заниматься в кабинете дородового воспитания потому, что знаю результат на примере своих знакомых, – рассказывает одна из будущих мам. – Занятия очень дисциплинируют, развивают. Я сама – художник, и для меня это определенное знакомство и с ритмом, и с дыханием, и с музыкой.
Как показали наблюдения за детьми первого года жизни, у малышей, прошедших прена-тальное воспитание, уровень заболеваемости значительно ниже, а психоэмоциональное развитие выше по сравнению с детьми, не имеющими подобного пре-натального опыта. На грудном вскармливании находятся 78% малышей, это в 2 раза больше, чем в целом по России.
– Необходимо проводить занятия не только с первородящими женщинами, но и с будущими папами, – считает Ф.Ахмерова.
Поэтому в поликлинике работает школа будущих отцов, где мужчины получают информацию о внутриутробном развитии ребенка, о его воспитании до рождения и после. Результаты их тестирования свидетельствуют, что большинство будущих пап искренне радуются беременности жены, понимают причины изменений в ее настроении и поведении, помогают снимать стресс, мудро прощают возникшую у жены раздражительность. Как выразилась Ф.Ахмерова, по мере роста живота беременной женщины у папы растет нежность. Меняется психологический климат в семье, так как ее члены знают, что ребенок внутриутробно реагирует на их положительные и отрицательные эмоции. Папа не может позволить себе повысить голос на маму, поскольку знает, что малыш может потом отказаться с ним общаться. – Это удивительно, когда ты кладешь руки на живот своей любимой жены и чувствуешь, как под ее сердцем бьется новая жизнь, – говорит председатель Союза отцов Набережных Челнов, член правления одноименного общественного движения в Республике Татарстан, отец пятерых детей Юрий Соленов.
Нет чужих детей, есть окружение моего ребенка, считают папы Татарстана. Эта ответственность родила необычный документ – материнский паспорт. В отличие от обменной карты, в нем содержатся не только медицинские, но и социальные параметры, максимум информации о будущей маме и ее ребенке, причем обоим уделено равнозначное внимание. Помимо результатов стандартных обследований, отражены некоторые дополнительные анализы, способствующие выявлению отклонений в течение беременности, а также данные об отце, участковом враче, акушерке и заведующей женской консультацией, потому что за течение беременности и предстоящие роды ответственны все: и медицинский персонал, и оба родителя. Гд е бы женщина ни оказалась, данные материнского паспорта поведают, как проходила беременность, подскажут, какие меры необходимо принять для безопасных родов. В документе содержится и вся справочная информация. Будущая мама может позвонить и педиатру, и главе городского Управления здравоохранением, и даже самому министру здравоохранения Татарстана: в республике есть такая договоренность.
– Считаю и название «материнский паспорт» социально значимым для женщины, – говорит Ю.Соленов. – С какими бы мыслями она ни пришла к акушеру-гинекологу, но если после первого посещения ей как потенциальной маме начнут заполнять документ со словом «материнский» в заглавии, это может пробудить в ней материнские чувства, ответственность за жизнь, которая зародилась под ее сердцем. Беременные женщины с большой радостью принимают данный документ.
На сегодняшний день инициативу Татарстана подхватили уже в 6 регионах страны, что само по себе не случайно. Очень многие ощущают необходимость изменений по отношению к беременной и плоду. Вопрос «что считать границами детства: период от рождения до 18 лет или все же от зачатия до 18 лет?» обсуждается в отечественной педиатрии в последние годы всё чаще. И тому есть основания. Доказано, что на психическое и соматическое здоровье ребенка раннего возраста оказывает влияние состояние здоровья матери в антенатальный период. Причем развитие функциональных систем плода обусловливается не только соматической патологией у матери и нарушением течения беременности, но и ее психическим состоянием.
– Считаем, что беременную должны наблюдать два специалиста: саму женщину – акушер-гинеколог, а будущего ребенка – педиатр, – говорит директор НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН профессор Лейла Намазова-Баранова. – Потому что, с нашей точки зрения, очень многие проблемы детства уходят корнями в дородовый период, в том числе в неправильное ведение беременности в отношении ребенка во время его внутриутробного развития. Порой слишком агрессивно применяются лекарственные средства, рекомендуется не совсем приемлемый для беременной режим и т.д. Если будем это учитывать, получим совершенно другой результат. Предложение о наблюдении беременной еще и педиатром мы уже направили в Минздравсоцразвития России, а для себя в центре приняли решение пристальнее подходить к дородовому периоду, работать с беременной женщиной. Даже открыли отделение пре- и перинатального здоровья детей. Мы придерживаемся теории медико-педагогического сопровождения ребенка, которая предлагается педагогами. С разных сторон врачи и педагоги подходят к одинаковому пониманию проблемы. Нам кажется, что это прогрессивная идеология для педиатрии.
– Система пренатального воспитания позволяет воздействовать как на беременную женщину, так и на ребенка, и тем самым влиять на его здоровье и психофизическое состояние во внутриутробном периоде. Полагаю, что данная форма работы может быть принята детскими поликлиниками и женскими консультациями как эффективный метод управления здоровьем будущего поколения, – высказала свое предложение педиатр Ф.Ахмерова.
Эти и ряд других вопросов обсуждались в ходе международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся», который проходил в Москве под патронажем генерального секретаря Совета Европы Т.Ягланда и Комиссии Совета Федерации по делам молодежи.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».
Москва.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru