Вы здесь

Семь раз отмеряя...

Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты Российской Федерации инициировала слушания по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подготовленному Минздравсоцразвития России. Кроме членов палаты в беседе приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители высшего медицинского ведомства, РАМН, общественных организаций, руководители органов управления здравоохранением регионов, медицинских учреждений, Профсоюза работников здравоохранения России, различных профессиональных ассоциаций.

Диалог получился весьма конструктивный. Да разве и могло быть иначе, если тема модернизации отечественного здравоохранения на сегодня - одна из наиболее наболевших. Слушания показали, что, похоже, Минздравсоцразвития России кровно заинтересовано в доработке своего детища, чтобы оно не родилось, как говорится, «без глаза».

Ведь сегодня наша система охраны здоровья людей напоминает корабль среди бушующего моря. От одного берега мы отчалили, а к другому никак не пристанем. Так и несемся по воле волн. Надежным лоцманом, по задумке министерства, должен стать новый закон, потребность в котором перезрела. Тут важно не ошибиться, учесть все «за» и «против», нарисовать своеобразный «портрет» здравоохранения, каким оно явится в самой ближайшей перспективе. Как заметил один из чиновников Минздравсоцразвития России, все мы находимся «в одном окопе», поэтому наша цель - здоровье каждого пациента и населения страны в целом. Из огромного спектра мнений, порой диаметрально противоположных, нужно выбрать ту золотую середину, которая будет прежде всего ориентирована на интересы людей...

 

Отбросив декларации

Председатель Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты Российской Федерации, заведующий кафедрой 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова Евгений Ачкасов привлек внимание собравшихся к недавнему интервью министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, которая подчеркнула, что под модернизацией отрасли нужно понимать, прежде всего, создание условий для равного доступа каждого россиянина к качественной медицинской помощи в любом регионе, где он проживает.

В настоящее время Государственной Думой РФ в первом чтении приняты проекты федеральных законов об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием этого закона об ОМС. Разработаны также проекты федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами и об основах охраны здоровья граждан. Они дополняют друг друга и представляют собой единый пакет, который обеспечивает гармонию в правовом регулировании системы здравоохранения. Все они преследуют одну цель – модернизировать отрасль.

Предпосылкой необходимости реформирования стала, прежде всего, негативная динамика показателей здоровья населения – на фоне сохраняющейся высокой смертности зарегистрирован рост первичной и общей заболеваемости. Статистические данные говорят о нарастающей хронизации заболеваний, что может свидетельствовать о низком качестве лечения. Правда, статистические сведения последнего года подтверждают некоторую стабилизацию ситуации. Тем не менее...

Другими причинами реформирования являются громоздкость системы здравоохранения, низкая доступность гарантированной медицинской помощи, проблемы обеспечения прав пациентов и врачей, неэффективность в финансировании отрасли, низкий размер оплаты труда медработников и т.д. Появление частной медицины, платных медицинских услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, развитие добровольного медицинского страхования, возможность для пациента защищать свои права при оказании медпомощи – всё это диктует необходимость принятия новых законов в сфере охраны здоровья и, прежде всего, базового нормативного документа, который устанавливает правовые основы отрасли.

Таковы реалии жизни

На слушаниях были обсуждены чуть ли не все актуальные вопросы, заложенные в проект федерального закона.

Директор Правового департамента Минздравсоцразвития России Сергей Вельмяйкин подтвердил, что главное медицинское ведомство страны открыто к обсуждению, готово выслушивать любую конструктивную критику, любые предложения, замечания для того, чтобы «на выходе» получить качественный закон, который послужит продвижению общего дела. Этот законодательный акт призван заменить принятые в 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. С тех пор прошло много времени, изменилась жизнь, поменялись социально-экономические условия... В нынешних условиях названные Основы законодательства не вполне отвечают новым требованиям. А новый федеральный закон станет базовым для всей сферы здравоохранения. Он будет устанавливать правовые, организационные, финансовые основы для функционирования отрасли, конкретизировать конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплять и детализировать механизмы их реализации с учетом сложившихся реалий.

Одной из принципиальных особенностей законопроекта стало то, что в него введен понятийный аппарат, сформированный исходя как из сложившейся практики реализации закона, так и из нашей жизни. Он адаптирован к формулировкам, предлагаемым Всемирной организацией здравоохранения.

В проекте детализирована глава, которая посвящена полномочиям органов государственной власти федерального уровня, а также полномочиям органов регионального уровня и местного самоуправления. В законопроекте предусмотрено, что органы государственной власти субъектов могут делегировать свои полномочия с соответствующими финансовыми ресурсами на муниципальный уровень. С другой стороны, предполагается выстроить более гибкую систему, при которой не будет жесткой привязки, поэтому, скажем, специализированную медицинскую помощь можно будет оказывать не только на уровне субъекта Федерации, как сейчас, но и на муниципальном уровне.
 
Профилактика профилактике рознь


Профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета Инна Лебедева остановилась на понятийном аппарате. Определение здоровья сегодня трактуется как состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Но такое определение было принято ВОЗ еще в 70-е годы прошлого столетия. А вот в 1986 г. той же ВОЗ в Канаде была принята Хартия промоций здоровья. Как же сегодня стоит относиться к инвалиду, который не имеет рук или ног, но защищает, например, престиж России на Паралимпийских играх или в других соревнованиях, составители законопроекта об этом не подумали. Нужно очень хорошо поработать над формулировками.

Одной из новаций проекта является несколько иное описание прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. Отдельная статья посвящена праву на выбор врача и медицинской организации. Одна из глав содержит определение сферы охраны здоровья, описание ее организационной структуры.

Применительно к медицинским организациям предполагается ввести обязательное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью пациента в результате врачебной ошибки.

Очень важный блок законопроекта – финансовое обеспечение охраны здоровья. Детально и подробно представлена программа государственных гарантий, какие услуги обеспечиваются бесплатно, а какие могут оказываться за плату, подробно определяются все возможные финансовые источники.

Минздравсоцразвития России понимает, что модернизация здравоохранения и его дальнейшее движение немыслимы без современных информационных систем, поэтому предполагает ввести персонифицированный учет оказания медицинской помощи, реестр медицинских и фармацевтических работников и т.д.

По пути к единой системе

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Герасименко подчеркнул, что предпринимаемые сегодня в отрасли меры по сути очень серьезный переходный рубеж, его можно сравнить с тем путем, который мы прошли при переходе от советской модели к медицинскому страхованию в 90-е годы.

Нынешний законопроект очень серьезен, в нем много положительного. Например, принципиальным отличием можно назвать то, что возникает понятие единой системы здравоохранения,  которая названа сферой охраны здоровья. Основная нацеленность делается на человека, на оказание ему качественной и доступной медицинской помощи, сформулированы новые принципы охраны здоровья, четко прописаны права граждан, впервые законодательно введено понятие о регулируемости платных услуг. В проекте есть очень хорошая статья – «Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека». Этот принцип означает невозможность отказа в помощи без уважительных причин. Но возникает вопрос: а каков перечень этих уважительных причин? Необходимо составить такой список...

Предусмотреть стандарты

Председатель комиссии по социальной политике и демографии Общественной палаты Российской Федерации Елена Николаева также обратила внимание на актуальность принятия нового закона. Вопрос лишь в том, насколько он сейчас совершенен и какие моменты общество должно внимательно обсудить, чтобы он действительно защищал интересы граждан на территории всей России. Докладчик обратила взоры разработчиков на проблему регионального расслоения системы здравоохранения. Проблема очевидна, поэтому необходимо обеспечить равный уровень медицинских услуг и в провинциальной больнице, и в столичном медицинском центре. На сегодня это чрезвычайно сложно, но надо предусмотреть единые стандарты.

Она подчеркнула, что приоритетом этого законопроекта являются профилактические мероприятия. Однако реализовать их в условиях региональных диспропорций опять-таки будет непросто, если учесть, в каком плачевном состоянии находится материально-техническая база здравоохранения, когда треть всех больниц и поликлиник нуждается в серьезнейшем капитальном ремонте, реконструкции, а то и вовсе находятся в аварийном состоянии.

В проекте федерального закона уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, однако рядовому гражданину, по большому счету, неважно, какая именно власть, региональная или федеральная, призвана обеспечить качество здравоохранения. Ему важно, чтобы это качество было.

Согласно законопроекту полномочия Министерства здравоохранения и социального развития возрастают, власть сосредоточивается практически в руках одного чиновника. Как при этом можно спрашивать с чиновника? В законопроекте не прописана возможность общественного контроля, что надо поправить.
 
Как раз из Хартии промоций здоровья вытекают профилактические меры. Хорошо, что теперь они станут оплачиваться. В нашей стране профилактика наладится, когда примерно около 40% заработной платы врачей будет составлять предупреждение болезней. К сожалению, нынешние врачи не знают, что они не занимаются первичной профилактикой (это сугубо государственные меры), а ведут медико-социальную профилактику, то есть работу со здоровыми и практически здоровыми. Третичная же профилактика и то, что выявляется дополнительной диспансеризацией, к профилактике имеет очень небольшое отношение.

Государство выделяет средства для социальной и медицинской защиты населения, и от того, насколько эффективно органы власти будут их использовать, зависит социальный эффект здравоохранения, а это снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни людей.

*  *  *
Большинство выступавших передали свои многочисленные предложения в Минздравсоц-развития России. Важно то, что замечания были высказаны до того, как законопроект поступит в Правительство РФ. Представители медицинского ведомства пообещали, что рассмотрят их в процессе доработки документа. То, что на заседание пришли представители практически всех ключевых департаментов министерства, как нельзя лучше подтвердило их желание сотрудничать с гражданским обществом. Впереди еще одна встреча в рамках официальной общественной экспертизы, после которой доработанный законопроект будет официально внесен в Государственную Думу РФ.

Александр МЕЩЕРСКИЙ

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru