Вы здесь

«Заплатки» и «змейки» под сердцем

Челябинские кардиохирурги берутся за редчайшие операции

Такие случаи в практике сердечно-сосудистых и кардиохирургов встречаются крайне редко. К тому же, в данном случае всё было «наоборот»: операцию, которая ещё недавно требовала открытого вмешательства, выполнили эндоваскулярно через прокол. А другая патология, которая обычно «закрывается» с помощью окклюдера, на этот раз для спасения пациента проводилась на открытом сердце при искусственном кровообращении.

 

Жителя Оренбурга Валерия Гетмана мучили боли в груди, такие, что, по его словам, сердце норовило выскочить. Но местные врачи не знали, чем помочь, несмотря на неоднократные приступы. Специалисты Челябинского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии выполнили пациенту радиочастотную абляцию и справились с тахикардией, но во время дообследования обнаружили у пациента новую проблему.

 

До своих 64 лет он и не знал, что под сердцем затаилась «змейка» - коронаролегочная фистула. Это врожденный порок, который представляет собой расширенный, извилистый сосуд, сообщающийся с крупным сосудом через отверстие (свищ). По нему происходит «обкрадывание» кровообращения, что вызывает ишемию сердца. Обычно такие пороки диагностируются еще в детском возрасте и при необходимости оперируются.

Рентгенхирурги перекрыли вход в лишний сосуд с помощью спиралей, которые со временем затромбируются и выведут его из кровообращения окончательно.

 

«Коронаролегочные фистулы – врожденная аномалия сосудов, которая анатомически у каждого пациента выглядит по-разному, - поясняет главный врач ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Олег Лукин. – Как правило, это оказывается случайной находкой при обследовании по поводу какого-то другого кардиозаболевания. Через фистулы происходит обеднение коронарного кровотока и сбрасывание крови в легкое, которое приводит к легочной гипертензии. С другой стороны, наличие фистулы может и не мешать до определенного момента, но с возрастом накапливаются проблемы и появляется «клиника» ишемической болезни сердца»

 

По его словам, еще 15 лет назад выбора не было: чтобы закрыть фистулу, приходилось делать открытую операцию, что было очень сложно и не всегда эффективно в силу объективных причин. Сейчас рентгенхирурги используют эндоваскулярный метод. Это требует высокого мастерства – каждая фистула особенна по–своему; она может быть слишком извитой, закрученной, иметь много отверстий и быть слишком близко расположенной к значимым структурам. Но для пациента рентген-метод надежнее, безболезненнее, он не требует наркоза и длительного восстановления.

 

Челябинку Танзилю Мулдагалееву (66 лет) мучил сильный кашель. Долгое время она безуспешно лечила «бронхит», пока с приема терапевта ее не увезли на скорой с инфарктом. В срочном порядке ей было выполнено стентирование. Однако улучшения состояния пациентка не отмечала, и спустя три месяца она обратилась в Челябинский федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Во время дополнительного исследования было выявлено редкое и грозное осложнение – дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП), а также аневризма и тромб больших размеров в непосредственной близости от сердца.

 

Анатомические данные не позволили применить рентген-методы хирургического лечения, поэтому бригада сердечно-сосудистых и кардиохирургов выполнила сложную открытую операцию – поставила на место дефекта сендвич из двух заплаток.

 

«Порок ДМЖП встречается у взрослых всего в 0,3% случаев, - говорит сердечно-сосудистый хирург КХО№1 ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Назбий Алиев. - Операцию проводили совместно и взрослые, и детские хирурги. Она была технически сложной: ткани сердца пришлось дополнительно укреплять синтетическими материалами, чтобы затем поставить двойную «заплатку» и перекрыть порок. Наблюдаться обязательно, чтобы исключить риск рецидива заболевания».

 

«Дефект межжелудочковой перегородки – патология, которая чаще всего диагностируется у детей как врожденная, и во время операции закрывается с помощью окклюдера. Как приобретенное осложнение после инфаркта она встречается крайне редко – 2-4 случая, и  то не каждый год. Проблема в том, что пациенты с перенесенным инфарктом могут погибнуть от развившейся острой сердечной недостаточности, связанной с возникшим дефектом межжелудочковой перегородки - по статистике до 98% в ближайшие 7-8 месяцев, - добавляет главный врач ФЦССХ МЗ РФ (Челябинск) Олег Лукин. - Другими словами, пациентке очень повезло, что она оказалась у нас вовремя. Поскольку нестандартная ситуация требует быстрого решения. Операция длилась порядка 4 часов при искусственном кровообращении, около часа шла на остановленном сердце. Технически закрыть этот дефект очень сложно. После инфаркта ткани становятся очень рыхлыми из-за некротических поражений, расползающиеся, кисельные, если говорить образно, и пришить к ним сендвич из двух заплаток стоило большого труда и мастерства».      

 

Оба случая подтверждают: технологии в кардиохирургии и сердечно-сосудистой хирургии сегодня достигли такого уровня, который позволяют наиболее оптимально выбрать тот способ лечения и оперативного вмешательства, который будет наименее травматичны и максимально эффективным для пациента.

 

Лия ЗАХАРОВА., внешт. корр. "МГ", Челябинск

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru