22 декабря 2024
Роль ректора в развитии медицинского вуза
В 2018 году Ижевскую государственную медицинскую академию (ИГМА) возглавил 43-летний профессор кафедры факультетской терапии Алексей Шкляев. Корреспондент «МГ» Болеслав Лихтерман встретился с ним в год 90-летия вуза, который сейчас переименовывается в Ижевский государственный медицинский университет (ИжГМУ). Здесь 52 кафедры и более 4 тыс. обучающихся.
- Алексей Евгеньевич, почему ИГМА становится ИжГМУ?
- Потому что вуз расширяется, у нас увеличивается количество факультетов. В прошлом году мы преобразовали Центр довузовского обучения и открыли на его базе факультет дополнительного образования, впервые в истории вуза получив бюджетные места на подготовительное отделение. С 2023 года у нас на этом отделении обучаются иностранцы, а в будущем году планируем получить для них бюджетные места. Мы также открыли факультет иностранных обучающихся. Несмотря на текущую геополитическую ситуацию, у нас растет количество иностранных студентов. В прошлом году оно удвоилось.
- С чем это связано?
- Во-первых, мы начали обучение на специалитете по программе "3+3" - первые три года на английском языке, а следующие три года - на русском, поскольку все пациенты у нас русскоязычные. Во-вторых, укрепили связи с дружественными странами. К нам поступило много студентов из Индии. Наши постоянные партнеры - Узбекистан и Таджикистан. У нас обучается 245 иностранцев, что составляет 7% контингента обучающихся. Всего их 4100 человек, из них около 3,5 тыс. студентов. Остальные - это ординаторы и аспиранты.
- Много ли у вас бюджетников?
- Две трети, из них 70% - целевики. По итогам прошлогодней приёмной кампании мы на 100% укомплектовали бюджетные, в том числе целевые места, с первого раза, без объявления дополнительного набора.
- И какой же был конкурс?
- В среднем - 10 человек на одно бюджетное место, а на стоматологическом факультете - 190 человек на место.
- Почему такой высокий конкурс у стоматологов?
- Там было выделено всего 25 бюджетных мест. На лечфаке их было 335, на педфаке - 127. Суммарно 487 мест на бюджетную форму обучения.
- Какие еще изменения произошли в вашем вузе?
- Мы наращиваем общий контингент обучающихся. За последние пять лет он увеличился более чем на 20% (в абсолютных цифрах - на тысячу человек). Начали большие ремонты в учебных корпусах и общежитиях. За прошлый год вложили в это направление почти 100 млн. рублей. Это и целевые субсидии МЗ РФ, и наши внебюджетные средства. Много денег вкладываем в закупку оборудования (симуляторов и тренажеров) для многопрофильного аккредитационно-симуляционного центра, где проходит первичная аккредитация выпускников специалитета и первичная специализированная аккредитация выпускников ординатуры. Планируем открытие собственной клиники путем передачи одного из медицинских учреждений из республиканской собственности в федеральную. Сейчас у нас два внебюджетных клинических подразделения - психотерапевтическая клиника и стоматологическая поликлиника. Пока обучающиеся распределены по медицинским организациям Ижевска и Удмуртской Республики по договорам безвозмездного пользования и договорам о практической подготовке. Значительные средства мы направляем на закупку литературы для библиотеки - до 6 млн. рублей ежегодно.
- Как решается проблема отработок студентами пропущенных занятий?
- Это общая проблема для вузов. Отсутствие отработок расхолаживает студентов и усугубляет академическую задолженность. Но у нас на факультете дополнительного образования есть адаптационные программы для студентов первых курсов, если они пришли к нам не очень подготовленными по базовым дисциплинам (физике, химии, биологии). Особенно они популярны у иностранных обучающихся. Возможности платных отработок сейчас нет - они незаконны. На всех кафедрах существует график консультаций преподавателей. Любой студент может прийти на консультацию, чтобы подтянуть свой уровень, если кафедра клиническая - чтобы поработать с пациентами и улучшить свои практические навыки для успешного прохождения промежуточной аттестации (зачёта или экзамена). Стимулирует студентов внедренная у нас балльно-рейтинговая система.
- Есть ли у вас какая-то цель или сверхзадача?
- Наша главная цель - обеспечить Удмуртскую Республику и соседние регионы РФ высококлассными врачебными кадрами.
- Насколько Удмуртия ими сейчас обеспечена?
Э- В целом, в республике обеспеченность врачами составляет 41,1 на 10 тыс. населения, что выше средней по стране. Конечно, большинство врачей Удмуртии обучались в нашем вузе. К нам приезжает много абитуриентов из соседних регионов. Абитуриентов из Удмуртии по итогам приёмной компании прошлого года было только 24,3%.
- Что же их сюда привлекает?
- Сочетание высокого качества образования с приемлемой ценовой политикой, если речь идёт о внебюджете (максимальная плата за обучение - на стоматологическом факультете составляет 196 тыс. руб. в год).
- Вы один из самых молодых ректоров медицинских вузов. Пожалуйста, расскажите о своём пути. Как совмещается ваша административная карьера с научной и клинической?
- Это очень непросто совмещать, но необходимо, я привык к клинической работе. Вырос в врачебной семье. Отец проработал более 40 лет врачом скорой помощи. Уже в детском саду вопрос о выборе профессии для меня не стоял. Помню, когда учился в начальной школе, меня не с кем было оставить, и отец брал меня с собой на дежурства. В одну из поездок на карете скорой помощи престарелую пациентку на носилках вырвало прямо мне под ноги, но никакого отвращения не было. Было понимание, что это больной человек, которого можно и нужно лечить. Последние три года обучения в вузе я работал медбратом в приёмном отделении многопрофильной больницы. Это та школа, которую ничем не заменишь. Сразу по окончании Ижевской медакадемии начал работать врачом-терапевтом в многопрофильном стационаре, и продолжаю им быть, неся 2-3 раза в месяц суточные дежурства в Республиканской клинической больнице (как дежурный терапевт гастроэнтерологического, нефрологического и пульмонологического отделений, при этом нередко являясь дежурным администратором).
- Зачем ректору суточные дежурства?
- Во-первых, мне важно знать и видеть самому изнутри, что происходит в здравоохранении. Во-вторых, мне интересно общение с пациентами, когда видишь результаты своего труда – как люди выздоравливают. В-третьих, чтобы учить медицине, надо самому уметь лечить. В-четвёртых, это своеобразная отдушина, смена деятельности, потому что администрирование часто деформирует личность, а клиническая работа напротив её улучшает, делает человека человечнее. Очень помог личный пример врачебной деятельности, когда потребовалось призвать наших студентов и ординаторов на помощь практическому здравоохранению республики в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. В Минздраве РФ тоже удивились, но пошли мне навстречу, и заключили дополнительное соглашение к контракту ректора, которое позволяет мне работать врачом.
- Вы ведь еще и преподаёте?
- Да, я являюсь профессором кафедры факультетской терапии - читаю курс лекций по терапии для студентов третьего курса стоматологического факультета и провожу 1-2 цикла в течение семестра для студентов 4 курса лечебного факультета.
- Каким образом вы стали ректором? Это была цель или стечение обстоятельств?
- Сложный вопрос, когда приходится взвешивать стечение обстоятельств и роль личности в истории (улыбается). Я буду всё списывать на стечение обстоятельств. Помимо отца, моим учителем в медицине был профессор Анатолий Максимович Корепанов. Он родом из удмуртской глубинки, сам всего добился. Его наставником был известный гастроэнтеролог Александр Яковлевич Губергриц из Донецка, который оказался в Ижевске в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. А.М. Корепанов 40 лет заведовал кафедрой факультетской терапии, ассистентом которой я стал по окончании ординатуры. Он был научным руководителем моей кандидатской диссертации, посвящённой лечению хронического дуоденита. Через шесть лет после кандидатской, в 32 года, я защитил докторскую, тоже по гастроэнтерологии, а консультантом также был профессор Корепанов. Примерно в это же время начал работать в приёмной комиссии нашей академии - сперва обычным секретарём, потом заместителем ответственного секретаря, затем ответственным секретарём, деканом лечебного факультета, проректором по научной работе, последние пять лет являюсь ректором.
- Что заставило вас согласиться возглавить вуз? Решение, наверное, было непростое?
- Решение точно непростое. Оно требует положить на алтарь этой деятельности и время, и нервы, и физическое здоровье. Оценивая реальную ситуацию в вузе и понимая, что от твоего решения многое зависит, в том числе судьба других людей, пришлось взвалить на себя этот груз. У нас около 400 постоянных сотрудников, и около 200 совместителей. Люди все думающие, со своими взглядами на жизнь. Когда всё будет отлажено и работать как часовой механизм, с удовольствием передам эту должность в другие руки.
- У вас не возникает желания делегировать полномочия другим?
- Очень грамотный подход (смеется). Но есть дела, которые нельзя перепоручить, в таких ситуациях я предпочитаю работать сам.
- Удается ли продолжать научную деятельность?
- Да, поскольку она представляет для меня неподдельный интерес. В научной сфере у меня три основных направления. Первое - особенности гормональной регуляции деятельности верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Второе - применение минеральных вод при патологии органов пищеварения. Третье - изучение моторной функции желудочно-кишечного тракта. Сам и вместе с коллегами пишу статьи и заявки на изобретения. Нынче уже получил три патента на изобретение. Веду аспирантов. Сейчас их у меня трое.
- Почему вы не заведуете кафедрой?
- У нас хороший заведующий, с которым комфортно работать. Чтобы в полном объёме выполнять функции заведующего кафедрой, надо постоянно быть на клинической базе, смотреть пациентов, ежедневно преподавать.
- Часто ли вы бываете на кафедре?
- Практически ежедневно, но не полный рабочий день.
- Каков научный потенциал вашего вуза?
- Известна наша научная школа патофизиологов. Они занимаются космическими разработками, оценивают состояние скелетной мускулатуры в невесомости. Исследовали побывавших в космосе мышей по программе "Роскосмоса" и РНФ. Нами с 2008 издаётся научный журнал «Здоровье, демография, экология финно-угорских народов». К сожалению, он ещё не ваковский, но заявка на включение в перечень ВАК уже подана. С 2016 г. у нас нет своего диссовета, но проректору по науке поставлена задача к концу года сформировать состав совета и подать в ВАК заявку на создание диссоветов по терапии, кардиологии и, возможно, хирургии.
- Как ваш вуз взаимодействует с другими вузами? В каком формате?
- Автономность в эпоху глобализма невозможна. Мы входим в состав Средне-Волжского медицинского кластера наряду с Казанским медицинским университетом, Приволжским исследовательским медицинским университетом, Пермским и Кировским медуниверситетами и медицинским факультетом Ульяновского госуниверситета. Мы тесно сотрудничаем с зарубежными партерами - Самаркандским и Таджикским госмедуниверситетами, направляя к ним и принимая у себя студентов по программам семестрового обучения. Я являюсь почетным профессором Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сино. С данным вузом мы реализуем программу двойных дипломов, проводим совместные научные исследования. Аспиранты вузов-партнеров обучаются у нас, мы внедряем у них наши методики, издаем общие учебники. Только что совместно с Самаркандским медуниверситетом опубликован учебник по фитотерапии. В Узбекистане он рекомендован как учебное пособие для медвузов. У нас есть договор о сотрудничестве с Сычуаньским университетом (Чэнду, КНР). Китайцы приезжают к нам на летние медицинские школы, а наши сотрудники и студенты ездят к ним. Были договоры с вузами Венгрии, Италии, Болгарии, Греции, но в нынешней геополитической ситуации они заморожены.
- График у вас насыщенный. Остается ли свободное время?
- В небольшом городе не так много времени тратится на дорогу. От дома до работы можно дойти пешком за 15 минут. Конечно, занимаюсь своим здоровьем. Делаю утреннюю зарядку, три, а лучше пять раз в неделю хожу в спортзал, где 30-40 минут занимаюсь на тренажёрах. Зимой катаюсь на лыжах. Горжусь, что наша студенческая команда в 2023 году заняла первое место по лыжам на спартакиаде медицинских и фармацевтических вузов России.
- Много ли вы читаете?
- Много. Сейчас перечитываю "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова. Смотрю, люди-то не особо меняются. Конторы "Рога и копыта" до сих пор работают, например предлагая облегченные варианты получения документов об образовании по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поэтому факультеты повышения квалификации в государственных вузах и загибаются.
- Как с этим бороться?
- Было бы желание, но это решение не уровня отдельного вуза. Вопрос регулярно обсуждается на Совете ректоров медвузов. К сожалению, пока безрезультатно.
- Удается ли читать литературу по специальности?
- Однозначно удается. И не только для подготовки к лекциям, но и при работе с пациентами, которая строится по принципу «больной - книга – больной». Я консультирую, участвую в консилиумах. Когда видишь больного, всегда возникают какие-то вопросы по диагностике, по лечению. Надо посмотреть, что пишут об этом коллеги, какие есть рекомендации. Сопоставляешь свои знания с чужими, сам при этом развиваешься.
- Как будет отмечаться 90-летие вуза?
- Основные юбилейные мероприятия пройдут в октябре. Издаем несколько книг. Первая - об истории вуза и его сегодняшнем дне, где будут освещены все подразделения и кафедры. Вторая книга - воспоминания наших сотрудников и их литературные сочинения (стихи, повести). Все конференции, проходящие в нынешнем году в нашем вузе, конечно, посвящены его юбилею. На октябрь к нам запланирован визит ректоров Самаркандского и Таджикского медуниверситетов - наших давних и испытанных партнёров.
Период расцвета у нас был в 1983 г., когда вуз получил орден Дружбы народов. Тогда было много бюджетных студентов, приехавших учиться в Ижевск со всей большой страны, строились новые корпуса, новые общежития. Сейчас имущественный комплекс требует ремонта и существенного обновления. К осени нынешнего года мы планируем закончить большие ремонтные работы, поставим памятник первому директору Ижевского мединститута Гавриилу Григорьевичу Стерхову - хирургу, участнику трёх войн (Первой Мировой, Финской и Великой Отечественной), организатору высшего медицинского образования в Удмуртии. Думаю, новый расцвет нашего вуза еще впереди.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru