Вы здесь

Пётр ГЛЫБОЧКО: Ассоциация ректоров – это мощный интеллектуальный ресурс

В этом году исполняется 15 лет ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», которая объединяет почти 60 медицинских университетов России и ближнего зарубежья. За это время произошло немало событий, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие медицинского образования в России. В их числе пандемия коронавируса COVID­-19, которая дала мощный импульс развитию отечественной медицинской науки. О том, какие задачи сейчас стоят перед ассоциацией, какую роль должны сыграть инновации в медицинской науке, каким будет врач будущего и зачем ведущий медицинский университет страны – Первый МГМУ им. И.М.Сеченова в этом году начнёт обучение будущих инженеров, обо всём этом мы поговорили с председателем ассоциации, ректором Сеченовского университета, академиком РАН Петром ГЛЫБОЧКО.

Объединить усилия

– Пётр Витальевич, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов действует уже полтора десятка лет. В этом году отмечаете такую дату – какие итоги подводите?

– Да, истории нашей межрегиональной общественной организации уже 15 лет. Напомню, решение о её создании было принято в мае 2008 г. министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Алексеевной Голиковой по предложению партии «Единая Россия» и лично секретаря президиума её генерального совета Вячеслава Викторовича Володина. В 2014 г. наша организация получила статус ассоциации.

Сегодня она объединяет ректоров почти 60 государственных и негосударственных образовательных организаций, ведущих подготовку медицинских кадров в России и странах ближнего зару­бежья. Это мощный интеллектуальный ресурс, который активно работает на благо развития системы медицинского образования нашей страны.

– Какую работу вела ассоциация за этот период?

– Мы работаем в тесной связке с руководством Минздрава России, помогая формировать экспертную позицию по самым разным вопросам, касающимся развития науки, медицинского образования и подготовки кадров для системы здравоохранения.

За 15 лет ассоциация провела серьёзную экспертную работу и сформировала предложения по широкому спектру деятельности медицинских вузов. Например, нами был рассмотрен и представлен в Минздрав России ряд стратегических программных документов, определяющих концептуальные направления развития непрерывного медицинского образования, системы аккредитации специалистов в сфере здравоохранения, непрерывного профессионального образования преподавателей медицинских университетов.

Сегодня ассоциация оказывает своим участникам содействие в практической реализации инновационных и научных программ, приоритетных проектов, строит отношения с зарубежными парт­нёрами. Например, в рамках международного сотрудничества мы провели 6 совместных заседаний с Российско­-китайской ассоциацией медицинских университетов, на которых были проработаны вопросы объединения интеллектуального, профессионального и научного потенциалов медицинских университетов РФ и КНР, укрепления здоровья и благополучия населения двух стран.

Современные тенденции развития общества диктуют новые требования к качеству высшего профессионального образования в подготовке специалистов медицинского профиля, к личностным и профессиональным качествам выпускника. Поэтому ключевыми в нашей работе остаются вопросы стратегического развития системы высшего медицинского образования.

Ассоциацией была выработана и представлена вниманию Минздрава единая позиция ректоров медвузов относительно формирования подхода к организации и объективной оценке с помощью выработанных показателей мониторинга проф­ориентационной работы среди обучающихся, представлены критерии оценки инфраструктуры вуза и мероприятий по проф­ориентации. Подготовлены предложения по вопросу совершенствования подбора, подготовки и назначения руководящих кадров образовательных организаций высшего медицинского образования.

Важным достижением являются и подготовленные нами предложения по модернизации первичного звена здравоохранения РФ, а также развитию российских научных журналов и популяризации студенческого спорта.

Отдельно хочу отметить участие ассоциации в разработке проекта ведомственного плана «Развитие и модернизация библиотек Российской Федерации на 2022-2024 гг.» По поручению нашего учредителя рабочими группами ассоциации предложены изменения в части деятельности научно-образовательных медицинских кластеров, направленные на сохранение имеющегося состава вузов-участников и расширение межведомственного взаимодействия.

Курс на исследования

– Сеченовский университет – единственный российский вуз, вошедший в ТОП-250 самого авторитетного мирового рейтинга QS по направлению «Медицина». Делитесь своими передовыми практиками с коллегами?

– Разумеется, все лучшие практики, которые мы создаём и внедряем в работу университета, сразу транслируются профессиональному сообществу. Сейчас у нас запущена трансформация образовательного процесса. И речь не просто о новых методиках и программах обучения, а о глобальном переосмыслении самих подходов к подготовке современного врача.

Профильное сообщество сегодня занимает единую позицию: от того, как вузы смогут адаптироваться к современным вызовам, будет зависеть и технологический суверенитет нашей страны в сфере медицины, биологическая и лекарственная безопасность.

Трансформация Сеченовского университета направлена именно на это. Основным видом деятельности становится исследовательская. И в рамках этого направления разработаны и внедрены уникальные и уже показывающие эффективность практики в образовательном процессе и в сфере исследований.

– Исследовательская, а не образовательная, как было принято считать?

– Да, именно исследовательская деятельность сегодня имеет первостепенное значение для подготовки медицинских кадров. Мы становимся исследовательским университетом мирового уровня и именно в такой форме видим развитие современного образования: университет с максимальной концентрацией талантов, ресурсов и эффективной системой управления.

В университете действует более 30 научных лабораторий. Благодаря поддержке Минздрава России создано мощное научное ядро – Научно-технологический парк биомедицины, в состав которого входит 8 институтов: молекулярной, регенеративной медицины, бионических технологий и инжиниринга, персонализированной онкологии, молекулярной тераностики, компьютерных наук и математического моделирования, трансляционной медицины и биотехнологий, персонализированной кардиологии. Работают более 590 докторов и 1100 кандидатов наук, 120 кафедр и 25 научно-образовательных центров. По данным международной базы SCOPUS, за 2018-2022 гг. сотрудниками университета опубликовано свыше 17 тыс. научных публикаций – это самый большой показатель среди университетов Минздрава России.

Иными словами, у нас созданы все возможности для занятия наукой, прорывных исследований и вовлечения в этот процесс обучающихся.

Врачи будущего

– В чём уникальность новых образовательных программ?

– Все они содержат новые методики и подходы к обучению студентов. У нас обучается свыше 19 тыс. студентов из более чем 90 стран мира. Они получают образование по 235+ образовательным программам, включая 16 уникальных программ магистратуры и 80 научных направлений аспирантуры.

Сегодня мы готовим качественно нового выпускника с опережающим набором компетенций, которые сформируют его как «универсала-исследователя». Для этого разработана уникальная концепция образовательных программ, в основе которой лежит новое «образовательное ядро» для медицинских специальностей. Его ключевыми модулями являются «Науки о жизни» и «Исследования и инновации», которые аккумулируют в себе научно-исследовательскую повестку, а также представляют мировые тенденции медицинской науки и практики.

На сегодняшний день мы готовим качес­твенно нового выпускника с опережающим набором компетенций, которые сформируют его как «универсала-исследователя».

Симбиоз работы «ядерных программ» и деятельности Института научных тьюторов, который мы формируем в настоящее время, позволит студентам уже со 2-го курса включаться в деятельность исследовательских групп, работающих в университете в рамках приоритетных научных направлений.

Немаловажным для развития медицинского образования является и возможность для студентов выбора наиболее подходящей образовательной траектории. Мы реализуем и этот подход. Для создания комфортных условий для талантливой молодёжи, передовых исследователей и предпринимателей уже в этом году у нас появятся модели индивидуальных образовательных траекторий. На выбор студентам будет предложено два направления – исследовательское и предпринимательское. Создаём дополнительные стимулы для вовлечения обучающихся в исследовательские проекты. Например, вводим должность стажёра-исследователя, которая обеспечит материальную поддержку их работы в проектах.

В рамках такой работы ранее был пересмотрен портфель образовательных программ с учётом восполнения дефицита компетенций по интегрирующимся в медицину отраслям, в том числе и цифровым. Например, новый проект «Цифровые кафедры», который реализуют участники «Приоритета 2030», представляет уникальную возможность получить дополнительную квалификацию студентам, чьё основное образование не связано с программированием и IT-разработками. Каждый третий студент у нас уже получает новые компетенции в области информационных технологий, которые разрабатываются совместно с нашими индустриальными партнёрами и отраслевыми экспертами.

Иными словами, мы готовим выпускника, обладающего компетенциями врача-исследователя, специалиста по охране здоровья, которому сможем доверить здоровье нации. Наши новые молодые кад­ры будут создавать передовые технологии в области наук о жизни и качественно менять российское здравоохранение.

Драйверы развития

– В вузе появилась новая специальность – «медицинский инженер», набор на которую у вас стартует в этом году.

– Да, мы разрабатываем новые программы подготовки специалистов, уникальные для медицинских вузов. Одно из направлений – подготовка медицинских инженеров. Медицинский инженер – это кроссфункциональный специалист, работающий над новыми технологиями в сфере медицинской техники и способный создавать новые рынки в сфере биотехнологий. Это визионер и биодизайнер, меняющий социальное пространство с учётом передовых идей здоровьесбережения, корпоративного здоровья и урбанистики. Наш медицинский инженер будет обладать знаниями в области анатомии человека и инженерии и сможет говорить с врачами на одном языке.

– Таких специалистов вы будете готовить сами или привлечёте партнёра?

– В университете работает передовая инженерная школа, которую мы создали в партнёрстве с акционерным обществом «Русатом РДС»​ – отраслевым интегратором госкорпорации «Росатом» в области производства техники, электроники и специализированного медоборудования. Наша большая инженерная задача – обеспечить условия для технологической независимости, увеличить долю отечественных разработок на рынке медицинских изделий до 80% к 2030 г.

Также наша цель – развить «сквозные» цифровые технологии в области здравоохранения.​ Передовая инженерная школа выступает драйвером и инфраструктурной основой взаимодействия междисциплинарного академического сообщества, высокотехнологической индустрии и практического здравоохранения.​ Мы реализуем синергетический эффект 3 ​ключевых направлений университета – биомедицины, инженерных технологий и клиники. В этой цепочке передовая инженерная школа отвечает за технологичес­кую составляющую.

– Другие индустриальные партнёры готовы включаться в исследовательскую повестку университета?

– Не просто готовы, а активно включаются. Мы работаем с крупными российскими компаниями практически по всем направлениям исследований. Например, вуз входит в пятёрку лидеров в России по объёму клиничес­ких испытаний лекарств, с нами сотрудничают все крупнейшие производители – Р-фарм, Генериум, ХимРар, Биокад, Фармасинтез, Промомед, Нанолекс, Сотекс, Петровакс и др.

Недавно мы прошли аккредитацию на проведение клинических испытаний медицинских изделий для оценки их безопасности. Это открывает новые возможности для прихода к нам как российских, так и зарубежных партнёров.

Ведутся фундаментальные исследования в сфере молекулярной и регенеративной медицины, биоматериалов, микрофлюидных технологий, создания цифровых двойников органов и патологий, разрабатываются передовые методы диагностики и раннего выявления заболеваний и другие направления передовой науки. Сегодня наш вуз – один из лидеров в России по количеству публикаций в области трёхмерного биопринтинга. И хочу особо подчеркнуть, что все наши исследования и разработки ориентированы на решение актуальных задач медицины и нацелены на дальнейшее внедрение в клиническую практику.

Это только некоторые из приоритетных направлений работы по трансформации университета. У нас идёт и реализация стратегичес­ких проектов, и развитие образовательных информационных платформ, продолжается активная цифровизация образовательного процесса.

Считаю, что реализация этих принципов подготовки создаст эффективную непрерывную научно-образовательную систему, отвечающую на новые вызовы и задачи развития нашей страны.

На фото: Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов работает в тесной связке с руководством Минздрава России

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru