21 декабря 2024
РНИМУ им. Н.И.Пирогова стал пилотным медицинским вузом, где стартовал новый образовательный модуль
С 1 сентября 2023 г. в образовательные программы 126 вузов и одного колледжа страны включён новый модуль «Обучение служением».
Эта образовательная программа была разработана по поручению Президента РФ Владимира Путина, который на заседании Государственного совета России, посвящённом молодёжной политике, в декабре 2022 г. отметил:
«Нужно создавать условия, при которых студенты колледжей и вузов могли бы проходить учёбу и практику в волонтёрских центрах, благотворительных фондах, социально ориентированных некоммерческих организациях. Приобретать опыт гражданской ответственности и солидарности».
Фактически было предложено объединить образовательный процесс и практику в различных благотворительных фондах и социально ориентированных некоммерческих организациях (НКО), чтобы студенты могли получать одновременно и академические знания, и профессиональный опыт в реальной жизни, решая социально значимые задачи.
Главные действующие лица программы «Обучение служением» – ребята, стремящиеся изменить мир вокруг в лучшую сторону, и НКО, с которыми они могут совместно организовывать социальные проекты. Благодаря такому взаимодействию у студентов появляется возможность уже в процессе обучения пробовать себя в профессиональной деятельности, а у некоммерческих организаций – решать задачи, на которые не всегда хватает времени, компетенций, ресурсов или сотрудников.
Стратегия winwin
На первый взгляд, новая программа напоминает движение добровольцев, которое сегодня очень хорошо развивается в стране.
В 570 российских вузах созданы волонтёрские центры, 30% студентов вовлечены в добровольческие практики, 300 высших учебных заведений учитывают этот опыт при поступлении ребят. Вклад волонтёров в решение проблем общества значителен и оценивается весьма продуктивно. По данным ВЦИОМ, волонтёрские организации обладают очень высоким уровнем доверия россиян. Не все общественные и государственные институты обладают им. То есть планка взята высокая и она удерживается, что требует большой ответственности. Однако речь сегодня идёт не только о волонтёрстве, но и об общественном призвании, социальном эффекте, пользе, которую можно принести обществу.
Любому студенту хочется погружаться в свою будущую профессию. Но не только штудируя учебники, а изучая жизнь, сталкиваясь с реальными проблемами. Новый модуль призван помочь молодому человеку ещё на 13м курсах соприкоснуться и со своей специальностью, и с социальным эффектом.
Неслучайно в названии программы первым стоит слово «обучение». То есть студент учится в рамках своей профессии приобретать профессиональные знания, опыт, практиковаться. Также он развивает важные надпрофессиональные навыки XXI века, которые работодатель учитывает не меньше, а, может быть, даже больше, чем «твёрдые» навыки и диплом. О чём речь? Перечислим: это критическое мышление, умение работать в команде и решать разные задачи, стрессоустойчивость, лидерство, ответственность, эмпатия. Всё это не может сформироваться, когда студент просто сидит на паре. Это формируется через практику, реальный процесс, взаимодействие с людьми, командную работу, общественный опыт.
Другой немаловажный элемент программы – формирование высокого уровня социальной ответственности, воспитание гражданственности. Когда студент из пассивного наблюдателя становится активным участником изменений, их актором, возглавляет процесс. Ещё одна важная задача – обучение проектному мышлению.
Например, в рамках известной программы «Стартап как диплом» люди учатся по предпринимательским и экономическим направлениям и не пишут 200страничные талмуды в качестве дипломной работы. Они уже зарабатывают деньги, создают рабочий бизнес и тем самым доказывают, что полученные в вузе знания востребованы обществом. Такие люди приходят с уже готовым продуктом и защищают его.
В программу «Обучение служением» закладывается похожий принцип. «Мы предложили главе государства, чтобы в рамках «Обучения служением» по аналогии можно было получить диплом. Он нас поддержал, поэтому в эту программу «зашита» такая опция, и университеты сегодня могут предлагать студентам, участвующим в ней, получить диплом за свой проект», – отметил на форуме социального призвания председатель Комитета Государственной Думы РФ по молодёжной политике Артём Метелев.
Таким образом, если студент реализует социальный проект, он уже доказал свою эффективность и востребованность. Когда есть конкретные люди или организации, которым такая помощь оказана, и её можно посчитать, оценить, у обучающихся появляется возможность продемонстрировать, что эти знания применяются на практике, и защитить диплом.
Полезные примеры
Недавно в Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И.Пирогова состоялась панельная дискуссия на тему «Обучение служением как составляющая современного медицинского образования». Важно отметить, что у Второго меда богатый опыт взаимодействия с НКО: в частности, вуз давно работает с такими общественными организациями, как Фонд борьбы с инсультом «ОРБИ», движение «Волонтёрымедики», Российский Красный Крест и многими другими. На встрече выступили эксперты, которые рассказали о целях и задачах программы «Обучение служением», её значимости для социально ориентированных некоммерческих организаций и самих студентов. По мнению выступавших, это давно назревшая программа. На конкретных примерах они рассказали, насколько она полезна для самих НКО, молодёжи, общества в целом. Модератором дискуссии стал первый проректор – проректор по стратегическому развитию РНИМУ Георгий Надарейшвили.
«Конечно, во многом благодаря волонтёраммедикам и РНИМУ у нас появилась программа «Дети на защите взрослых», в рамках которой на уроках в школах мы рассказываем, что такое инсульт, как его предотвратить, какие вредные привычки к нему ведут. Для нас очень важно, что это делают именно студенты, которые ближе всего к школьникам. Всегда важна обратная связь. Подойдёт ли это юному поколению? В какой форме надо подавать информацию? Мы стараемся, чтобы это не было нудной лекцией, а было бы классно, модно», – сказала директор по развитию Фонда борьбы с инсультом «ОРБИ» Екатерина Милова.
«Сотрудничество с некоммерческими организациями позволяет попробовать себя в чёмто новом. Это касается дел pro bono (ради общественного блага), которые выполняются профессионально. Например, это может быть чтото творческое: дизайн, фотография… Благодаря сотрудничеству с НКО есть возможность пробовать и «прокачивать» очень разные компетенции», – добавила она.
Ещё один вопрос, который затронули эксперты: в чём смысл для человека, получающего образование, идти в социальную организацию или фонд?
«Во Втором меде мы транслируем модель образования как некую совокупность знаний и навыков, состоящую, разумеется, из учебного плана, в рамках которого вы осваиваете дисциплины и идёте по определённой образовательной траектории, изучая предметы, сдавая зачёты. Если мы обратимся к определению слова «образование» в словаресправочнике, к философии, цитатам великих, то везде это передача не только знаний, но и опыта, культурной нормы, традиций. Всё это невозможно уместить в образовательную траекторию и учебный план. Именно потому в нашем университете так широко представлена внеучебная деятельность», – подчеркнула проректор по молодёжной политике РНИМУ Владислава Белякова. Она уверена, что у выпускников медицинского вуза обязательно должен быть общественный опыт.
«Мы издавна партнёрствуем с некоммерческими организациями для того, чтобы точек соприкосновения с опытом, передачей культурных ценностей у вас точно было достаточно и вы могли, участвуя в деятельности как внутри университета, так и в наших партнёрских организациях, получать действительно полноценное образование. То есть на практике приобретать те компетенции, знания и нормы, которые вам 100% будут нужны на выходе, когда вы станете специалистами. У вас должен быть определённый жизненный опыт, бэкграунд, багаж, который сильно и качественно отличает вас от выпускников других вузов. Мы это мониторим и регулярно получаем обратную связь, что наши обучающиеся и выпускники на голову отличаются от обучающихся и выпускников других вузов», – отметила В.Белякова.
Конструкторы будущего
Следующий вопрос, который обсудили эксперты, – насколько раннее включение в создание социально значимых проектов и социальную деятельность важно для студентов.
«Обучение служением» – это серьёзная программа, которая, помимо помощи здесь и сейчас, помощи практическому здравоохранению, даёт возможность побыть конструктором чегото большого, что в дальнейшем повлияет на судьбу многих людей, – рассказала председатель Всероссийского общественного движения «Волонтёрымедики» Анастасия Зацепурина. – Например, мы осуществляем свою деятельность по концептуальным программам, методическим рекомендациям. Всегда даём базу, с которой работают наши волонтёры и региональные отделения. Это всегда серьёзная подготовка. Ребята проходят обучающие курсы, записанные ведущими специалистами. Мы снабжаем их необходимыми методическими материалами, они их изучают и только после этого идут к благополучателю».
Но, по словам эксперта, существуют вызовы современности, в рамках которых молодёжь могла бы помочь найти новые решения. Например, есть задача: информировать как можно большее количество населения о том, что заботиться о своём здоровье нужно вовремя, важно своевременно проходить диспансеризацию, профилактические медицинские осмотры. Представители движения «Волонтёрымедики» разработали федеральную программу, но она на данный момент может быть неактуальна или, допустим, содержать в себе не совсем новые подходы к решению этой проблемы. Здесь важно отметить, что студентов никто не оставит один на один с её решением, подскажут и поддержат.
«У вас есть инструмент в лице профессорскопреподавательского состава. Со своей стороны мы тоже готовы включаться в процесс решения данной социальной задачи, чтобы вовремя, допустим, сказать, что мы это уже пробовали и это не совсем эффективно. Однако есть классное исследование, познакомьтесь с ним, возможно, оно поможет сформулировать решение этой социальной задачи более качественно, и которое действительно можно реализовать на территории всей страны с привлечением большего числа волонтёров и медицинских работников, и наша деятельность была бы ещё более полезной», – сказала А.Зацепурина.
В рамках дискуссии говорилось не только о поддержке в развитии и масштабировании проектов, но и о расширении профессиональных связей, возможностях социального и карьерного лифта и, конечно, о важности собственного портфолио с включением в него социально значимых проектов.
«В рамках такой работы вы не просто читаете лекцию или идёте помогать. Вы являетесь конструктором в решении задачи, «прокачивая» тем самым важные навыки проектирования, атлетического, гибкого, критического мышления и всего того, что сейчас очень нужно на рынке труда. И это, безусловно, сделает вас более компетентным и конкурентоспособным сотрудником при трудоустройстве», – заключила А.Зацепурина.
Совместное усилие – усилие каждого
В ходе встречи говорилось о важности и необходимости решения социальных проблем параллельно с государством силами НКО.
«Мы позиционируем себя как вспомогательная организация, никак не конкурируем с государством, не идём вразрез с ним, а именно помогаем. У нас огромная страна с большими проблемами, существуют «слепые зоны», где как раз есть возможность помогать. Если мы говорим о какихто государственных процессах, то они чаще всего связаны с бюрократией. Существуют проблемы, которые нельзя решить быстро ввиду отсутствия необходимых документов. И здесь можем предложить быструю помощь как по их восстановлению, так и, например, по решению определённого кейса для конкретного человека», – рассказала руководитель академии Красного Креста РНИМУ им. Н.И.Пирогова Екатерина Сильченко.
В то же время участников дискуссии интересовало, насколько реально сегодня помочь людям, не обращаясь напрямую в какойто государственный орган власти. Можно ли, видя определённую проблему, решить её усилиями одного человека, а не большой институциональной машины?
«Нам очень важно жить в системе и осознавать, что мы можем вести свою деятельность и в целом индустрию к большим изменениям только совместными усилиями. Совместное усилие – это усилие каждого из нас понемногу в конкретной помощи, но в едином порыве и, самое главное, в едином направлении мысли», – акцентировала Е.Сильченко. Также она отметила, что оказывать помощь важно правильно и этому необходимо учиться.
В ходе дискуссии был поднят ещё один важный вопрос: в чём заключается различие в компетентностном профиле между человеком, который лишь один раз поучаствовал в волонтёрской акции, и тем, кто включится в полноценное социальное проектирование и будет заниматься решением какихто глобальных проблем.
«Участвуя в разовой акции, вы, как правило, не обозначаете своей субъектности. То есть приходите и выполняете определённую функцию, которая вам задана. Это заданная траектория, – отметила В.Белякова. – Когда мы говорим о программе «Обучение служением» и социальном проектировании, то они как раз предполагают субъектность, когда вы берёте амбицию и готовы предложить идею. Причём её реализует не ктото за вас, именно вы готовы вложиться в её проработку, довести до конечного результата, до продукта, который получат благополучатели, что облегчит их жизнь. В моей конфигурации важна именно такая проактивность и решение вписаться в историю, которая подразумевает некие обязательства перед воплощением идей от замысла до реализации».
В заключение встречи эксперты отметили, чем же волонтёрство отличается от «обучения служением». Если кратко: волонтёрская деятельность ситуативна, а модуль «обучение служением» носит системный характер, встроен в учебную программу, его образовательный результат оценивается. Участники встречи особо подчеркнули значимость факторов системности и устойчивости в социальном служении.
Александр МЕЩЕРСКИЙ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru