Вы здесь

Приняли и забыли?

Давно стали очевидными странности правоприменительной практики. Есть федеральные законы, которые вроде бы приняты для решения важной задачи по здоровьесбережению нации, но реализовать их либо изначально невозможно, либо никто и не пытается это делать. Например, федеральный антитабачный закон N15 от 2013 года нарушается на каждом шагу: любая остановка общественного транспорта, платформы железнодорожных станций, подъезды жилых домов как были, так и остаются местами для курения. Так же незаметен результат действия поправок, которые внесены Госдумой в этот закон в апреле 2023 года и запрещают рекламу вейпов, а также их продажу несовершеннолетним. «Парящих» и курящих подростков не становится меньше, скорее наоборот. При этом антирекламы потребления никотинсодержащей продукции не появилось вообще. 

По просьбе «МГ» ситуацию прокомментировал заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья кандидат медицинских наук Алексей Куринный:   

- Согласен, правоприменительная практика - главный критерий состоятельности любого нормативного акта. Сам неоднократно видел, что магазины, торгующие вейпами, не соблюдают установленные правила: открытые прилавки, яркая неоновая реклама товара, хотя всё это уже запрещено законом. На мой официальный запрос в надзорные органы пришёл ответ, что там руководствуются Постановлением Правительства России N336, согласно которому запрещено проводить внеплановые проверки предприятий торговли без серьёзных оснований, которыми являются смерть покупателя либо причинение тяжкого вреда его здоровью. В крайнем случае внеплановая проверка возможна по прямому решению Президента, Председателя Правительства России или его заместителей, прокурора.

Я уже несколько раз выступал по этому поводу на разного рода заседаниях и личных встречах с чиновниками, предлагал снять мораторий на проверки торговых точек и производственных площадок, товары или услуги которых так или иначе связаны с возможным причинением вреда здоровью людей и экологии.  Есть основания надеяться, что соответствующие изменения, касающиеся алкоголя и табака, будут приняты. В целом же действительно - защита интересов предпринимателей и забота о доходах бюджета в этом плане часто первостепенны. 

Также мне не понятна логика непоследовательных решений: декларируем борьбу с пьянством и стремление к оздоровлению населения, в то же время  вновь разрешаем продажу пива на стадионах, и часть депутатского корпуса активно поддерживает данное предложение. И это на фоне роста потребления алкоголя в стране по итогам 2022 года и фактического  отсутствия социальной рекламы о вреде алкоголя, курения, энергетиков,  неправильного питания, низкой физической активности.

Медицинская социальная реклама практически исчезла, если не считать картинок на пачках сигарет, на которые уже никто из курильщиков не обращает внимания. Реклама вейпов, энергетиков и безалкогольного пива есть, а антирекламы этих товаров нет. Реклама безрецептурных препаратов приобрела невиданные масштабы, а контр-рекламы о вреде самолечения что-то не видно.

Эту работу необходимо возрождать, причём, на том языке и в тех формах, которые «зайдут» молодёжи и подросткам. А заниматься социальной рекламой в сфере охраны здоровья должны не структуры, подконтрольные какому-либо чиновничьему ведомству, а общественные организации, выигрывая соответствующие гранты.  
 
Елена БУШ,
обозреватель «МГ»

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru