Вы здесь

Так ли уж безобидна «абсолютная сумма»?

Известные федеральные законы (№ 95-ФЗ 2003 г., № 131-ФЗ 2003 г., № 122-ФЗ 2004 г.) обусловили необходимость принятия ряда законов на уровне субъекта Российской Федерации. Так, в Хабаровском крае приняты законы и нормативно-правовые акты, определяющие, в том числе, оплату труда работников учреждений здравоохранения региона. Законом «Об оплате труда работников государственных учреждений Хабаровского края» № 326 от 30.11.05, постановлением правительства Хабаровского края № 51-пр от 13.04.06 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края» медицинским и фармацевтическим работникам были установлены процентные надбавки к окладу за продолжительность непрерывной работы, а также 25-процентное повышение окладов за работу на селе. Эти выплаты определялись по аналогии с действующим приказом Минздрава России № 377 от 15.10.99, применяемым для организаций здравоохранения с финансированием из федерального бюджета.

Согласно части 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 того же кодекса предоставляются дотации из федерального фонда финансовой поддержки регионов, размеры оплаты труда не могут превышать установленные для соответствующих работников федеральных государственных учреждений. Чтобы привести действующую систему оплаты в соответствие с федеральным законодательством и требованиями Бюджетного кодекса, местные парламентарии в конце ушедшего года рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона «О признании утратившим силу решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 14 мая 1993 г. «О бюджетной системе края на 1993 г. и итогах исполнения за 1992 г.» и о внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края».

Упомянутый законопроект предполагает замену ежемесячных процентных надбавок к тарифным ставкам (окладам) за продолжительность непрерывной работы в государственных учреждениях бюджетной сферы и 25-процентное повышение окладов и тарифных ставок специалистам, работающим на селе, ежемесячным денежным вознаграждением за продолжительность непрерывной работы и надбавки за работу в сельской местности в абсолютной сумме, определяемой правительством края.

Размер заработной платы работников учреждений бюджетной сферы на момент введения в жизнь законопроекта сохраняется, поскольку им предусматривается, что «если при установлении условий оплаты труда в соответствии с настоящим законом размер заработной платы работника краевого государственного или муниципального учреждения, оплата труда которого осуществляется за счет средств краевого бюджета, окажется ниже размера заработной платы, установленного на день вступления в силу настоящего закона, такому работнику за время его работы в данном учреждении в той же или более высокой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате, если снижение заработной платы не явилось результатом аттестации работника или перевода на другую должность».

На первый взгляд кажется, что все правильно, «пострадавших» нет. Но так ли уж безобидна «абсолютная сумма»?

Возьмем, к примеру, расчет заработной платы операционной медицинской сестры Н-ской центральной районной больницы, которая работает только на одну ставку. Ее оклад определяется по 9-му разряду Единой тарифной сетки с 25-процентным повышением за работу в сельской местности и равен 2847 руб. 99 коп. Исходя из этого повышенного оклада, начисляется 15-процентная надбавка за непрерывный стаж работы и 15процентная за работу во вредных условиях труда. Итоговое начисление заработной платы с учетом 30-процентной «дальневосточной» надбавки и 30-процентного районного коэффициента составляет 6607 руб. 33 коп.

При новом порядке расчета заработной платы оклад изначально определяется без повышения и соответствует 9-му разряду ЕТС 2278 руб. 39 коп. Начисляется 15% за работу во вредных условиях труда и ежемесячное денежное вознаграждение за продолжительность непрерывной работы в абсолютной сумме, но равное 30% от оклада 683 руб. 52 коп. Итоговое начисление заработной платы с учетом 30-процентной «дальневосточной» надбавки и 30-процентного районного коэффициента 6470 руб. 17 коп., то есть на 123 руб. 16 коп. меньше первоначального. Вместе с тем, согласно законопроекту, «до возникновения у работника права на получение более высокой заработной платы вследствие ее повышения (индексации) в установленном порядке или назначения на должность с более высокой заработной платой» будет выплачиваться разница в заработной плате, то есть работник до определенного момента в заработной плате ничего не теряет.

В сентябре 2007 г. в соответствии с планами Правительства РФ предстоит повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 15%. При действующей системе оплаты труда у операционной медицинской сестры начисленная заработная плата составила бы 7598 руб. 45 коп. Однако же в законопроекте индексация надбавок в связи с повышением заработной платы не предусматривается, поэтому в сухом остатке «сестричка» получит на руки 7099 руб. 47 коп. Таким образом, фактическое повышение ее заработной платы произойдет на 7,4%.

Арифметика проста. И на первый взгляд не настолько уж существенна разница, если не считать того, что большая часть врачей-специалистов и медицинских сестер вынуждена подрабатывать частыми дежурствами, дополнительной полставочной работой в поликлинике или стационаре, и, следовательно, фактически недополученные суммы значительно выше «запланированных» властью.

Правомерны вопросы: если у работников учреждений здравоохранения федерального и краевого подчинения идентичная система оплаты труда, стоит ли городить огород? Почему темпы повышения уровня реальных зарплат у бюджетников в Хабаровском крае могут существенно отставать от предусмотренных Правительством РФ? У медицинских работников и без того с 2007 г. де-факто отменена материальная помощь в размере должностного оклада без перспективы восстановления. Может быть, лучше воздержаться от выплат в абсолютных суммах до внедрения отраслевых систем оплаты труда?

Эти вопросы были озвучены 15 февраля 2007 г. на заседании Хабаровской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В информации Правительства Хабаровского края отмечалось, что среднемесячная заработная плата в 2006 г. с учетом выплат по Национальному проекту «Здоровье» в 2006 г. составила 11 450 руб. в городе и 11 629 руб. в сельской местности. Возможно, абсолютные цифры и впечатляют. Только вот в рамках приоритетного проекта более трети медицинских работников доплаты не получают, и чтобы достичь таких цифр заработной платы, медикам нужно работать как «многостаночникам» и днем и ночью, практически не выходя из лечебного учреждения.

Между тем существуют «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 г.», разработанные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений». В этих рекомендациях сказано, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении систем оплаты труда не могут допускать ухудшения ранее установленных на региональном и муниципальном уровнях условий оплаты труда».

Не в меньшей степени впечатляет и то, что расходы на дополнительные выплаты в 2007 г. составят 2821 млн. руб., в том числе на 15-процентную индексацию с 1 сентября текущего года 125 млн. руб. для 84,1 тыс. работников учреждений бюджетной сферы. Если обратиться к ранее приведенной арифметике, то только на медицинских работниках в бюджете можно существенно «сэкономить».

Комментарий

Суть проблемы в том, что в современных условиях разграничения полномочий органов управления разных уровней в части определения условий и размеров оплаты труда работников бюджетной сферы правовой механизм исчисления заработной платы на основе Единой тарифной сетки фактически отменен, но иного единого механизма в отрасли пока не разработано.

Необходимо также иметь в виду, что новый Трудовой кодекс РФ внес принципиальные изменения в правовую базу исчисления заработной платы в бюджетной сфере и в качестве гарантий предусматривает фактически только базовые оклады по различным профессионально-квалификационным группам, а также минимальные размеры и условия повышения заработной платы работников, занятых на работах с тяжелыми, опасными для здоровья условиями труда.

Вместе с тем очевидно, что стандарты предоставления медицинских услуг не могут быть реализованы без единых стандартов по оплате труда специалистов, учитывающих не только специфику их деятельности, но и их квалификацию, условия труда.

С нашей точки зрения, эти основные принципы должны быть заложены в системе оплаты труда работников здравоохранения, которая сейчас разрабатывается Минздравсоцразвития России для учреждений федерального подчинения, а в последующем они должны быть рекомендованы и для применения на местах.

К сожалению, мы вынуждены сегодня констатировать, что разработка этой правовой нормативной базы значительно отстает от требований времени. До сегодняшнего дня не принято постановление Правительства РФ, регламентирующее основные концептуальные подходы по совершенствованию порядка исчисления заработной платы работников бюджетной сферы. Это, соответственно, сдерживает конкретную работу по созданию отраслевой системы оплаты труда работников здравоохранения пока в стадии разработки и согласования процесс определения основных профессионально-квалификационных групп работающих в отрасли и разработки механизмов дифференциации в уровнях заработной платы по этим группам.

Необходимо также иметь в виду, что введению новой системы оплаты труда должна предшествовать разработка целого пакета нормативных документов, в том числе квалификационные характеристики, профессиональные стандарты, что, естественно, потребует значительного времени.

В этой связи признано целесообразным рекомендовать субъектам РФ и муниципальным образованиям сохранить на 2007 г. Единую тарифную сетку как основной механизм исчисления заработной платы работников бюджетной сферы, а также ранее установленные на федеральном уровне порядок и условия применения выплат компенсационного и стимулирующего характера, что зафиксировано в Единых рекомендациях Российской трехсторонней комиссии, утвержденных 20.10.06 (протокол № 9).

Вместе с тем, согласно все тем же «Единым рекомендациям...», «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении систем оплаты труда не могут допускать ухудшения ранее установленных на региональном и муниципальном уровнях условий оплаты труда, в том числе снижать размеры индексации заработной платы, отменять либо уменьшать размеры надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат работникам, для которых в рамках приоритетных национальных проектов приняты дополнительные решения по повышению оплаты и стимулированию труда».

К сожалению, предложение профсоюзов предусмотреть индексацию фиксированных сумм ежемесячных надбавок, а также сохранение медицинским и фармацевтическим работникам процентной надбавки к окладу за продолжительность непрерывной работы и 25-процентное повышение окладов работающим на селе по аналогии с организациями здравоохранения, финансируемыми из федерального бюджета, ни правительством, ни представителями работодателей не принято.

Таким образом, тревога медиков и фармацевтов Хабаровского края вполне обоснована. Переговоры продолжатся. Но какой будет результат, покажет время.

К сожалению, этот механизм регулирования через принципы социального партнерства, предусмотренный в Трудовом кодексе РФ, оказался недостаточно эффективным. И пример Хабаровского края не единственное тому подтверждение.

В этих условиях ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ продолжает настаивать на ускорении разработки отраслевой системы оплаты труда, которая послужит правовой основой для разработки систем оплаты труда работников отрасли на местах. В январе сего года на имя министра М.Зурабова нами было вновь направлено письмо о необходимости активизации деятельности Минздравсоцразвития России по данному вопросу. С целью наиболее полного отражения интересов работников отрасли, защиты их трудовых прав внесено предложение о включении в состав рабочей группы представителей Профсоюза работников здравоохранения РФ, а также профильных специалистов Минздравсоцразвития России, органов управления здравоохранением субъектов РФ, представителей Федерального фонда ОМС, РАМН.

Для выработки наших предложений по формированию отраслевой системы оплаты труда, в том числе в условиях реформирования здравоохранения в ряде территорий в рамках пилотных проектов, планируется создание рабочей группы профсоюза. Вопрос о ее создании будет рассмотрен на заседании президиума ЦК профсоюза 1 марта с. г.

Конечно, новая система должна учитывать изменяющиеся условия организации и хозяйственной деятельности наших учреждений, в частности расширение самостоятельности руководителей учреждений при оценке результатов и качества труда работников. И конечно, система должна обеспечить повышение заинтересованности самих работников в результатах своего труда, в повышении своей квалификации. Только такой комплексный подход позволит обеспечить существенное улучшение качества оказания медицинской помощи, ведь именно такая цель должна быть достигнута в результате реформирования.

В этой связи основная цель реформирования системы оплаты труда заключается в том, что она должна обеспечить существенный рост уровня заработной платы.

Мы считаем, что назрела необходимость разработки целостной федеральной программы, определяющей кадровую политику в отрасли, реализация которой должна быть признана одним из основных направлений модернизации российского здравоохранения. Очевидно, что решать такую важную социальную проблему, как повышение престижности медицинского работника, необходимо комплексно, с участием не только организаторов здравоохранения, но и отраслевой науки, всех заинтересованных общественных организаций и, конечно, самих медиков.

Наш профсоюз готов включиться в эту работу.

 

Галина КОНОНЕНКО,

председатель Хабаровской краевой

организации Профсоюза

работников здравоохранения РФ.

Хабаровск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru