24 декабря 2024
Современное состояние здоровья населения Российской Федерации и тенденции развития отечественного здравоохранения диктуют необходимость расширения и правового закрепления содержания профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским образованием. Всё большее признание получает тот существенный вклад, который вносят они в охрану здоровья населения. Пока мы отстаем в этом отношении от развитых стран, поэтому всё более осознается необходимость поднять на современный уровень профессиональную деятельность сестринского персонала.
О проблемах и стратегии развития сестринского дела в России размышляет первый заместитель директора НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России профессор Юлия МИХАЙЛОВА.
Разработанные в 80-е годы и поныне действующие многие отраслевые документы сегодня не в полной мере отражают специфику деятельности этой группы специалистов, что считается серьезным препятствием в расширении преподавания/обучения и, соответственно, применения их профессиональных компетенций. Более того, вопросам содержания функций среднего медицинского персонала не уделялось должного внимания. А наделение дополнительными производственными обязанностями проводилось на отдельных экспериментальных площадках без последующего правового закрепления. Хотя потребности современного практического здравоохранения указывали на необходимость их расширения.
Круг же реальной работы сестринского персонала достаточно широк: уход за пациентом, оказание диагностических услуг, выполнение лечебных манипуляций, осуществление неотложной медицинской помощи, обучение пациентов и их родственников, оказание профилактических и реабилитационных услуг, осуществление мероприятий по инфекционной безопасности, подготовка рабочего места, делопроизводство, профессиональные взаимоотношения. Сегодня наиболее полно в регламентирующих документах представлена диагностическая функция, что связано с работой медицинских сестер по сбору биологического материала и подготовкой пациентов к проведению диагностических исследований. В то же время функции обучения пациентов и их родственников, выполнения профилактических и реабилитационных мероприятий, отражающие по своему содержанию основное назначение сестринской профессии, не имеют соответствующего нормативно-правового отражения.
На основе анализа фотохронометражных замеров в некоторых медицинских учреждениях была выявлена неравномерная загруженность сестринского персонала в течение одной рабочей смены и в отделениях различного профиля. А одна из главных причин утяжеления работы медицинских сестер наряду с нехваткой сестринского персонала в целом, как показали исследования, - выполнение ими работ и услуг, которые могут быть делегированы младшему медицинскому персоналу.
Но это только вершина айсберга. А если посмотреть глубже, то проблемы еще более существенные, и они складываются не в последнюю очередь от недооценки труда медсестер.
В первичном здравоохранении значительно уменьшено число кабинетов доврачебного приема; недостаточно кабинетов (отделений) профилактики. Сейчас много говорят, но плохо проработан вопрос о расширении функций медсестер в пропаганде здорового образа жизни и в работе школ по различным заболеваниям, детских медсестер в кабинете здорового ребенка, акушерок - в школе матерей. Геронтологическая помощь, где особенно востребованы медсестры, вообще вне поля зрения.
Согласно основным программным документам ВОЗ и ООН, факт постарения населения свидетельствует о высокой доступности медицинской помощи населению, что и приводит к увеличению числа пожилых людей. Однако недоучет их специфических медицинских проблем, особенно хронических инвалидизирующих заболеваний, отягощает функционирование системы здравоохранения в целом. Эти заболевания требуют решений, связанных с предоставлением услуг по реабилитации и долговременному медицинскому уходу за пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера, мультиинфарктными сосудистыми деменциями, лицами с нарушением органов чувств (нейросенсорная тугоухость, макулодистрофия), остеопорозом и его осложнениями и др. В положении о вновь создающихся центрах здоровья роль среднего медперсонала тоже недостаточно четко определена. Посмотрим на проблему с другой стороны.
В России реализуются все уровни сестринского образования - от младшей медицинской сестры по уходу за больными до менеджера с высшим сестринским образованием. Однако в вопросах подготовки и в особенности последипломной подготовки специалистов есть ряд проблем. Несовершенство существующей системы повышения квалификации (1 раз в 5 лет, отрыв от рабочего места на время обучения) тормозит непрерывность профессионального развития. Существующая система обязательного последипломного образования зачастую приводит к неравенству между теми специалистами, для которых курсы повышения квалификации легко доступны, и теми, кто живет и работает в более изолированных условиях. Посменная работа также становится ограничивающим фактором для всех специалистов, независимо от месторасположения их практики, не позволяет обеспечить своевременное и качественное повышение уровня профессиональной квалификации.
Препятствием для непрерывного профессионального развития сестринских кадров является и то, что официально не признаются такие формы повышения квалификации, как участие в образовательных мероприятиях, проводимых участниками рынка образовательных услуг, с целью получения необходимых для эффективной деятельности знаний и навыков; самообразование; научно-практическая, публицистическая, учебно-методическая, нормотворческая деятельность.
Недооценивается роль выпускников ВСО как организаторов деятельности среднего медицинского персонала в ЛПУ.
И конечно же, препятствием считается отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Ранее действовал приказ Минздрава России № 249 от 19.08.1997 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» (в редакции № 18 от 19.01.1999, № 33 от 06.02.2001, № 197 от 14.05.2003), который содержал положения о специалистах со средним медицинским образованием и их квалификационные характеристики. Теперь приказом № 165 от 07.04.2008 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации» он отменен.
В результате мы пришли к тому, что имеем ситуацию, когда практически по всем специальностям среднего медицинского и фармацевтического образования в сфере российского здравоохранения отсутствуют квалификационные характеристики, определяющие и разграничивающие сферы их профессиональной деятельности.
Если обратиться к госпитальной помощи, то здесь роль сестринского персонала традиционно недооценена в выполнении медицинских стандартов, особенно в новых технологиях, где их функции изначально можно заложить шире.
А возьмите стационарозамещающую помощь. Мало по сравнению с потребностями домов сестринского ухода, хосписов, даже на платной основе. Хотя при сокращении коечного фонда (особенно в сельских районах) была политика превращения их в ДСУ и хосписы.
Многое объясняется отсутствием системы последипломного образования и повышения квалификации медсестер, включая дифференцированный подход для повышения квалификации среднего медперсонала, работающего в различных типах учреждений и на различных по ответственности должностях. Везде есть проблемы укомплектованности кадров, громадный недостаток младшего сестринского персонала и в то же время не разработаны методики и механизмы определения потребности, политика развития сестринского дела.
В этих условиях нужна четкая стратегия. Что предлагается?
- Сформировать систему непрерывного дифференцированного сестринского образования. Для этого утвердить систему накопительного по баллам метода повышения квалификации; пересмотреть образовательные стандарты; создать специальные программы подготовки преподавателей-совместителей из практического здравоохранения по вопросам сестринского дела.
- Для повышения роли сестринского персонала в первичной медико-санитарной помощи: расширение функций медицинских сестер в профилактической деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в организации и работе школ по различным заболеваниям, в кабинетах здорового ребенка, в школах матерей, формализация и повышение роли сестринского персонала в осуществлении гериатрической помощи. Пересмотреть и обосновать работу кабинетов доврачебного приема. Одна из задач - формирование системы критериев оценки профилактической, патронажной и реабилитационной деятельности и внесение в лицензионные требования к ЛПУ.
- Разработать профессиональные стандарты для медсестер. Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Их разработка сегодня крайне необходима для заполнения образовавшегося вакуума в определении содержания профессиональной деятельности.
- Для госпитальной помощи - разработка и внедрение стандартов сестринской деятельности, вписывающихся в общие стандарты оказания медицинской помощи. Четко нужно определить роль среднего медицинского персонала в организации и деятельности стационарозамещающих технологий (дома сестринского ухода, хосписы).
- Необходимо создание вертикали управления сестринским персоналом на всех уровнях управления - от федерального до лечебного учреждения.
- Сегодня востребованы методики оценки потребностей, обеспеченности и плана развития среднего медперсонала.
- Требуется разработать пакет нормативно-правовых документов, включающий положения о деятельности учреждений. В них должны быть прописаны и разграничены основные функции специалистов со средним медицинским образованием, определены сферы их профессиональной ответственности, рекомендации по штатному расписанию, по нормам нагрузки, типовые должностные инструкции.
В последние годы с момента проведения I съезда медсестер в рамках кандидатских и докторских диссертаций постепенно возрастает количество научных исследований по этой проблеме. Однако ощутимых результатов, повлиявших на развитие сестринского дела, пока не наблюдается. Среди многих причин неэффективного использования потенциала научно-исследовательских учреждений, высших образовательных (медицинских) учреждений следует назвать отсутствие научной специальности по сестринскому делу (большинство кандидатских работ защищается по специальности «общественное здоровье и здравоохранение»).
Актуальность описанной проблемы требует принятия комплекса мер в виде Концепции развития сестринского дела в Российской Федерации на период до 2020 г.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru