Вы здесь

Николай НЕКРАСОВ: Исчезнет русская песня -исчезнут и люди, считающие себя русскими

Если и существуют на свете волшебные палочки, то одна из них точно у Николая НЕКРАСОВА - народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, дирижера Академического оркестра русских народных инструментов когда-то Гостелерадио СССР, а ныне - ВГТРК. Вот уже 36 лет, повинуясь рукам маэстро, знаменитый оркестр творит чудеса, покоряя сердца слушателей России и мира удивительным разнообразием красок и репертуара.

- Николай Николаевич, вы с детства мечтали пойти по стопам отца и стать дирижером?


- Возможно, и существует некая предопределенность - все-таки я вырос в семье музыкантов. Отец, тоже Николай Николаевич, был дирижером оркестра Русского народного хора на Всесоюзном радио. Именно по его совету я поступил и в 1952 г. с отличием окончил музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу балалайки. На выпускном концерте в Колонном зале Дома союзов выступал с оркестром русских народных инструментов. А утром стук в дверь и повестка: срочно явиться в военкомат. А там говорят: «Молодой человек, нам сейчас музыканты не нужны, нужны летчики. Вы же комсорг курса? Надо пройти медкомиссию».

Отправили меня в Умань, что под Винницей, в военное училище летчиков-истребителей - должен был сопровождать наши первые атомные бомбардировщики. Однажды, отработав фигуры высшего пилотажа и полетев обратно, обнаружил, что самолет неисправен - прорвался маслопровод. Доложил на командный пункт, там говорят: «Прыгай!». А я вижу - аэродром уже близко. Жалко стало машину, я ослушался приказа и... благополучно ее посадил. За что и получил 10 суток.

- Ареста?!

- Нет, увольнительных - за спасение самолета. И поехал в Москву. А на обратном пути (было уже очень холодно, но мне, «сталинскому соколу», море по колено, душа нараспашку) простудился и заработал бронхит, который перешел в астму. Полтора месяца пролежал в Киевском госпитале. А там хирург был -хороший человек, Тимофеем звали, очень любил музыку и шахматы. И вот как-то за партией говорит: «Знаешь, Коля, я тебя спишу на последнюю полоску в обоз. Езжай-ка ты в свою Москву и занимайся музыкой!»

Обнялись на прощание, и уехал я домой. По приезде поступил в Гнесинский институт, а окончив его с красным дипломом, начал свою карьеру дирижера. Мне всегда везло на хороших людей. После того как в 1957 г. на Фестивале молодежи и студентов выиграл золотую медаль в конкурсе искусств, меня пригласил к себе В.Хватов - дирижер оркестра Хора имени Пятницкого. В 1959-м мы поехали в США - там проходила большая советская выставка. Были собраны лучшие творческие силы, в том числе солисты Большого театра во главе с дирижером Г.Рождественским. Однако его коллегу, дирижера засценного оркестра, за рубеж не выпустили. И тогда руководитель делегации З.Вартанян вызывает меня к себе в гостиничный номер. Захожу, смотрю - уже сидит Рождественский, а перед Вартаняном огромная стопка партитур. «Ну что, господа дирижеры, - говорит Завен Иванович, - завтра в 10 утра у вас репетиция с американским оркестром. Распределите, кто чем из этого будет дирижировать». Я остолбенел. В жизни не стоял перед симфоническим оркестром! Да и английского не знаю. Но - Родина просит...

Никогда в жизни так не боялся. И вот вошел: поздоровался, оркестранты в знак приветствия постучали смычками по пультам, и вдруг пианистка Рашель - я навсегда запомнил ее имя! - говорит: «Маэстро, я русская и могу быть переводчицей». Она меня спасла! И мы с Геннадием Рождественским успешно отдирижировали все концерты в Америке.

Не успел приехать в Москву, раздается звонок от руководителя Ансамбля народного танца СССР Игоря Александровича Моисеева: «У нас тут 10 концертов на выставке, а дирижер попал в больницу - выручите!» Выручил, затем поехали с гастролями по соцстранам, а чуть позже Моисеев пригласил в свой ансамбль. 14 лет я отдал этому коллективу, сделав не один музыкальный номер, в том числе известный «Гаучо». И когда мы вернулись из Испании, Владимир Федосеев, возглавлявший тогда Оркестр русских народных инструментов Гостелера-дио СССР, попросил меня рассказать музыкантам об этой стране, где им предстояли гастроли, а потом пригласил второй раз поехать с оркестром в Испанию. Так я стал дирижером этого замечательного коллектива и уже 36 лет им руковожу.

- За эти годы вы с оркестром исполнили более 9 тыс. произведений, сделали огромное количество радиопередач, выпустили около 50 долгоиграющих дисков, многие ваши концертные программы - сольные и с участием таких звезд, как И.Архипова, Е.Образцова, Е.Нестеренко, А.Эйзен, З.Соткилава, А.Днишев, - признаны историческими. Но неужели и за рубежом публика так же восторженно воспринимает нашу народную музыку?

- Скажу одно: нигде - а оркестр гастролировал более чем в 60 странах мира! - не встретил аудитории, которая бы не приняла нас восторженно. В той же Америке, Японии за нами просто ездили, и зачастую это была молодежь! Поразило и то, что в каждом университетском городке - а это особая структура, где есть всё для обучения, жизни и культурного развития, в том числе стадион, кинотеатр, концертный зал, - существует свой оркестр русских народных инструментов! Хотя нет ни одного русского! Вот какое уважение к нашей культуре.

- Трудно руководить таким большим коллективом? Ведь у каждого свой темперамент, подготовка...

- Нелегко, особенно сейчас. И дело не в музыкантах - они замечательные, а в отношении руководства. Один раз я уже спас оркестр от краха, когда после распада СССР Ельцин подмахнул указ о ликвидации Гостелерадио, и музыкальные коллективы - а это несколько симфонических оркестров, мы, Большой хор, другие именитые составы - стали уничтожать, словно дудаевских бандитов - другого сравнения не подберу. Мы до последнего выступали в прямом эфире, а не в записи - «вместо живого вещания», причем в любое время суток - страна-то огромная! Рассаживались в студии, зажигался сигнал «Тишина!», и диктор объявлял: «Говорит Москва. У микрофона Академический оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР». И вдруг всё исчезло.

Я пробился на прием к тогдашнему президенту ВГТРК Э.Сагалаеву, и он, сразу поняв проблему, одной фразой решил нашу судьбу: «Академический оркестр русских народных инструментов должен быть на русском телевидении и радио. Я могу изъять 3 минуты эфирного времени, чтобы ваш коллектив существовал и работал». Просто молюсь на Сагалаева - он спас оркестру жизнь.

А вот у нынешнего руководства ВГТРК мы, видно, в пасынках. Средняя зарплата - 13-14 тыс. руб. в месяц! А ведь костяк оркестра - люди семейные. И вместо того чтобы заниматься искусством, многие вынуждены подрабатывать: в ресторанах, на елках. Это сразу сказывается на атмосфере. Понимаете, оркестровый музыкант воспитывается годами. Это не виртуоз, играющий себя, а часть организма: он умеет слышать весь оркестр, свою группу и гармонично вливаться со своим голосом в единое дыхание. Тогда и возникает волшебное звучание. Но, сдается мне, настоящая народная музыка и оркестр, считающийся лучшим не только в стране, но и в мире, не ко двору телеруководству. Что ж, развалить такой уникальный коллектив - дело нехитрое, а вот чтобы возродить - годы уйдут.

- Получается, за рубежом оценивают по достоинству чаще, нежели дома?

- Совершенно верно. Сегодня наше телерадиовещание задает, увы, не ту пропаганду хорошего. Придумано какое-то жесткое определение - «коммерческое искусство». Я не понимаю этого. Искусство есть искусство, а коммерция - пусть и важная, но иная статья и принадлежать искусству не может. Немного обидно, что мы всё время киваем на Запад, а родного не бережем. А ведь если исчезнет русская песня, исчезнут и люди, считающие себя русскими. Это не значит, что надо отгородиться от мира, но брать у всех народов лучшее, а не «коммерческую жвачку». Поверьте: настоящее искусство тронет душу любого - неважно, на каком языке мы говорим, какого цвета кожа и каков политический строй в стране.

- Хотелось бы чаще выступать дома?

- Разумеется, но парадокс в том, что у нас официально лишь 6 концертов в сезоне: 4 по абонементу в Концертном зале им. П.И.Чайковского и 2 - в Светлановском зале ММДМ. И это при полном аншлаге! Всё остальное - наша личная инициатива и приглашения старых друзей. Например, Ильи Сергеевича Глазунова - недавно дали два концерта в его Картинной галерее. До чего же интересным и трогающим сердце получилось это содружество музыки и живописи! Эти замечательные картины и звучание народных инструментов так друг друга дополняли!

Очень любит наш оркестр академик Чазов. На каких только мероприятиях мы не выступали в его Кардиоцентре! Посвящения в кардиологи, юбилеи, международные конгрессы, симпозиумы... Именно там я познакомился с Кристианом Барнардом из ЮАР, впервые осуществившим пересадку сердца. Ведь Евгений Иванович - не просто кардиолог, но человек с большим сердцем, которого уважают во всем мире. Потому и круг его друзей - самая высшая категория «сердечников».

- А сами вы - дисциплинированный пациент?

- Что вы! Ужасно не люблю посещать врачей. Должно случиться что-то из ряда вон, чтобы я обратился к доктору. В детстве, конечно, нередко приходилось - много болел. Но нынче не люблю даже таблеток. Меня лечить трудно. Тем более знаю, что это такое. Я мальчишкой во время войны сначала дежурил на крыше, и на моем счету одна потушенная «зажигалка». А лет в 12, окончив вместе с дядей курсы медбратьев, стал работать в Тихвинском госпитале. У меня даже есть грамота. Госпиталь располагался в здании нашей школы. Мне попала палата с «самоварами» -людьми, у которых не осталось ни ног, ни рук. Страшная картина. И я делал им всё: перевязки, уколы вплоть до внутривенных, писал по их просьбе письма. Иногда приходилось бывать в операционной, ассистировать. Видел, как ампутируют ногу - кошмар... Поэтому к врачам обращаюсь в крайне редких случаях.

- И всё же стрессов, перегрузок у вас хватает. Есть свой рецепт «спасения»?

- Самый лучший рецепт - сразу удрать на дачу. Запереть ворота, и всё: больше мне ничего не нужно. Тишина, настоящая тишина! Прилетают синички, которых кормлю, и они меня ждут. Как только приезжаю, одна сразу на яблоню садится, заношу вещи на крыльцо - их уже две сидит, а лишь поставлю машину в гараж, собирается целая стайка - у них свой телеграф работает! Лишь насыплю в кормушку зерна, начинается такой птичий разгул - будь здоров! И это сразу снимает весь стресс.

- Ваш секрет творческого долголетия?

- О чем вы? Мне всего 77! Моим долголетием заведует исключительно Господь Бог. Сколько он отвел, столько и будет. Что бы я ни делал с собой, всё равно у каждого свои часы, которые с годами, к сожалению, делают наш путь здесь, на Земле, всё короче и короче.

- Ваши пожелания читателям?

- Самые простые: старайтесь меньше смотреть телепередачи, где показывают ужастики, слушайте хорошую музыку, больше улыбайтесь людям.

Беседу вела Валерия КОРОСТЫЛЁВА,
корр. «МГ».

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru