24 декабря 2024
В Украине в основном завершена инвентаризация сети лечебно-профилактических учреждений, и теперь есть возможность точнее определить, что мы имеем и куда двигаемся. Некоторые изменения наблюдаются в оптимизации сети, разработаны национальные и региональные программы по приоритетным направлениям развития, налажено сотрудничество с соответствующими структурами Верховной рады Украины. Но к чести руководства Минздрава, на расширенной коллегии, собравшейся подвести итоги минувшего года и определить пути на перспективу, оно не хвасталось достижениями. Присутствующие анализировали причины неудач, обсудили насущные проблемы и пути их решения. Почему медицина становится всё более недоступной для населения, особенно сельского, малообеспеченного? Что задерживает укрепление первичного звена? Что тормозит движение вперед?
Что имеем и куда идем?
Начнем с того, что есть. Имеем систему здравоохранения, всё еще не структуризированную, мало отличающуюся от прежней, «совковой», хотя времена, социально-экономические условия резко изменились и требуют нового, соответствующего подхода к организации отрасли.
Уже десяток лет ведутся разговоры о создании единого медицинского пространства, а его всё еще нет - медицина разделена между отдельными ведомствами, следовательно, и государственный бюджет разделен между ними. А спрос за все беды и неудачи - с Минздрава. Остальные как бы в стороне: Департамент по исполнению наказаний (в его составе 82 лечебных учреждения), АМН Украины (29), Минобороны (26), Минсвязьтранс, НАН Украины и пр.
Такая раздробленность «медицинских княжеств» не позволяет эффективно вести единую государственную политику в здравоохранении, отнюдь не способствует рациональному использованию имеющихся ресурсов отрасли. Что подтверждается и результатами ее деятельности. Украина более чем на 10 лет отстает от высокоразвитых государств Европы по продолжительности жизни населения, по уровню смертности, особенно людей трудоспособного возраста. Государство ежегодно теряет 250-300 тыс. человек. Уже который год смертность превышает рождаемость.
Серьезную озабоченность вызывает высокий уровень заболеваемости населения. За последние 5 лет на 23% увеличилось число онкобольных. На фоне Европы мы плохо выглядим и по распространенности ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, эпидемия которого продолжается. Более того, осложняется - становится больше больных мультирезистентным туберкулезом, лечение которого обходится намного дороже, чем обычных форм.
Но кое в чем Украина дает фору и государствам Европы - это по количеству принятых различного уровня официальных бумаг. Только за минувший год приняты 25 законов по вопросам здравоохранения, 72 Указа и распоряжения Президента Украины, 44 постановления Верховной рады, 157 распоряжений Кабинета министров. А ко всему этому бумажному валу приплюсуем еще и 832 приказа Минздрава. Не счесть разработанных программ по различным профилям медицины. Но почему неадекватен результат?
«Ржавеющие» миллионы
В среде медиков прочно утвердилось суждение, что основная причина столь малой результативности реорганизации отрасли - недостаточное финансирование. Мол, что сделаешь в условиях хронической финансовой гипоксии, когда 70% ассигнований идет на выплату зарплаты медикам, на всё остальное остаются гроши. Но как же тогда объяснить следующий парадокс: за последние 6-7 лет бюджетное финансирование возросло в 6 раз, а отдачи нет? Почему с таким трудом выделяемые государством средства уходят в песок? Чем плакаться в жилетку по поводу недофинансирования, не целесообразнее было бы наладить более хозяйственное, рачительное использование ресурсов, внутренних резервов и возможностей?
Как известно, в старые времена львиную долю государственных средств пожирали стационары, первичному звену мало что оставалось. Да, за последние годы в лечебных учреждениях сократили неработающие койки, но до конца этот процесс не довели. Больничных коек на душу населения в Украине всё еще в 1,5 раза больше, чем в государствах ЕС, зато количество коек интенсивной терапии в 10 раз меньше, чем там. Среднее пребывание больного в стационарах у нас 12,8 дня, тогда как в Европе - 9,2. А сполна ли используются возможности дневных стационаров, стационаров на дому, лечение в которых обходится намного дешевле?
В лечебных учреждениях не изжиты и факты прямого расточительства и бесхозяйственности.
Остановимся только на одном вопросе - практике закупок новой импортной медицинской техники и ее использовании. Непродуманно приобретенная аппаратура, зачастую даже не согласованная с администрацией лечебных учреждений, во многих случаях месяцами и даже годами не вводится в действие. Из закупленного в 2007 г. импортного оборудования на общую сумму 347 млн гривен 70% не использовалось еще и в 2008-м, ржавело на складах и в подвалах лечебных учреждений. Был ли хоть кто-нибудь наказан за столь вопиющую бесхозяйственность и безответственность? Да никто! Почему же «ржавели» миллионы бюджетных средств? Причины разные: в одном случае не были подготовлены помещения под новейшую тех- нику, в других - проблемы с техническим обслуживанием сложных механизмов. Так зачем же было выбрасывать миллионы гривен государственных средств на ветер? И в то же время в лечебных учреждениях только и слышишь: «Работать приходится на безнадежно устаревшем оборудовании».
А в целом...
- Сегодня ни население Украины, ни медицинские работники не ощущают, что здравоохранение является приоритетным направлением деятельности государства, - заметила в своем выступлении на коллегии председатель профсоюза работников здравоохранения Виктория Коваль. - Нынешний кризис только оголил весь пласт проблем, показал, что система охраны здоровья находится на меже полного упадка, особенно ее первичное звено.
А что на вторичном, третичном уровнях? Пациенты жалуются: врачи почему-то стали выписывать множество лекарств вместо двух-трех наименований, да сплошь дорогих, импортных. Злые языки поговаривают, что медики превратились в дистрибьюторов фармацевтических фирм и лично заинтересованы в увеличении продаж. Кое-кто их защищает: жить-то и врачам надо...
Спиной к профилактике
Как быть дальше? Что делать, чтобы, наконец, преодолеть затянувшуюся полосу неудач в реформировании отрасли?
Да хотя бы, наконец, повернуться лицом к профилактике. Предупредить болезнь - намного дешевле, - прописная истина. К этому направлению подталкивает и анализ заболеваемости в Украине. На коллегии приводились данные: 85% заболеваний - неинфекционные, приобретенные вследствие травм и нездорового образа жизни. Появилось даже понятие «поведенческие болезни», вызванные курением, злоупотреблением алкоголем, неправильным питанием, лишним весом, гиподинамией и пр. Предупреждение «поведенческих болезней» - дело каждого, но кто-то должен же нацелить на это население? Прежде всего, система здравоохранения.
Профилактика - это не только сбереженное здоровье нации, но и сэкономленные миллиарды государственных средств. И в то же время... Не один час длилось заседание коллегии, но так никто и не замолвил слово о профилактической медицине, ее коснулись лишь вскользь.
Ну никак в Украине не складывается культ здоровья, как во всех цивилизованных государствах. И, похоже, никого это не тревожит.
Платная или бесплатная у нас медицина?
Справедливости ради отметим, что в неудачах с реформированием системы здравоохранения повинен не только штаб отрасли. Есть проблемы, которые не решить силами Минздрава - мешает существующее несовершенное законодательство. Начиная с широко известной в Украине 49-й статьи Конституции Украины, декларирующей бесплатность медицинской помощи населению. В действительности же она давно уже платная. И платная в худшем варианте, поскольку государство никак не решится признать платность медицины. А тем временем каждый главврач устанавливает свою таксу; деньги пациентов, минуя налоговые органы, идут в неофициальные карманы. И больные вынуждены платить, хотя и не имеют гарантий качественной медицинской помощи.
Миллиарды гривен средств населения уплывают в сторону вместо того, чтобы способствовать подъему прохудившейся отрасли. Когда же будет, наконец, принят закон, который регламентирует переход на эффективные и прозрачные пути оплаты медицинских услуг? Кстати, до сих пор нет и нормативного акта, конкретизирующего, разграничивающего понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга». А пока страдают пациенты.
Несовершенное законодательство тормозит и оптимизацию лечебной сети. Большие надежды возлагались и возлагаются на развитие семейной медицины, и небезосновательно. В Европе услугами врачей общей практики пользуются 90% населения, в Украине - втрое меньше. Да и как может развиваться это перспективное и экономичное направление, когда до сих пор не определены статус семейного врача, не отрегулированы вопросы его взаимодействия с центральной районной больницей в сельской местности, вопросы оплаты труда, жилищно-бытового устройства. И еще о законодательстве. В течение полутора десятка лет ведутся разговоры о введении страховой медицины. В Верховной раде Украины отлеживается уже до десятка проектов закона о введении медицинского страхования, но дело не движется - этот документ будто кто-то «заказал». До сих пор нет единого мнения: какой быть страховой медицине - с обязательным государственным страхованием, бюджетно-страховой или еще какой? В последние годы об этом перестали уже говорить - все устали, даже в Минздраве.
На мажорной ноте
С заключительным словом на заседании коллегии выступил министр здравоохранения Украины Василий Князевич (13-й министр со времени обретения украинской независимости). Василий Михайлович сообщил, что работа по реорганизации отрасли продолжается. Ныне министерство разрабатывает комплексную программу структурных преобразований охраны здоровья населения на всех уровнях с изменением механизмов финансирования, стимулированием заинтересованности медработников в качественной медицинской помощи, с внедрением эффективных современных организационных и управленческих технологий. В Украине, как и в большинстве государств мира, обеспечение качества оказания медицинской помощи рассматривают как основу национальной политики в сфере охраны здоровья. И высказал мысль, что нынешний год следовало бы провозгласить годом качества оказания медицинских услуг в здравоохранении.
Что же, будем надеяться, что 2009-й действительно станет годом настоящих, а не призрачных сдвигов в реформировании отрасли.
Василий КАЛИТА, соб. корр. «МГ».
Киев.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru