25 декабря 2024
И родителям, и педагогам с незапамятных времен известно, что некоторые дети отличаются прямо-таки патологической неусидчивостью и невнимательностью. Они не способны долго оставаться на одном месте и не могут сосредоточиться не только на уроках, но и на выполнении обычных домашних обязанностей. Такие дети легко отвлекаются посторонними звуками, часто теряют свои вещи, избегают длительных усилий и постоянно что-то забывают. В общении со сверстниками и взрослыми они шумны и бесцеремонны, причем вовсе не из-за скверного воспитания или преднамеренной грубости. Естественно, что они не блещут успехами в школе и нередко требуют обучения по специальным программам.
Психологи и психиатры объясняют такое поведение специфическими аномалиями работы мозга. У этого расстройства есть множество названий, но чаще всего его именуют синдромом нарушения внимания и гиперактивности (по-английски attention-deficit hyperactivity disorder - ADHD). Его причины толком не известны, но, скорее всего, они как-то связаны с генетикой. В целом ADHD встречается у 3-5% детей, причем у мальчиков - вдвое чаще, чем у девочек. Более половины детей, у которых это расстройство проявилось в дошкольном возрасте или в младших классах, сохраняют его и в отрочестве. Нередко этому синдрому подвержены и взрослые.
История медицинского изучения гиперактивности как психического расстройства насчитывает свыше двух веков. В 1798 г. его симптомы первым описал шотландский врач Александр Кричтон, который спустя 5 лет стал лейб-медиком русского императора Александра I. К сожалению, наблюдения Кричтона не заинтересовали медиков и вскоре были забыты. Врачи всерьез занялись этой проблемой лишь в ХХ веке.
В Соединенных Штатах Америки вот уже много лет ADHD лечат психотропными препаратами из группы стимуляторов центральной нервной системы. Долгое время считалось, что эта терапия помогает примерно 80% маленьких пациентов и что ее не следует прекращать до наступления подросткового, а иногда и юношеского возраста. Эта уверенность базировалась на клиническом эксперименте, выполненном в рамках программы MTA (Multimodal Treatment Study of Children with ADHD - многофактор-ный анализ эффективности лечения детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивности). Результаты этого исследования были опубликованы в 1999 г. в декабрьском выпуске журнала Archives of General Psychiatry. Программу на этом не закрыли, она продолжалась и позже.
Эксперимент, о котором идет речь, был осуществлен во второй половине прошлого десятилетия. Его целью было выяснение, чем лучше лечить детей с синдромом гиперактивности - стимулирующими лекарствами, лекарствами в сочетании с психотерапией, одной лишь психотерапией или просто наблюдать у педиатра. 579 детей в возрасте 7-10 лет случайным образом разбили на четыре группы - по числу этих методик. Маленькие пациенты, которым в течение 14 месяцев давали психотропные препараты, к концу этого срока стали вести себя намного нормальнее тех, кого лечили одними беседами с психотерапевтом или не лечили вовсе. Интересно, что лекарства в сочетании с психотерапией давали примерно такой же лечебный эффект, как и без нее. В общем, эксперимент вроде бы доказал, что с ADHD можно справиться с помощью медикаментов. Фармацевтические фирмы, естественно, приняли эту новость на ура и стали всячески ее пропагандировать. В результате спрос на психотропные препараты против ADHD быстро увеличился. В 2004 г. на них было выписано 28 млн рецептов, а в 2007-м - около 40 млн.
Однако на этом история не закончилась. В позапрошлом году члены группы MTA впервые сообщили, что долголетнее медикаментозное лечение синдрома гиперактивности может оказаться не только ненужным, но и небезопасным. Они выяснили, что различия в поведении детей, получавших и не получавших риталин и прочие стимуляторы, с течением времени сглаживаются и сходят на нет. Оказалось также, что длительное употребление этих лекарств оборачивается задержкой физического развития. Дети, которым их назначали более 3 лет подряд, отставали от сверстников в росте на 2,5 см, а в весе - почти на 3 кг.
Теперь эти выводы подтвердила новая работа участников программы MTA, чья статья только что была выложена на сайте Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. Если верить ее авторам, поведение подростков из благополучных семей, которые прошли 8-летний курс лекарственного лечения синдрома гиперактивности, в целом мало отличается от поведения живущих в сходных условиях ровесников с таким же диагнозом, которые вообще никогда не принимали стимулирующих препаратов. Согласно новым данным, в течение первых 2-3 лет эти лекарства дают несомненный положительный эффект, однако потом он ослабевает и становится незаметным.
Вообще-то эта работа вряд ли уменьшит нынешнее всеобщее увлечение лекарствами от синдрома гиперактивности, во всяком случае в Америке. Тем не менее она может привлечь внимание родителей, педагогов и врачей и стимулировать обсуждение этой серьезнейшей проблемы с учетом новых данных. А это уже немало.
Юрий БЛИЕВ
По материалам
BBC News, Associated Press.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru