Вы здесь

Не гонять пациента по кругу!

Здравоохранение - одна из самых динамично развивающихся и открытых модернизации отраслей С.-Петербурга. Это та данность, которую даже при большом желании не получится опровергнуть. Растущие из года в год расходы на содержание медицины города познаются в сравнении и в настоящее время просто рекордны. Если в 2004 г. здравоохранительный сектор был профинансирован на сумму 9 млрд 162,6 млн руб., то уже в 2008 г. в укрепление здоровья петербуржцев власть инвестировала 57 млрд 521,5 млн руб. Невиданные доселе объемы ресурсных вложений, помноженные на эффективную политику распределения средств медицинскими управленцами, привели к долгожданному изменению медико-демографической картины в С.-Петербурге. В 2008 г. впервые с момента вхождения страны в состояние демографического коллапса в городе на Неве впервые произошел прирост его жителей.

Несмотря на экономический кризис, медицинская сфера остается по-прежнему в системе приоритетов городского правительства. Об этом заявили губернатор Валентина Матвиенко и председатель Комитета по здравоохранению Юрий Щербук на итоговой коллегии, где обсуждались результаты работы отрасли в минувшем году.

В ходе состоявшегося традиционного разговора с руководителями медицинских учреждений глава крупнейшего российского региона не ограничилась пунктирным перечислением бесспорных достижений питерского здравоохранения, но и, что делает ей честь, с полным знанием дела говорила о проблемных зонах, характерных, впрочем, для медицинской отрасли не только С.-Петербурга. Предлагаем вниманию читателей «МГ» выступление В.Матвиенко с незначительными сокращениями.

О свершившемся главном медицинском факте

Система здравоохранения нашего города с каждым годом поднимается на новую ступень развития; качество медицинских услуг у нас становится лучше. Особенно заметными стали успехи в укреплении здоровья петербуржцев в последние годы, которые прошли под знаком реализации Концепции модернизации системы здравоохранения С.-Петербурга на 2004-2010 гг. Сегодня мы можем уверенно утверждать, что намеченные 5 лет назад смелые планы развития отрасли не остались на бумаге, они успешно выполнены, а по многим направлениям - даже перевыполнены.

Органично наполнили концепцию целевые программы, которые по предложению специалистов Комитета по здравоохранению были приняты городским правительством, - по инфаркту миокарда, онкологической службе, скорой помощи, психиатрии, туберкулезу. Мы их в полном объеме финансировали. Также органично дополняют нашу концепцию мероприятия по выполнению в С.-Петербурге Национального проекта «Здоровье». Общим итогом стало уменьшение заболеваемости в городе, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни как среди мужчин, так и среди женщин. Это, безусловно, главный результат, очевидное достижение и, как говорится, медицинский факт.

Я думаю, все со мной согласятся в том, что особенно существенно мы продвинулись за эти годы в укреплении технологической базы медицинских учреждений, в насыщении наших больниц и поликлиник новым оборудованием, без которого, конечно же, невозможно организовать современный лечебный процесс. За последние 5 лет из бюджета города для этого было выделено более 3,5 млрд руб., в том числе более 1 млрд руб. в прошлом году, на что в 2008 г. было приобретено 5 тыс. единиц оборудования.

В течение последних 2 лет на средства городского бюджета закуплено 19 современных томографов. Теперь практически в каждом крупном стационаре круглосуточно проводятся рентгенографические, магнитно-резонансные исследования. Это позволило снизить смертность пациентов и улучшить результаты лечения, особенно при инсультах, инфарктах миокарда, туберкулезе, сахарном диабете, ВИЧ/СПИДе и ряде психических заболеваний.

В таком городе, как С.-Петербург, мы не имеем права содержать медицинские учреждения в ненадлежащем порядке. За последние 5 лет финансирование капитального ремонта в ЛПУ выросло почти в 6 раз и в 2008 г. составило 1,2 млрд руб. В большинство наших учреждений здравоохранения теперь не стыдно входить.

Система управления качеством медицинской помощи подверглась значительному усовершенствованию, и это сказалось на уменьшении количества жалоб от населения. За прошедший год к нам поступило 89 обращений. А когда мы начинали в ноябре 2006 г. формировать эту систему, письменных выражений неудовольствия за один месяц стекалось более двухсот! В 2008 г. на 15% по сравнению с предыдущим годом снизилось количество жалоб на деятельность учреждений здравоохранения.

Наша задача сегодня - переход от количественных показателей к качественной медицине. Это отнюдь не абстрактное, а вполне конкретное понятие. Качество медицинских услуг предполагает следование определенным стандартам. Работу по стандартизации медицинской помощи, хочу особо отметить, следует проводить более активно. В противном случае трудно говорить не только о дальнейшем повышении качества медицинских услуг, но и об адекватном их финансировании. Впрочем, подвижки есть. В Комитете по здравоохранению создан отдел контроля качества медицинской помощи населению, действует лаборатория стандартизации в НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе, соответствующая структура развернута в медицинском информационно-аналитическом центре.

В этом году Национальный проект «Здоровье» дополнен новым направлением, связанным с формированием здорового образа жизни. Минздравсоцразвития России подготовило на этот счет специальную программу. На последнем заседании городского правительства Комитету по здравоохранению поручено разработать межведомственный план мероприятий по формированию здорового образа жизни у петербуржцев. В нашем городе есть центр медицинской профилактики. На его базе нужно создать своего рода региональный центр здоровья, который взял бы на себя организацию всей эффективной медицинской профилактики. Кроме того, он должен стать, я бы сказала, идеологом, проводником здорового образа жизни.

Петербуржское здравоохранение всегда славилось высококлассными специалистами, и это - наше главное достояние. У нас в городе выполняются уникальные операции. Но от штучных оперативных вмешательств мы всё больше переходим к завершенным схемам лечения в неврологии, кардиологии, травматологии, ортопедии с применением передовых технологий реабилитации пациента. При максимальной организации лечебного процесса уже сейчас все пациенты, перенесшие инфаркт и инсульт, могут получить полноценную медицинскую реабилитацию.
 
О системных недостатках

Между тем в здравоохранении С.-Петербурга еще немало проблем, недостатков, в том числе системных. Что я имею в виду?

В последние годы число вызовов скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя города превышало рекомендуемый федеральный показатель: 0,338 против 0,312.
Одна из причин несбалансированных объемов медицинской помощи - недостаточно эффективная работа первичного звена здравоохранения. Надо признать, что действующая система оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по тарифам за врачебное посещение уже себя исчерпало. Оно приводит к полному отсутствию заинтересованности врача в результате лечения и фактически создает условия для приписок. Пациента гоняют по кругу для увеличения количества посещений. Необоснованных посещений! Есть вопиющие факты, которые говорят о том, что при заболевании, требующем не более 5 посещений врача, страховой компании на самом деле предъявляются к оплате от 10 до 20 посещений. Это, конечно, никуда не годится.

В прошлом году была поставлена задача - активизировать систему оплаты амбулаторно-поликлинической помощи путем перехода на оплату по тарифам за каждый законченный случай лечения. К сожалению, этот механизм внедряется очень медленно. Между тем руководители поликлинических учреждений не менее нас заинтересованы в том, чтобы внедрить эту систему и создать реальную мотивацию для врачей, нацеленных на конечный результат.

В этом году необходимо будет совершить переход на систему амбулаторно-поликлинической помощи, которая предполагает прямую ответственность врача за качество и результат работы. Пока темпы реорганизации амбулаторного звена невелики. В ряде поликлиник имеется выраженный дефицит врачей. До сих пор сохранилась, вызывая нарекания горожан, архаичная система записи к специалистам. Чтобы получить заветный талончик, люди вынуждены занимать очередь чуть ли не с ночи, неделями и месяцами ждать своего визита к врачу. О каком качестве медицинской помощи при этом можно говорить?!

Слабо, к сожалению, применяется у нас и положительный опыт общей врачебной практики. Такая задача поставлена главам районных администраций - активнее заниматься продвижением ОВП.

И всё же, нехватка специалистов в поликлиниках - наверное, самая острая проблема. Причем это - системная проблема, и я не могу винить в ней главных врачей поликлиник. Но вместе с тем они должны, на мой взгляд, более продуктивно заниматься кадровой политикой, заполнением вакансий во взаимодействии с высшими медицинскими учреждениями, создавать приемлемые условия для молодых специалистов. Нужно продумать дополнительные меры поддержки молодых. Это и задача Комитета по здравоохранению городского правительства. Отсутствие узких специалистов, участковых врачей вызывает у петербуржцев очень серьезное недовольство.

Надо отметить, что в 3 раза меньше жалоб стало на денежные поборы в лечебных учреждениях. Что же касается жалоб на неэтичное поведение медицинских работников как стационаров, так и амбулаторного звена, то их количество снижается пока медленно. Конечно, это - «человеческий фактор», конечно, руководителям трудно отвечать за каждого подчиненного. Считаю, нам следует шире и оперативнее внедрять положительный опыт лучших ЛПУ, делать его достоянием каждого медицинского учреждения. Тем более что наши недостатки - в этом можно не сомневаться - в нынешнее, кризисное время будут нам мешать и проявятся с новой силой.

О кризисе и антикризисных мерах в медицинской сфере

К сожалению, кризис вносит определенные коррективы в наши планы. Тем не менее, нет никаких оснований для панических или драматических настроений, ведь в последние годы, в период устойчивого финансирования и серьезного его роста нами был накоплен существенный запас прочности.

Плановые объемы финансирования в нынешнем году медицинской помощи петербуржцам в рамках территориальной программы госгарантий по сравнению с 2008 г. увеличились, а не уменьшились. Принято решение о закупке годичного запаса лекарственных препаратов для федеральных и региональных льготников по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Кроме того, сейчас идет работа по финансированию приобретения ЛС стационарами, с тем чтобы и в последующем они были обеспечены медикаментами в полном объеме.

Сократится ассигнование ремонтов и вложения в какие-то другие мероприятия, без которых мы можем этот год пережить. Задача организаторов здравоохранения -распорядиться выделенными средствами так, чтобы ни в коей мере не произошло ухудшения качества медицинской помощи.

Ни у одного медицинского работника не может быть снижена заработная плата. Объемы бюджетного финансирования для сохранения ее прежнего уровня достаточны. Речь идет только о сокращении вакантных ставок, которые даже не заняты совместительством. А сегодня такие резервы есть.

Мы принимаем все антикризисные меры, чтобы минимизировать последствия постигшего бедствия, но они всё равно будут и уже есть. На многих предприятиях города либо «заморожены» суммы зарплат, либо даже снижены. Работники бюджетной сферы находятся в привилегированном положении и должны ценить это. Все-таки в условиях кризиса они защищены городской властью.

Записал
Владимир КЛЫШНИКОВ,
соб. корр. «МГ».
С.-Петербург.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru