23 декабря 2024
Задачи и проблемы подготовки врачебных кадров, современные тенденции в педагогике, инновации и качество обучения в высшем учебном заведении - такие вопросы рассматривали участники Всероссийской научно-педагогической конференции «Управление образовательным процессом в современном медицинском вузе». Ее организатором выступил Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого.
Полномочия для проведения форума были даны университету Министерством здравоохранения и социального развития РФ как поощрение за то, что в 2007 г. тогда еще Красноярская медицинская академия стала дипломантом, а в 2008-м - лауреатом Всероссийского конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».
- Современное высшее учебное заведение - это крупный учебный, научный и культурный центр, создающий и воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны.
Данную миссию вузы смогут выполнять лишь в том случае, если они будут обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя, - говорит проректор КрасГМУ по учебной работе профессор Светлана Никулина.
Необходима модернизация высшего образования, в основе которой, прежде всего, образовательные инновации и стандарты качества. Эта мысль стала лейтмотивом красноярской конференции. Актуальность рассматривавшихся вопросов не вызывает сомнения, именно этим и объясняется большое число участников форума - более 500 человек, среди которых руководители медицинских вузов многих российских регионов.
- Процессы глобализации в России привели к кадровому дисбалансу в подготовке врачебного и сестринского персонала, чрезмерной специализации врачебных кадров, необоснованному увеличению числа вузов и медицинских факультетов, - заявил на открытии конференции первый проректор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова академик РАМН Игорь Денисов.
Среди слабых мест системы медицинского образования в стране докладчик назвал, в частности, отставание получаемых знаний от уровня развития информационных технологий, специфичность образования, получаемого в каждом конкретном учебном заведении, а также то, что выпускники медицинских факультетов классических университетов до сих пор не имеют четко прописанной системы последипломного образования.
Согласно данным, которые привел Игорь Денисов, ежегодно в России медицинские вузы оканчивают 24 тыс. студентов. Из них 8 тыс. продолжают обучение в клинической интернатуре, 4 тыс. - в ординатуре. Около 10 тыс. выпускников обучаются в интернатуре на базе городских лечебных учреждений. При этом медработники, имеющие разный уровень подготовки - интерн, ординатор, аспирант, практикующий врач, - получают единый сертификат специалиста.
А вот еще интересные цифры: врачей, которые не повышали квалификацию в течение последних 5 лет, в нашей стране по отдельным специальностям более 10%. Каждый третий врач не имеет квалификационной категории. К чему это приводит? К снижению качества медицинской помощи. Больные с хроническими заболеваниями в России живут около 7 лет, а в странах ЕС - 18-20 лет.
- Начиная с 30-х годов XX века удвоение знаний в разных дисциплинах стало происходить в десятки раз быстрее: за 7-5 лет, а сейчас - за 2 года (особенно в области биологии, генетики, иммунологии и др.). Произошел информационный взрыв. Поэтому учить будущих врачей так, как учили 100-150 лет назад, стало бессмысленным, - убежден Игорь Денисов. - Медицинская высшая школа не может не учитывать этих перемен. Должны измениться формы обучения, объем информации, получаемый студентом в вузе, и технологии получения этой информации.
Академик Денисов считает, что пришло время, обучив студента базисным знаниям в своей дисциплине, научить его решать поставленные сначала типовые, а затем и нетиповые ситуационные задачи, постепенно подводя к творчеству. Отсюда и появление новых понятий об уровнях знаний. В настоящее время в обучении студентов в большинстве стран мира внедрены кроме цикловых модульные и рейтинговые системы обучения и оценки знаний. Почему бы российским медицинским вузам не последовать этому примеру?
В то же время никто из участников конференции не уповал на моментальные изменения, прекрасно понимая, что среди факторов, обеспечивающих качество высшего профессионального образования, на первом месте - объемы инвестиций в эту сферу. Как прозвучало на форуме, финансирование российского образования составляет всего 4-4,3% от уровня ВВП, в то время как в Швеции это 8,7%, в Дании - 8%, Алжире - 7%, США -6,7%, Испании, Португалии, Франции - 6%.
По мнению ректора КрасГМУ им. В.Ф.Войно-Ясенецкого профессора Ивана Артюхова, необходимость в совершенствовании медицинского образования на современном этапе продиктована в первую очередь изменением общественных потребностей: новая политика в области организации здравоохранения, новые пути организации клинической работы, внедрение методов управления качеством оказания медицинской помощи, распространение информационных медицинских технологий, большая открытость медицинских услуг для внешней оценки.
Исходя из этого, считает профессор Артюхов, и должно происходить изменение учебных программ в медицинских вузах. Кроме того, у студентов должна появиться возможность приобретать специализированные знания и умения для достижения персонализованного подхода к диагностике и лечению.
- Убежден, необходимо изменение методов обучения в пользу ориентированных не на проблему, а на медицинскую технологию и на пациента. Еще один необходимый компонент преобразований - фундаментализация высшего медицинского образования за счет широкомасштабного внедрения в образовательный процесс наукоемких технологий, - говорит ректор КрасГМУ.
Не только в образовательных программах, но и в организации работы самих вузов должны произойти серьезные подвижки, считают участники красноярской встречи. Основанием для изменений в менеджменте университетов и академий являются в первую очередь формирование рынка образовательных услуг, диверсификация источников финансирования вуза и изменение требований со стороны потребителей продуктов основной деятельности вуза.
Всё это диктует необходимость внедрять современные управленческие технологии и методы мониторинга, планирования и учета образовательной и научной деятельности студентов и преподавателей, развивать систему управления качеством подготовки специалистов. Одним словом, перед медицинскими вузами Росси стоит очень непростая задача - внедрить инновационный менеджмент, сохранив традиционные академические ценности.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Красноярск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru