23 декабря 2024
Благодарные потомки будут помнить в его лице то редкое сочетание мужества, таланта и личного примера беззаветного служения науке и Родине, которое оставило глубокий след в развитии отечественной биологии». Эти слова знаменитый биолог академик Н.И.Вавилов сказал о своем коллеге и друге, выдающемся русском генетике Ю.А.Филипченко.
Путь в науку
Юрий Александрович Филипченко родился в 1882 г. в селе Злынь Болховского уезда Орловской губернии, где у его отца, известного агронома А.Е.Филипченко, было собственное имение. Окончив гимназию в Петербурге, он в 1900 г. поступил в Военно-медицинскую академию, но на следующий год перевелся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, который окончил в 1905 г. Как одного из лучших выпускников его оставили в университете для подготовки к профессорской деятельности; его учителем стал известный биолог профессор В.Т.Шевяков. В 1913 г. Филипченко защитил магистерскую диссертацию об эмбриологии низших насекомых, а в 1917 г. - докторскую диссертацию, посвященную изменчивости и наследственности черепа у млекопитающих: это была первая в России докторская диссертация по генетике. В 1911 г. он был командирован в Мюнхен, в лабораторию немецкого биолога Р.Гертвига и на биологическую станцию в Неаполе. Наконец, в 1913 г. молодой ученый стал приват-доцентом и впервые в России и одним из первых в мире начал читать студентам университета курс генетики - тогда этот курс назывался «Учение о наследственности и эволюции».
Шли годы, научный авторитет Филипченко возрастал: он становился одним из ведущих биологов северной столицы. В 1919 г. он создал в Петроградском (Ленинградском, ныне С.-Петербургском) университете первую в России кафедру генетики (она называлась «кафедра генетики и экспериментальной зоологии»); одновременно с 1919 г. он руководил кафедрой зоологии со сравнительной анатомией Петроградского химико-фармацевтического института и кафедрой зоологии Высших (Бестужевских) женских курсов. У него появились свои ученики - питомцы его научной школы: ими, как правило, становились те, кто окончил руководимую Филипченко кафедру генетики университета. Так, за многие годы его непосредственными учениками стали такие хорошо известные впоследствии ученые, как М.Л.Бельговский, Н.С.Бутарин, Ю.Л.Горощенко, И.И.Канаев, Ю.Я.Керкис и др. На руководимой Ю.А.Филипченко кафедре сложился как генетик его ассистент, видный ученый Ф.Г.Добржанский, работавший впоследствии в США. Именно профессор Филипченко оказал решающее влияние на судьбу Добржанского, устроив его поездку в научную командировку в лабораторию американского генетика Т.Г.Моргана, создателя хромосомной теории наследственности.
Наряду с плодотворной педагогической деятельностью Филипченко проводил интенсивные научные исследования. Увлекшись евгеникой - сравнительно новой отраслью биологии, он в 1921 г. организовал при Российской Академии наук (вернее, при существовавшей при Академии наук КЕПС - Комиссии по естественным производительным силам России) новое научное учреждение - Бюро по евгенике. Первоначально оно именовалось Бюро по евгенике при КЕПС, с 1928 г. - Бюро по генетике, в 1930 г. было реорганизовано в Лабораторию генетики АН СССР, а в 1933 г. - в Институт генетики АН СССР. В Петрограде Филипченко открыл отделение Русского евгенического общества - в Москве это научное общество возглавил известный биолог Н.К.Кольцов. Филипченко стал также представителем России в Постоянной международной евгенической комиссии.
Наиболее известные научные труды Ю.А.Филипченко, выполненные в 20-е годы, были посвящены актуальным проблемам быстро развивавшейся тогда евгеники - он определял ее как «науку, изучающую все влияния, которые способны улучшить врожденные качества будущих поколений». Деятельными сторонниками евгеники в России были, наряду с Филипченко, крупнейшие биологи и генетики -Н.К.Кольцов, Н.И.Вавилов, А.С.Се-ребровский и др. В начальном периоде российская евгеника была взаимосвязана с генетикой: это выражалось в том, что они были созданы в одно и то же время и основные, собственно евгенические, исследования выполнялись одними и теми же учеными. И генетика, и евгеника рассматривались как одно из направлений новой экспериментальной биологии.
Филипченко был активным пропагандистом евгенической теории: еще в 1914-1920 гг. он опубликовал несколько работ по генетике, краниометрии и неврологии. А в 1918 г. вышла его первая статья по евгенике, которая сразу сделала его весьма популярным. С 1921 по 1925 г. он написал четыре книги на ту же тему, включая биографические очерки о Фрэнсисе Гальтоне (основателе евгеники) и Грегоре Менделе (основоположнике генетики). В 1921 г., создав специальную анкету, которая распространялась среди интеллигенции Петрограда, он вместе со своими сотрудниками и учениками предпринял широкое изучение умственных способностей людей как количественного признака. Материалы 605 анкет, собранных Филипченко, послужили основой для ряда статей по наследственности человека - таких, например, как «Интеллигенция и таланты», опубликованной в 1925 г. в основанном им издании - журнале «Известия бюро по евгенике». В этой статье он отмечал, что гены, от благоприятного сочетания которых зависит проявление талантов, распространены среди всех слоев общества, но наибольшая их концентрация обнаруживается в среде интеллигенции, поэтому ближайшие предки высокоодаренных людей чаще всего относятся к среде интеллигенции.
Медико-генетическая программа
Деятельность Филипченко была направлена на исследование наследственности психологических признаков, выполнявшееся при помощи генеалогического метода. Фактически он занялся учетом интеллектуального потенциала страны. Любопытными были результаты исследования, в котором в 1925 г. профессор Филипченко и
его сотрудники проанализировали - провели демографическое и генеалогическое изучение - всех действительных членов Петербургской академии наук за первые 200 лет ее существования - с 1725 по 1924 г. Выяснилось, что многие из академиков обладали разнообразными дарованиями - в музыке, живописи, литературе. Более чем у половины из них оказались выдающиеся родственники, оставившие память в истории отечественной культуры. Имелись, например, сведения о 105 из 162 сыновей 90 академиков: 52 из них стали учеными и педагогами, 8 - лицами художественных профессий. Впрочем, современные исследователи (И.Захаров) считают, что нельзя преувеличивать значение этих данных в плане наследования умственных способностей, поскольку обследование велось среди одной группы лиц, отобранной к тому же не только по реальной одаренности, но и по общественному положению: для строгих выводов необходимо сравнение с анализом других групп.
В то же время Филипченко выступал против мер «негативной евгеники» (таких, например, как принудительная стерилизация), взятых впоследствии на вооружение реакционерами и нацистами, да и не только ими. Известно, что в существовавшей в те годы Коммунистической академии (Комакаде-мия) обсуждалась «биосоциальная евгеника» (или, по-другому, «пролетарская евгеника»), опиравшаяся на мысль о наследовании результатов внешних влияний; утверждалось, что это должно быть выгодно пролетариату. Однако в 1925 г. Филипченко резко раскритиковал ее: «Раз наследственность приобретенных свойств существует, - писал он, - то, очевидно, все представители этого класса [пролетариата] несут на себе следы тех неблагоприятных влияний, которым их отцы, деды и целый ряд более отдаленных предков подвергались в течение длительного ряда лет. Уже в силу этого благоприятных наследственных зачатков, генов наиболее ценных специальных особенностей среди наших многострадальных пролетариев и крестьян должно быть неизмеримо меньше, чем в других классах, живших так долго в особо благоприятных условиях». После этого уничтожающего, но научно обоснованного вывода с вульгарной «биосоциальной евгеникой» в России было покончено.
Евгеническая программа Филипченко состояла в изучении наследственности человека путем анкетных обследований, евгеническом просвещении, подаче советов медико-евгенического характера: по мнению современных ученых, она должна быть определена как медико-генетическая программа (В.Бабков,1998).
Начала развиваться психогенетика. В Москве и Петербурге открываются центры психогенетики, проводятся регулярные обсуждения теоретических и экспериментальных работ, издается 3 журнала, посвященных исключительно проблемам наследуемости поведенческих особенностей. Наряду с биологами и генетиками (такими, как Н.К.Кольцов и Ю.А.Филипчен-ко, а затем С.Г.Левит и др.) активное участие в работе психогенетических центров принимают и психологи, в числе которых следует отметить прежде всего создателя первого российского Психологического института Г.И.Челпанова и выдающегося российского психолога А.Р.Лурия, а также известные ученые-медики и врачи - невропатологи и психиатры С.Н.Давиденков, Т.И.Юдин и др.
Однако в конце 20-х годов на евгенику и на самого Ю.А.Филипченко как одного из ее корифеев в России обрушилась сокрушительная критика, поощряемая партийными идеологами. Были сурово осуждены попытки объединения биологического и социального («биологи-заторство»). Основным нападкам, причем нападкам идеологического характера, подвергались научные взгляды Филипченко, охарактеризованные как «буржуазные» и «биологизаторские», его евгенические работы и программа генетических исследований у человека. В конце концов, евгеника была запрещена, все евгенические исследования свернуты (хотя впоследствии они сыграли важную роль в становлении родившейся вместо евгеники новой научной дисциплины - медицинской генетики). В результате жестокой травли серьезно пострадал и профессор Филипченко, уволенный из Петроградского университета и фактически снятый со всех своих постов, хотя он и предполагал работать в системе Академии наук СССР и ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина). Эта экзекуция ускорила его уход из жизни - он скончался в мае 1930 г. от менингита, в возрасте 48 лет.
Как всякий большой ученый Ю.А.Филипченко занимался не одной только евгеникой, а целым рядом взаимосвязанных научных проблем. Ряд работ он посвятил проблемам эволюции, эволюционной теории. Поскольку в синтетической теории эволюции элементарной единицей служит популяция (именно в ее рамках происходят наследственные изменения генофонда), то для характеристики разных масштабов синтетической и дарвиновской теорий эволюции он впервые предложил термины микроэволюции и макроэволюции; в отличие от большинства создателей синтетической теории эволюции он полагал, что роды и более крупные систематические единицы произошли иным путем, нежели виды. Он одним из первых применил в биологии вариационную статистику.
Вклад в биологию и медицину
Теперь уже никто не оспаривает, что именно Филипченко стал одним из основоположников генетики в России. Еще в 1915 г. он опубликовал учебник «Изменчивость и эволюция», в 1917 г. - учебник «Наследственность», переиздававшийся в 1924, 1926 и 1929 г. Ему принадлежат другие учебники и учебные пособия, среди которых «Общедоступная биология» (при жизни автора выдержала 15 (!) изданий), «Изменчивость и методы ее изучения» (5 изданий), «Генетика», «Экспериментальная зоология» и др. Во всех этих книгах содержались новые, оригинальные суждения о совсем молодой тогда генетике как науке и практике. Так, в книге «Изменчивость и методы ее изучения», впервые опубликованной в 1926 г., Филипченко предложил для изучения изменчивости как состояния такие понятия, как индивидуальная (особь) и групповая (популяция, вид) изменчивость. Исследовав ряд зоологических данных, он объяснял параллелизм изменчивости в живой природе систематической и филогенетической близостью родов и видов, входивших в изучаемые группы.
Широкие научные и практические интересы Филипченко охватывали, кроме генетики человека, также и такие разделы биологии и сельскохозяйственного производства, как растениеводство и животноводство. Ему принадлежат ценные исследования по генетическим основам селекции, например, работа об изменчивости количественных признаков мягких пшениц. Став руководителем университетской кафедры, Филипченко создает собственную экспериментальную базу: такой базой стала лаборатория генетики Петергофского естественнонаучного института (ПЕНИ), организованного в 1920 г. недалеко от Петрограда, в Старом Петергофе (позже эта лаборатория стала основой Биологического НИИ Ленинградского университета). Здесь Ю.А.Филипченко вывел сорт пшеницы Петергофка. В 1925-1930 гг. Филипченко провел большой цикл работ по генетике количественных признаков у пшеницы.
Вместе со своими сотрудниками и учениками он с успехом занимался также генетикой сельскохозяйственных животных. Так, среди многих научных изысканий и идей он выдвинул идею о скрещивании киргизской овцы с горным архаром, на основе которой была выведена новая порода овец - архаромеринос. В 1929 г. Ю.А.Филипченко и Н.И.Вавилов стали основными организаторами I Всесоюзного съезда генетиков и селекционеров, причем сам Филипченко на пленарном заседании этого съезда сделал содержательный доклад о проблеме гена.
Энциклопедически образованный человек, Ю.А.Филипченко был близок с А.М.Горьким, В.И.Вернадским, Н.А.Семашко, Н.И.Вавиловым и другими видными деятелями российской культуры и науки. Он был в числе тех русских ученых, кто сотрудничал с созданной тогда Центральной комиссией по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), стремившейся сохранить научные кадры в тяжелых материальных условиях послереволюционного времени. Его научные труды внесли важный вклад в развитие российской и мировой биологии и медицины.
Марк МИРСКИЙ, профессор.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru